Банки

Вместе банки и страховщики смогут заработать больше

В 2014 году драйверами роста страхового рынка вновь станут виды страхования, связанные с банковским каналом продаж.

Доходность по депозитам медленно, но верно снижается – в немалой степени из-за девальвации национальной валюты. Курс рубля за первый квартал 2014 года снизился более чем на 10%. Хотя ситуация на валютном рынке в последнее время стабилизировалась, риск нового ослабления позиций рубля, например в результате усугубления санкций, нельзя исключить. В этой ситуации россияне, для которых вклады были излюбленным инструментом сбережения средств, начинают обращать внимание на другие опции. Специалисты прогнозируют, что вскоре продукты накопительного страхования будут востребованы не только среди состоятельных слоев населения, но и в массовом сегменте. Некоторые банки уже разрабатывают программы обучения персонала, которые позволят менеджерам доступно и профессионально рассказывать о продуктах потенциальным клиентам.

Сквозь тернии к звездам

Основным каналом продаж страховых продуктов в России являются банки. Приобретение жилья и автотранспорта в кредит, обращение за потребительским кредитом в большинстве случаев подразумевают покупку страхового полиса вместе с основным продуктом.

Функционирование кредитных организаций и страховых компаний как финансовых институтов всегда было тесно связано. После создания в 2013 году мегарегулятора на базе ЦБ эксперты справедливо отметили, что банки и страховые компании оказались в одной лодке.

Судя по первым шагам регулятора, вслед за кредитными организациями страховые компании ждет не менее серьезный экзамен на качество активов и устойчивость к финансовым рискам. Первые признаки, подтверждающие это наблюдение, стали очевидными еще в прошлом году: у 36 страховщиков были отозваны лицензии, в их числе оказалась крупная страховая компания «Россия», входившая в ТОП-15 и активно работавшая в регионах. В 2014 году, по прогнозам профессионального сообщества, численность участников страхового рынка еще сократится, а в среднесрочной перспективе из жизни могут уйти порядка 200 компаний, то есть половина действующих сейчас страховых организаций.

Несмотря на это, страховщики поддерживают меры по очистке страхового рынка от неустойчивых и недобросовестных игроков, а также намерение введения института актуариев, повышение требований к политике андеррайтинга, введение отчетности по МСФО. Специалисты надеются, что после этого регулятор начнет проводить меры по стандартизации и созданию условий для развития рынка страхования.

Как же отразятся данные изменения в надзоре на взаимодействии банков и страховых компаний?

«Когда на рынке что-то меняется с точки зрения регулирования или надзора, всем участникам приходится привыкать к изменениям, пересматривать какие-то процессы. В итоге взаимодействие между банками и страховыми компаниями будет более простым, так как правила будет устанавливать один орган», – комментирует директор департамента розничного бизнеса Росэнергобанка Александр Васильчиков.

«Единый регулятор обладает всеми инструментами для комплексной оценки деятельности банков и страховых компаний, работающих в банковском канале продаж. Полагаю, что правила регулятора, касающиеся взаимодействия банков и страховых компаний, будут более понятными и удобными для исполнения всеми сторонами», – говорит первый заместитель председателя правления Росбанка Игорь Антонов.

Руководитель отдела по работе со страховыми компаниями DeltaCredit Наталья Просветова считает, что на данный момент первоочередная задача – это решение проблем массовых видов страхования, таких как автострахование. «Если рассматривать изменения в общем, то страховщики ожидают усиления контроля со стороны надзорных органов. Предполагается, что требования к деятельности субъектов страхового рынка будут не менее жесткими, чем требования к банковской деятельности», – объясняет специалист.

По мнению экспертов, 2014 год будет непростым для всей российской экономики и финансового сектора в частности. Очевидно, что политика Банка России по охлаждению рынка потребкредитования будет стимулировать кредитные организации отказываться от наиболее рискованных кредитных продуктов. Банки уже переходят от политики расширения клиентской базы к формированию более качественных и надежных продуктов в своем кредитном портфеле. Это значит, что снижение объемов кредитования отразится и на размере страховых премий. Согласно исследованию «Эксперт РА» по итогам 2014 года объем сборов в банкостраховании ожидается на уровне 221 млрд рублей, что будет на 15% ниже аналогичного показателя 2013 года. Вместе с тем аналитики считают, что сегмент страхования жизни продолжит расти: на 35–40% в 2014 году, до 116–120 млрд рублей.

Перемены к лучшему

Несмотря на то что страхованию в России более 200 лет, эта отрасль по-прежнему остается одной из самых непростых. В числе сдерживающих факторов специалисты называют и невысокий уровень жизни, и низкую экономическую грамотность населения, по причине которой страхование нечасто рассматривается как эффективный инструмент защиты имущественных и финансовых интересов. Еще одна причина – высокий уровень взаимного недоверия между страхователями и страховыми компаниями. С точки зрения профессионалов, для изменения данной ситуации необходимо, чтобы услуги стали понятны и доступны широким слоям населения, а выплаты при наступлении страхового случая должны быть гарантированными.

Какими же мотивами сегодня руководствуется клиент при выборе программы страхования?

«Действительно, в России отсутствует понимание значимости института страхования. К сожалению, на данный момент многие клиенты в первую очередь обращают внимание на размер страхового тарифа, при этом не вникая в условия страхования и особенности страхового покрытия. Только при наступлении страхового случая клиенты начинают анализировать условия договора страхования и осознанно подходят к выбору соотношения «цена – качество» страховой услуги», – подчеркивает Наталья Просветова (DeltaCredit).

Иная точка зрения на ситуацию у начальника отдела по работе со страховыми компаниями департамента залогового обеспечения Транскапиталбанка Елены Васяниной: «В последнее время все больше заметен рост уровня культуры страхования среди населения. Клиенты стали лучше ориентироваться в условиях страхования, рисках, страховом рынке в целом. В первую очередь мы связываем это с тем, что люди стали чаще сталкиваться с ситуациями, предусматривающими страховые выплаты. Растет количество выданных кредитов, как следствие, увеличивается число застрахованных и страховых случаев. Люди на себе ощутили реальную финансовую помощь в сложных для себя ситуациях, когда, например, самостоятельно исполнять обязательства по кредиту им становится проблематично. Если раньше клиенты воспринимали страхование как неизбежное зло, являющееся обязательным условием получения кредита, и при выборе страховой компании руководствовались исключительно стоимостью услуги, то сейчас они все чаще обращают внимание на риски, исключения из страхового покрытия, репутацию страховой компании. Мы, в свою очередь, с удовольствием помогаем им сориентироваться в различных вариантах, предлагаемых на рынке. Для нас очень приятным и показательным является тот факт, что наши клиенты обращаются к нам за консультационной помощью и по добровольным видам страхования, не связанным с кредитной сделкой».

Говоря о тенденциях, Игорь Антонов (Росбанк) отмечает, что страховые продукты, не связанные с кредитами, востребованы. Популярными становятся программы защиты дома (страхование квартир, дач), семьи (страхование жизни и здоровья членов семьи) и бюджета (накопительные программы страхования).

«При выборе страховщика многие ориентируются на стоимость продукта, но при этом оценивают и то, насколько хорошо страховщик оплачивает риски, затягивает ли выплаты, высоки ли его требования к процессу урегулирования и т.д. Это позитивная тенденция: клиент взвешенно относится к выбору и понимает, за что платит», – комментирует Александр Васильчиков (Росэнергобанк).

Утверждать, что у наших граждан вдруг радикально поменялся менталитет, будет явным преувеличением. Уровень проникновения страхования жизни остается по-прежнему низким. Чтобы продукты страховщиков стали востребованы россиянами, финансистам и государству необходимо проделать большую совместную работу, которая собственно уже началась.

Правительством РФ в июле 2013 года была утверждена Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года. Стратегия содержит дорожную карту, которая представляет собой комплекс конкретных мер по содействию развитию страховой отрасли и ее становлению как стратегически значимого сектора экономики России.

Эксперты отрасли подчеркивают, что в данной ситуации локомотивом должны стать накопительные виды страхования, в которых клиенты на протяжении многих лет периодически оплачивают страховые взносы до наступления страхового случая. Мировой опыт показывает: средства страховых резервов составляют существенный сектор экономики, финансирующий государственные проекты без привлечения внешних инвесторов. Именно страховые компании – один из основных источников длинных денег. В свою очередь, население получает возможность реализовать планы на образование детей, покупку жилья и обеспечение достойной жизни после прекращения трудовой деятельности.

За чем будущее?

Социологические опросы подтверждают: постепенно к россиянам приходит понимание того, что пенсионная реформа неизбежна и обеспечение старости – задача, которую необходимо решить каждому из нас. Забота о своих доходах становится личным делом каждого, и рассчитывать надо не только на государство, но и на свои силы: вкладывать деньги в работающие активы.

Будущее за инвестиционно-накопительными программами для массового сегмента и корпоративными пенсионными продуктами, отмечают аналитики. «БИНБАНК уже сейчас предлагает интересные программы, позволяющие диверсифицировать свои инвестиции между вкладом с высокой процентной ставкой и инвестиционными и накопительными страховыми продуктами от наших партнеров (причем инвестор в данном случае защищен от потери страхового взноса). Гражданам пенсионного возраста мы адресуем пенсионную программу, сочетающую в себе пластиковую карту и вклад с повышенной процентной ставкой и минимальным первоначальным взносом», – комментирует директор департамента разработки розничных продуктов БИНБАНКа Антон Маслий.

Специалисты Росбанка видят большой потенциал развития данных продуктов. В 2014 году они планируют представить линейку инвестиционных программ, используя многолетний опыт и поддержку коллег из группы Societe Generale. «Для клиентов с разными доходами подойдут разные страховые продукты. Так, клиентам со средним доходом будут интересны программы страховой защиты членов семьи, страхование квартир и личного имущества, накопительные программы страхования. Клиенты с доходами выше среднего будут заинтересованы в страховых программах, обеспечивающих качественное обслуживание в современных клиниках и медицинских центрах в России и за границей. Также такие клиенты готовы инвестировать в долгосрочные инструменты, приобретая инвестиционные страховые продукты», – убежден Игорь Антонов (Росбанк).

«Это действительно так, но в ближайшей перспективе данное направление будет развиваться медленно. Продукт сложный, в экономике периодически случаются волнения. Клиенты неохотно доверяют средства на длительный срок вообще, тем более с учетом отсутствия гарантий. И здесь страховые компании должны явно демонстрировать клиенту преимущества своих предложений перед такими банковскими продуктами, как депозиты или доверительное управление. Сейчас такого желания с их стороны нет, даже рекламы нет. Так что активное развитие подобных программ – вопрос не текущего дня. Возможно, потребуется еще года два-три с условием того, что страховые компании будут активно продвигать это направление и развивать его», – анализирует ситуацию Александр Васильчиков (Росэнергобанк).

По мнению эксперта, в России склонны страховать не то, что завтра сгорит или утонет, а то, что прямо сейчас горит или тонет. «Это тот самый пресловутый авось, при этом своя жизнь у граждан ценится по-прежнему меньше, чем имущество. Поэтому в первую очередь будет развиваться имущественное страхование, потом страхование от несчастного случая, болезни, потери трудоспособности. А когда клиент будет защищен от рисков со всех сторон, он, может быть, задумается о приобретении инвестиционного полиса. Но кто-то должен будет дать ему гарантии, что страховщик не разорится и он не потеряет все вложенные на долгий срок средства», – разъясняет Александр Васильчиков (Росэнергобанк).

Наталья Просветова (DeltaCredit) как наиболее перспективные для развития в ближайшие годы отмечает коробочные продукты, рассчитанные на массовый сегмент и предусматривающие стандартные условия страхования для типовых объектов, которые можно приобрести в режиме online.

«Я соглашусь с аналитиками. Для нас эти направления являются интересными и с точки зрения расширения перечня услуг, предлагаемых нашим клиентам, и с точки зрения дополнительного дохода для банка. В первую очередь мы видим нашу роль в выборе достойных партнеров по данным продуктам, которые обеспечат качественный сервис и предложат интересные условия нашим клиентам, поскольку банк несет в этом случае определенные репутационные риски. Немаловажным является уровень подготовки специалистов, которые будут предлагать продукты клиентам. Именно поэтому у нас есть свой тренинговый центр, где мы совместно с представителями наших партнеров разрабатываем программы обучения, которые позволят сотрудникам при общении с клиентами качественно и профессионально рассказать о продаваемых продуктах», – говорит Елена Васянина (Транскапиталбанк).

Директор департамента розничного бизнеса ЛОКО-Банка Мурат Толпаров рассказывает: «Сейчас блок розничного бизнеса активно проводит анализ потребностей наших действующих клиентов и продаж пенсионных продуктов. Если их эффективность будет высоко оценена в краткосрочном периоде, то в дальнейшем они будут предлагаться и частным, и корпоративным клиентам».

«Будущее за пакетным предложением услуг в офисах кредитной организации, когда клиенту, пришедшему за одной услугой, будет предложен спектр опций, из которых он выберет максимально подходящий ему банковский, инвестиционный, пенсионный или страховой продукт. То есть банки превращаются из простых продавцов услуг в финансовых консультантов. Так, Росгосстрах Банк уже сегодня может предоставить своим клиентам так называемое пакетное предложение. В сети банка помимо оформления банковских продуктов можно получить консультации по инвестиционным программам, купить паи инвестиционного фонда и оформить ряд страховых продуктов: от страхования квартиры и ОСАГО до полисов для выезжающих за рубеж, договоров обязательного пенсионного страхования и накопительного страхования жизни», – делится опытом директор департамента розничного бизнеса и управления региональной сетью Росгосстрах Банка Вилен Ли.

Объединение страховой и банковской структуры различными методами – общая тенденция и для мировой экономики, и для России. Практика показывает, что в ряде случаев страховые продукты достаточно сложны для покупки напрямую (например, непосредственно через Интернет) и требуется консультация специалиста, чтобы уточнить все особенности покрытия и подобрать оптимальный вариант. Возможно, именно накопительные и инвестиционные программы послужат импульсом для дальнейшего взаимодействия банков со страховыми компаниями.

Начать дискуссию