Банки

Конфликт между крупными и «прочими» банками углубляется с каждым днем

Регулятор напортачил, не доделал, должен помочь — вот рефрен, бесконечно повторяемый представителями финансового сообщества на всевозможных конференциях и собраниях, которых в мае–июне было предостаточно.

Регулятор напортачил, не доделал, должен помочь — вот рефрен, бесконечно повторяемый представителями финансового сообщества на всевозможных конференциях и собраниях, которых в мае–июне было предостаточно.

Претензии, как и ожидания, у банкиров разные, и у мелких и средних банков желания высказаться на публику явно больше, чем у «крупняка», который вхож в коридоры власти — финансовой, законодательной и исполнительной.

Пожалуй, максимум претензий высказал вице-президента РСПП Александр Мурычев, выступая основным докладчиком на очередном отчетно-выборном собрании АРБР. Как выяснилось из его доклада, банкиры так и не смирились с тем, что Центробанк отзывает лицензии пачками, хотя раньше (да и в ходе конференции) глава ассоциации говорил обратное: мы понимаем озабоченность ЦБ, да и вообще отношения налажены. Очевидно, что эта игра в доброго и злого банкира затеяна с умыслом, но ясно также, что претензии, изложенные Александром Мурычевым, отражают позицию значительной части региональных банкиров, которые не способны смириться ни с новой долгосрочной политикой ЦБ по расчистке рынка, ни с финансово-экономическими реалиями, которые угрожают самому их существованию.

Ясно также, что, как и полтора года назад, год назад или полгода назад, владельцы и топ-менеджеры мелких и средних банков не готовы принять на себя ответственность за будущее и начать проводить давно «предписанную» им политику слияния. Банкиры сидят и ждут, кому бы продаться (и вероятно, многие из них параллельно выкачивают «на случай чего» активы из своих банков, тем самым усугубляя ситуацию на рынке). И тем временем требуют от ЦБ написать долгосрочную стратегию развития рынка на семь лет вперед. Опять же, думается, прекрасно понимая, что при нынешней практике ручного управления исполнить ее, скорее всего, не удастся.

Однако из всего изложенного Александром Мурычевым с одним постулатом спорить невозможно: в условиях очередного «огосударствления» экономики правительство, а с их подачи и финансовые власти, повернулись к крупным и государственным банкам передом, а к малым и средним — соответственно…

Как и в прошлый финансовый кризис, перекос в пользу крупных банков очевиден, формируются списки банков, в которые должны перейти госкомпании. Затеянная Минфином игра с лотами вряд ли способна обмануть профессионалов рынка. Не нуждается в комментариях ситуация с госбанками, прежде всего — Сбербанком, который, как ни смешно это звучит, жалуется на дорогую ликвидность, поднимает ставки по кредитам и обещает продолжать в том же духе.

Конечно, у крупных банков свои проблемы: растут затраты на риск-менеджмент, приходится переформатировать сети, вкладываться в новые продукты, все это на падающих объемах и уменьшающейся марже, а тут еще и новые регуляторные меры…

Представители топ-50 ждут от государства, что оно вмешается в сложившуюся систему и законодательно обеспечит ему равную конкуренцию с госбанками хотя бы в том, что введет плату за услуги, позволив зарабатывать на комиссиях.

Как и в прошлый финансовый кризис, перекос в пользу крупных банков очевиден, формируются списки банков, в которые должны перейти госкомпании

Но можно понять и чиновников. Взять недавнее банкротство Инвестбанка, у которого на счетах зависли временно свободные средства, выделенные из госбюджета калининградской региональной власти. Всем с первого момента очевидно, что вернуть их не удастся. Это привело к тому, что высокопоставленных чиновников местной администрации обвинили в лоббировании интересов владельцев рухнувшего банка — возможно, несправедливо, но легче ли от этого?

Если посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, становится очевидно, что долго везти в одной лодке волка, козу и капусту по нынешнему штормовому финансовому морю не получится. И курс уже выбран, как бы ни протестовали банкиры.

В прошлый кризис конфликт интересов крупных и «прочих» банков привел к тому, что топов системы лоббировала АРБ, остальные сплотились вокруг АРБР. Было много конфликтов, и в какой-то момент даже ставился вопрос о том, чтобы объединить две ассоциации, что, безусловно, было в интересах регулятора, но точно не мелких банков. Сейчас несколько другая ситуация: например, в кризис 2008–2009 годов не было такого фактора, как абсолютно «дремучий» профильный комитет Госдумы, с которым, похоже, не способны поладить ни банковские лоббисты всех мастей, ни сенаторы, ни даже финансовые чиновники, и который с постоянством, достойным лучшего применения, пугает и дестабилизирует рынок. А как банкиры из этого выкрутятся — покажет время.

Начать дискуссию