Платежные системы

Карты, деньги, «револьвер»

Массовый выпуск револьверных кредитных карт в России начался всего пять лет назад. Сейчас все больше банков выходят на этот, пока не слишком конкурентный рынок. Но несмотря на его привлекательность, банки пока очень осторожно выдают населению кредитки. Поэтому и средний владелец кредитной карты сильно отличается от портрета среднего россиянина.

ЕЛЕНА ХУТОРНЫХ

Массовый выпуск револьверных кредитных карт в России начался всего пять лет назад. Сейчас все больше банков выходят на этот, пока не слишком конкурентный рынок. Но несмотря на его привлекательность, банки пока очень осторожно выдают населению кредитки. Поэтому и средний владелец кредитной карты сильно отличается от портрета среднего россиянина.

Риск для банка, удобство для заемщика

Рынок кредитных карт привлекателен для банков и пока относительно свободен. По данным ЦБ на 1 июля 2005 года, только 4,2% из 42,5 млн всех выпущенных российскими банками карт были кредитными. Банкиры не торопятся выдавать их всем желающим и говорят, что кредитная карта— гораздо более рисковый для банка продукт, чем простой потребительский кредит.

«Средний срок потребительского кредита — восемь месяцев. На финансовом сленге его называют закрытой кредитной линией. А кредитная карта выдается надолго (в среднем на два года), и это открытая кредитная линия, что повышает риск банка»,— объясняет заместитель председателя правления Инвестсбербанка Максим Чернущенко.

Если клиент не погашает вовремя кредит, банк может не возобновлять с ним отношения после погашения задолженности. Выдавая карту, банк, как правило, рискует большей суммой: средний кредитный лимит по карте сегодня составляет $1 тыс., а средний потребительский кредит — всего $400.

«Потребительский кредит зачастую не выдается на руки, а деньги по кредитной карте можно обналичить, что, конечно, удобно для мошенников»,— говорит начальник отдела продвижения пластиковых продуктов Абсолют банка Игорь Коган. Для потребкредита требуются только два документа, включая паспорт, а при выдаче кредитной карты банк может потребовать (хотя на практике это делают не все) еще и справку о доходах, копию трудовой книжки и т. п.

«Мы оцениваем платежеспособность заемщика в течение нескольких дней (не более пяти), а обычный кредит можно получить и за полчаса. Для потребкредита достаточно иметь ежемесячный доход в 6 тыс. руб., для кредитной карты этот порог в нашем банке — не менее эквивалента $700»,— рассказывает Коган.

Таким образом, получить карту сложнее, однако и удобств у кредитной карты больше, чем у разового кредита. Она призвана в первую очередь облегчить владельцу повседневную жизнь. «Одно из ее преимуществ перед потребительским кредитом заключается в том, что документы на получение карты нужно подавать один раз, при этом клиент получает возобновляемую кредитную линию»,— объясняет начальник управления кредитных карт Ситибанка Уильям Келиехор.

«Принципиальное отличие карты в том, что она позволяет приобрести те товары и услуги, которые не продаются в кредит»,— добавляет Коган.

А начальник управления продаж розничных пластиковых продуктов Юниаструм банка Сергей Покусин приводит еще одно достоинство карты— отсутствие скрытых комиссий по кредиту. Для оплаты же дорогостоящей покупки ( а втомобиль, крупная техника, ремонт в квартире) Келиехор рекомендует все-таки взять потребительский кредит.

Карточные риски

Выдавая кредитные карты, банки пытаются подстраховаться, отбирая надежных клиентов несколькими способами. Например, один из пионеров розничного кредитования банк «Русский стандарт» начал рассылать кредитные карты только тем клиентам, которые брали и успешно погасили потребительский кредит. Кредитный лимит по таким картам устанавливается индивидуально и составляет от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Так же поступают и некоторые другие банки. «Мы выдаем кредитные карты только тем, кто брал в нашем банке потребительский кредит и успешно погасил его.

В таком случае карта по почте отправляется клиенту, и он может активировать ее»,— говорит Максим Чернущенко.

Естественно, не все карты клиенты активируют сразу, а некоторые не активируют их никогда. Поэтому у банков, рассылающих карты, номинальное количество держателей карт всегда отличается от реальных пользователей. «Мы разослали около полумиллиона карт, но не все их активируют, и даже после активации не все пользуются кредитками»,— приводит пример Чернущенко. По его словам, процент активации кредиток составляет 55–70% от общего числа разосланных карт. Старший вице-президент банка «Русский стандарт» Дмитрий Руденко оптимистичнее: «Реально активируют карты более 70%, а после того как карта активирована, 95% клиентов ею пользуются. Возможно, они воспользуются картой не сразу». По словам банкиров, обычно процент активации карт повышается к праздникам, особенно к новогодним.

Есть еще один способ минимизировать риски по кредитным картам — выдавать их только клиентам, обслуживающимся в банке по зарплатным проектам. Так, например, решил поступить Райффайзенбанк: кредитные карты здесь пока можно оформить только по специальному приглашению от банка. Сейчас приглашения рассылаются сотрудникам предприятий, получающим зарплату через банк. «В этом случае банк точно знает, где клиент работает, и видит, сколько он в действительности зарабатывает»,— объясняет Чернущенко.

В некоторых случаях банки могут запросить у заемщика дополнительные документы.

Например, в Альфа-банке, Ситибанке и «Русском стандарте» для получения кредитной карты необходим только паспорт и еще один документ на выбор.

«От тех, кто получает в нашем банке кредитки „с улицы”, мы не требуем дополнительных документов, какого-то минимального порога дохода тоже нет, все определяется индивидуально»,— говорит Дмитрий Руденко.

Клиентам Альфа-банка, которые желают иметь пониженную процентную ставку по кредиту и, возможно, более высокий кредитный лимит, придется представить в банк справку о доходах. «Если клиент исправно платит по кредиту или у него увеличился доход, Ситибанк может увеличить ему кредитный лимит по карте. Все эти возможности рассматриваются в индивидуальном порядке»,— заявляет Келиехор.

Карта рынка

«В России сложились необходимые условия для развития рынка кредитных карт»,— считает глава российского представительства MasterCard Europe Андрей Королев. По его словам, сейчас сформировалась достаточно широкая сеть приема карт (у MasterCard количество точек приема составляет более 140 тыс.), а у банков появились базы заемщиков.

Развитию рынка карточного кредитования в России помогли изменения в законодательстве. В частности, появилась юридическая основа для предоставления держателям кредитных карт льготного периода кредитования.

Рассуждения Королев подтверждает цифрами: темпы роста эмиссии расчетно-кредитныхкарт MasterCard в России в среднем в 20 раз превышают аналогичные показатели по Восточной Европе. К 30 сентября 2005 года банкиучастники системы MasterCard в России эмитировали 4,88 млн расчетно-кредитных карт, что на 745,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Тем не менее, по мнению Когана, бума кредитных карт в России пока не наблюдается.

Он возникнет тогда, когда банкам будет невыгодно держать кредитных консультантов в магазинах по сравнению со стоимостью обслуживания «пластика». «В Москве такая тенденция уже наметилась»,— считает он. «Будущее потребкредитов ограничено; когда у всех будут кредитные карты, спрос на простые кредиты снизится,— соглашается Чернущенко.— Все рынки других стран развивались примерно так же — потребительское кредитование в торговых точках сменяют кредитные карты».

Но пока конкуренции нет— банки не торопятся снижать ставки. «Если рассматривать динамику цен на потребительские кредиты и на кредитные пластиковые карты, то, безусловно, ставки на потребкредиты снижаются быстрее. Кредитные карты тоже дешевеют — в основном за счет растущего предложения на рынке, но эти темпы ниже»,— считает Коган. На сегодняшний день средняя ставка по кредитным картам, открытым в рублях, составляет 23–25% годовых, в валюте — около 20% годовых.

«Ситибанк начал предлагать кредитные карты в ноябре 2003 года, и с тех пор ставки по кредитным картам (24–28% годовых) не менялись. Наша цель — не изменять стоимость обслуживания слишком часто, чтобы клиенты имели долгосрочное представление об уровне цен на наши продукты»,— замечает Келиехор.

Подводные камни конкуренции

По словам Келиехора, банки конкурируют на этом рынке не за счет снижения ставок, а за счет введения дополнительных услуг для держателей карт, в том числе льготного периода кредитования — grace period.

Но даже его банки пока вводить не торопятся. «В нашем банке grace period по кредиткам сейчас нет, но этот вопрос обсуждается»,— рассказывает Игорь Коган. Он считает, что банкам нужно сначала накопить статистику пользования картами, чтобы оценить эффективность и необходимость его введения. «У нашего банка нет grace period, но сейчас мы и без него пока не испытываем недостатка в клиентах»,— признается Чернущенко.

По словам Когана, у grace period есть и свои подводные камни: например, во многих банках он не распространяется на снятие наличных (таким образом, банк стимулирует клиентов использовать карты для платежей), а клиенты могут об этом не знать. «Grace period хорош для „высокого” сегмента пользователей, но в случае с менее подготовленным клиентом требует слишком большой разъяснительной работы»,— уверен Дмитрий Руденко. К тому же российский рынок кредитных карт только начал развиваться, и до введения grace period ему еще нужно дорасти.

Банкиры сходятся во мнении, что со временем, когда конкуренция банков в сегменте кредитных карт будет сильнее, grace period получит более широкое распространение. «К тому же клиентам, желающим получить кредитную карту, сегодня пока важен не столько процент за пользование кредитом, сколько кредитный лимит»,— отметил Коган. «В „высоком” сегменте возможность получить большой кредитный лимит очень важна, что мы учли в программе кредитных карт American Express»,— подтвердил Руденко.

Руководитель блока «Розничный бизнес» Промсвязьбанка (банк начнет предлагать кредитки населению в конце февраля 2006 года) Валерий Кардашов отметил, что банкам очень важно отделять «целевую аудиторию» кредитных карт от тех людей, которым нужен кредит. По его словам, человек, которому просто нужны наличные, снимает деньги с карты в банкомате и просто выбрасывает ее. Кардашов утверждает, что это реальные случаи. «Пока 75% заемщиков нужен потребительский кредит и лишь 25% — кредитная карта. И для банка, безусловно, большой риск — выдать карту тому, кому она не нужна»,— говорит он.

«Русский стандарт», напротив, идет другим путем— проводит промоакции, разрешая снятие наличных с нулевой комиссией. «Проводя акцию, мы рассчитывали познакомить наших клиентов с кредитными картами»,— рассказывает Руденко. По его словам, потребители часто не знают, как карту использовать. «Пусть они пока только снимают деньги, но постепенно часть людей поймет, что карта предназначена не только для получения наличных»,— надеется Руденко.

У кредитки — мужское лицо

Средний владелец кредитки пока далеко не похож на среднего российского обывателя. По итогам последнейпереписи населения, средний россиянин— это женщина примерно 40 лет, с высшим образованием, замужем и с ребенком. А по результатам исследования, проведенного компанией «ИМА-консалтинг», владелец кредитной карты в Москве сегодня выглядит так: это мужчина 30–50 лет, с высшим образованием и высокооплачиваемой работой, собственным автомобилем и одним-двумя детьми. Руководитель отдела полевых исследований «ИМА-консалтинг» Наталья Даудрих считает, что солидный возраст обладателей кредитных карт объясняется высоким доходом, уже достигнутым к этому возрасту, и связанным с ним образом жизни.

Но, возможно, скоро аудитория кредиток помолодеет: среди тех, кто пока не имеет кредитки, но готов ее завести, более 34% людей в возрасте 24–30 лет и столько же — 30–40-летних. «Снижение возраста обладателей карт действительно есть, но не по всем видам карт»,— отметила Даудрих.

Подавляющее большинство обладателей кредиток имеет высшее (60%) или среднее специальное образование (20%). У большинства владельцев карт солидный доход на одного члена семьи — у 36,5% он больше четырех прожиточных минимумов (16,7 тыс. руб.) По общему доходу семьи реальных и потенциальных потребителей кредитных карт практически не отличаются друг от друга. Однако при оценке дохода в расчете на каждого члена семьи картина меняется: доход держателей кредитных карт на 76% выше, чем у тех, кто карты не имеет.

По просьбе «Бизнеса» банкиры сами попытались нарисовать портрет своих клиентов. Он несколько отличается от картины «ИМА-консалтинг». По мнению Андрея Королева, это мужчины и женщины в возрасте от 25 до 45 лет.

«Они умело управляют своим бюджетом и могут умерить свои потребности исходя из средств, которыми располагают»,— считает представитель MasterCard. Аудитория «Русского стандарта» отличается от среднего потребителя кредитных карт, например, в столице.

Это обычные люди, которые живут не только в крупных городах, зачастую с небольшим доходом. «Например, работники бюджетной сферы составляют 60–70% клиентов»,— рассказывает Руденко.

Начать дискуссию