Платежные системы

Могут ли у российской платежной карты быть преимущества

Власть то снижает страховые взносы МПС, то не снижает, а Visa и MasterCard то уходят из России, то не уходят. Тем временем банки активно строят межхостовые соединения, но будущее НСПК все еще туманно. Так нужно ли гнать иностранцев и могут ли быть преимущества у национальной карты в монопольном режиме?

Власть то снижает страховые взносы МПС, то не снижает, а Visa и MasterCard то уходят из России, то не уходят. Тем временем банки активно строят межхостовые соединения, но будущее НСПК все еще туманно. Так нужно ли гнать иностранцев и могут ли быть преимущества у национальной карты в монопольном режиме?

Возможный уход Visa и MasterCard c российского рынка — самая «шумная» банковская тема уже на протяжении нескольких месяцев. И только, кажется, появляется какая-то ясность, как условия снова меняются. Вот и теперь, когда платежным системам вроде бы пообещали «скидку» на страховой депозит и они успокоились, Минфин готов перенести сроки на три месяца, но размер депозита хочет оставить прежним. MasterCard согласился и стал срочно искать российский процессинг, а вот Visa проявила упрямство и снова пугает уходом с рынка. Интересная ситуация — если Visa уйдет, а MasterCard останется, последний станет фактически монополистом. Хорошо ли это? Конечно, нет.

Visa и MasterCard — это либеральная и демократическая партия — конкуренция дает гарантию внимания к чаяниям граждан. Если останется только одна система, будь то НСПК или даже одна из МПС — настанет «платежный коммунизм», когда все всегда «за». Вряд ли в такой ситуации можно говорить о развитии и хорошем сервисе.

Другая аналогия, которая возникает у российского потребителя, когда сравнивается зарубежный продукт с отечественным — автопром. Может быть, если МПС останутся, НСПК сможет стать «АвтоВАЗом платежей»? Но фактор цены в данном случае не так важен. Уже сейчас ряд финансовых организаций выдают премиальные карты полностью бесплатно, включая информирование и ДБО, да еще и с доставкой. Чем здесь конкурировать?

Конкуренция дает гарантию внимания к чаяниям граждан. Если останется только одна система, будь то НСПК или даже одна из МПС — настанет «платежный коммунизм»

Другой возможный аргумент — НСПК позволит снизить торговую уступку для розничных магазинов. Но интерчейндж — это как раз инструмент развития рынка платежных карт, и именно он позволяет выдавать карты клиентам бесплатно, причем именно премиальные, потому что по ним он выше, а следовательно, из этих 2–2,5% и банк-эмитент может заработать, и клиент заинтересован в оплате картой, потому что получает кэш-бэк.

Итог: не нужно путать защиту от рисков и бизнес-продукт. Да, межхоствые соединения нужны, причем не только для страховки, но и для развития рынка платежей. Но остальное — дело маркетинга. Если национальная карта будет создана, и Visa и MasterCard откажутся обслуживать какие-то банки — им же хуже. Это создает вполне нормальную рыночную ситуацию, когда кто-то из конкурентов работает, а кто-то — нет, и, соответственно, потребитель может сделать выводы и выбрать, чьими услугами пользоваться. Карты — это красивый маркетинговый инструмент, и не надо делать из них национальную идею. Должна быть конкуренция между системами, а уж какую из них использовать и на каких условиях — банки, ретейлеры и их клиенты вполне определятся самостоятельно.

Начать дискуссию