Портал Банки.ру продолжает тестировать мобильные приложения крупных российских банков, оценивая их функциональность, безопасность и удобство. На сей раз объектом нашего теста стало приложение банка «Тинькофф Кредитные Системы».
Подключение к системе
Так как ТКС – банк без отделений, все происходит онлайн. На сайте банка нужно заполнить заявку на дебетовую или кредитную карту, которую через несколько дней привозит курьер. После активации карты на сайте кредитной организации можно получить имя пользователя и пароль для интернет-банка. Причем имя и пароль можно задать самостоятельно. Это удобно, хотя и велико искушение задать криптографически слабые, зато легко запоминающиеся учетные данные.
Заданные имя пользователя и пароль нужно ввести в мобильное приложение при первом запуске, затем приложение предлагает создать четырехзначный ПИН-код для быстрого входа.
Общедоступные функции
Свежеустановленное приложение встречает пользователя недружелюбно – запросом имени пользователя и пароля, так что кажется, будто в нем и нет никаких функций, доступных без входа в систему. Однако если нажать на левый верхний угол экрана, то выедет боковая панель, на которой можно найти пункты, доступные пользователям, не являющимся клиентами банка.
«Курсы валют» на вкладке «Счета» показывают курс покупки и продажи долларов США и евро. Причем отдельно для вкладов, дебетовых и кредитных карт и для разного вида операций по вкладам и картам. В правом верхнем углу интерфейса есть переключатель между отображением курсов ТКС и ЦБ.
Вкладка «На карте» показывает расположение отделений и банкоматов партнеров ТКС, принимающих и выдающих деньги с карт банка. Можно переключиться на режим отображения расположения всех точек, принимающих платежи на карты ТКС, но, поскольку этих точек очень много, они отображаются по группам, плюс есть возможность фильтрации по компаниям. Нажав на значок группы в интересующем вас районе, вы увидите список расположенных там точек. Подробная информация есть только по пунктам приема платежей, для банкоматов и отделений банков указан лишь адрес. Узнать, есть ли в определенном банкомате деньги, не получится. Конечно же, есть возможность поиска по адресу.
Функции для клиента банка
После входа в систему открывается страница «Счета», на которой видны все счета и карты клиента. На этой же странице можно подать заявку на оформление карты или открытие нового счета. Если удержать нажатие на каком-либо счете, появится кнопка скрытия счета. Скрытые счета отображаются на этой же странице в самом нижнем выпадающем списке.
В версии для iOS основное меню расположено внизу экрана, а нажатие на левый верхний угол экрана открывает боковую панель с дополнительном меню, в версии для Android основное меню также вынесено на боковую панель.
Нажав на нужную карту, вы увидите список операций по ней и кнопки «Пополнить», «Оплатить», «Траты». Пополнить карту можно с карты другого банка, по реквизитам, наличными через точки оплаты (приложение покажет карту с точками). «Оплатить» соответствует одноименному пункту главного меню, а «Траты» выводят статистику по тратам с разбивкой по категориям и гистограммой.
Также на странице карты в верхнем правом углу имеется неприметная кнопка «i», нажатие на которую вызывает правую боковую панель с множеством функций. Тут можно посмотреть детали счета и полные его реквизиты, подключить и отключить дополнительные услуги (страхование задолженности, периодические выписки, СМС-информирование, СМС-банкинг, операции в Интернете), а также заблокировать карту и оставить заявку на перевыпуск или выпуск дополнительной карты. Даже странно, что столь важные функции «задвинуты» столь глубоко.
Страница «Оплатить» позволяет выполнять платежи и переводы по шаблонам или с ручным вводом данных. Список получателей очень большой и разбит на восемь разделов. Причем для каждого раздела можно посмотреть получателей в своем регионе и, отдельно, в других регионах.
Вариантов для выполнения перевода денег тоже очень много. Помимо простого перевода денег между собственными счетами в ТКС, можно перевести деньги другому клиенту банка по номеру карты, по номеру договора либо по QR-коду. В другие банки можно переводить себе, другому физическому лицу или юридическому лицу (разнятся список реквизитов и комиссии). Также можно переводить на карту другого банка и с карты другого банка. Последняя функция – весьма редкая среди приложений мобильного банкинга и ценная. Отдельным разделом стоят переводы бюджетным организациям и переводы в счет оплаты налогов и сборов.
«На карте» не особо отличается от варианта без захода в систему, добавляется лишь режим отображения точек, где можно получить скидку при оплате картой, также с фильтрацией и поиском по адресу.
«Контакты» содержат телефонные номера банка, причем отдельно для вопросов по мобильному и интернет-банку, кредитным картам, вкладам и счетам.
Дополнительное меню содержит несколько интересных функций. Иными из них лучше пользоваться с осторожностью. Например,«Пригласите друзей» означает ни много ни мало как отправку всего списка контактов в банк. После этого сотрудники ТКС примутся обзванивать всех ваших друзей, родственников, коллег и просто знакомых, чьи телефонные номера у вас нашлись.
Единственный, пожалуй, полезный пункт в этом меню – «Лимиты». В соответствии с названием, он позволяет установить суточный и месячный расходные лимиты, а также отдельный суточный лимит на снятие наличных.
Безопасность
Вход в приложение производится по вводу четырехзначного ПИН-кода либо с помощью имени пользователя и пароля – клиент может выбирать сам удобный ему вариант. Каждая операция сопровождается запросом одноразового кода, присылаемого по СМС.
Как и в случае с приложением Альфа-Банка, ТКС позволил нам одновременно залогиниться на двух разных телефонах и не заблокировал карту после выполнения операций на обоих. Причем привязка к сим-карте у банка точно имеется – в нашем случае она почему-то сработала прямо при подаче заявления на выпуск карты (вместо проверочных СМС приходило грозное предупреждение о блокировке), то есть задолго до получения карты и установки приложения на смартфон.
После продолжительной неактивности пользователя приложение требует повторного ввода ПИН-кода.
Интерфейс приложения
Интерфейс версий для Android и iOS различается расположением основного меню – в iOS оно видно всегда, в Android его убрали на выезжающую боковую панель. В остальном особых отличий нет. На некоторых экранах есть кнопка возврата на предыдущую страницу, на других ее нет, хотя она и нужна бы – так, чтобы вернуться из списка получателей платежей к разделам, нужно переключиться на какую-либо другую закладку и затем снова на платежи.
Для оценки интерфейса приложения мы пригласили компанию InfoShell, специализирующуюся на разработке мобильных приложений. Свое заключение представил бизнес-аналитик компании Павел Макаров.
Заключение эксперта
Первое, на что обращаешь внимание, – это приятный современный дизайн интерфейса, которого не хватает во многих других мобильных банках.
В приложении удобная навигация, разделенная на боковое меню, где размещены все доступные функции, и нижний бар, содержащий только самые необходимые функции для быстрого доступа. В Android-версии также присутствуют эти два элемента навигации, но оба аккуратно расположены в боковом меню.
В интерфейсе сделан акцент на самом главном. Например, при совершении операций по картам и счетам доступная сумма расположена в заголовке и всегда на виду. Здорово, что на экране с операциями по карте иконки «Пополнение» и «Снятие средств» находятся с разных сторон, что существенно упрощает поиск нужной операции. Однако немаловажна еще и дата платежа, которую, возможно, следовало бы выделить дополнительно.
Отчет о расходах красиво сделан в виде гистограммы, но есть некоторое неудобство с установкой периода просмотра. Не совсем очевидно отключение просмотра по периоду и переход в режим просмотра помесячно: иконка находится там, где раньше была кнопка с другим назначением. К тому же из-за маленьких размеров она теряется среди других элементов. Мне как пользователю хочется быстро посмотреть статистику за весь год, но такой период нужно будет выставлять очень долго.
Проблемы с «неочевидностью» также имеют иконки фильтров в заголовке на экране карты местности. Непонятно, что именно отображается при переключении, а сами иконки не дают такого понимания. На экране с банковской картой закладка «i», как ни странно, не дает понимания, что там может находиться. А там, например, есть такая немаловажная функция, как блокировка карты.
В некоторых пунктах в списке трат в отдельном окне выводится карта, где маркером отмечено место, в котором была совершена трата денег. Идея хорошая, но бесполезная, так как маркер отображается в масштабе всего города в очень маленьком окне. По факту понятно только то, в каком городе и примерно в каком районе произошла эта трата.
Плюсы и минусы
Функциональное наполнение приложения очень разнообразное. В отличие от многих других банков, оставивших многие задачи на интернет-банк, офисы и контакт-центр, ТКС явно стремился реализовать в мобильном приложении все, что может понадобиться клиенту. Ни одно другое приложение из протестированных нами не могло похвастаться тем же. При этом приложение работает быстро и плавно.
Есть и «ложка дегтя» – интерфейс, лишенный простоты и стройности. Новый пользователь далеко не сразу найдет нужные ему функции, да и назначение некоторые пунктов понять непросто, встроенная подсказка не помешала бы. Стабильность работы приложения тоже не совсем на высоте, за время тестирования мы столкнулись с некоторыми проблемами. Так, один из квадратов карты Москвы упорно не хотел отображаться, а в процессе исследования пунктов меню приложение пару раз «падало», приходилось запускать его заново.
В конечном итоге приложение ТКС вызывает весьма положительные эмоции – небольшие огрехи можно и потерпеть, в них нет ничего фатального, зато невозможно переоценить богатство возможностей и плавность работы.
Начать дискуссию