Банки

Жизнь в эпоху перемен

Рынок денежных переводов переживает непростые времена из-за изменения экономического фона и ужесточения надзора и регулирования.

На рынке систем денежных переводов произошло множество событий: потерпела крах платежная система MIGOM, вышел закон «О национальной платежной системе», ужесточилось финансовое законодательство стран СНГ – главных клиентов российского платежного бизнеса. Кроме того, свою роль сыграли введенные против России санкции: иностранные банки, с которыми российские системы денежных переводов сотрудничали уже не один год, стали сокращать лимиты, требовать дополнительных гарантий от СДП. Тем не менее эксперты не склонны рассматривать сложившуюся на сегодняшний день ситуацию исключительно в черном свете.

Эффект MIGOM

«За 4 месяца 2014 года в России было совершено переводов на сумму 7 млрд долларов. Только 19% из них – переводы внутри страны, остальное – за рубеж, 85% из зарубежной доли – в страны СНГ. Средняя сумма операции в страны СНГ – 371 доллар, в дальнее зарубежье – 900 долларов, и рынок продолжает расти», – такие цифры приводит председатель правления Некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» Алма Обаева.

Данные показатели не позволяют усомниться в том, что рынок денежных переводов в страны СНГ является стратегически важным для банковского сообщества России. Но на текущий момент в его развитии наметилась скорее негативная тенденция. Снижение рентабельности бизнеса из-за ценового демпинга и падения тарифов для клиентов, отзыв лицензии у системы денежных переводов MIGOM в марте текущего года спровоцировали ослабление доверия к российским платежным системам со стороны бывших союзных республик.

«На заработки в Россию официально приезжают 1,280 млн граждан Таджикистана. Последние события, произошедшие на рынке денежных переводов, привели к серьезной озабоченности многих стран, крах одной из старейших систем вызвал глубокий резонанс на рынке. От банкротства пострадало большое количество трудовых мигрантов, которые заработали на жизнь честным трудом, а также банки республики», – комментирует событие пресс-секретарь посольства Таджикистана в России Мухаммад Эгамзод.

По данным Банка России страны СНГ проводят операции на сумму 20 млрд долларов через системы денежных переводов, большая часть средств поступает в Узбекистан и Таджикистан. Доля денежных переводов в ВВП Таджикистана составляет более 40%.

Кризисная ситуация отразилась не только на частных лицах, но и на банках стран СНГ, привела к ужесточению финансового контроля. Так, директор департамента развития розничного бизнеса Хамкорбанка (Республика Узбекистан) Мухаммаджон Атабаев отмечает: «В конце 2013 года банки республики практически остановили операции по некоторым денежным переводам. В первом квартале 2014 года из-за ситуации с MIGOM объем денежных переводов в стране снизился на 9,6%, вне системы денежных переводов осталось 350 тысяч мигрантов. Ужесточилась политика нашего регулятора: с 1 апреля мы работаем только с организациями, которым присвоен серьезный рейтинг и которые размещают залоговый депозит в банке. Денежные переводы должны иметь особый статус среди прочих услуг финансового института».

Ставка на мигрантов

Шаги по улучшению сложившейся между Россией и СНГ ситуации уже предпринимаются. Так, благодаря совместному проекту ФГУП «Почта России» и оператора платежной системы BLIZKO с июня текущего года стало возможным отправлять денежные переводы из почтовых отделений практически во все страны СНГ.

«Люди, которые оставляют свои семьи и принимают решение о переезде, чтобы работать, – особенные. Они не боятся ради своего развития, своих семей ехать в другую страну. Предлагать таким людям услугу, которая востребована, давать им понять, что они являются желанными клиентами – честь для любой организации», – комментирует событие, призванное упростить жизнь трудовых мигрантов из ближнего зарубежья, заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» Владимир Салахутдинов.

Алма Обаева (Национальный платежный совет) убеждена: «Переводы являются самым востребованным финансовым продуктом на банковском рынке, потребность в них растет вместе с возможностью трудоустройства мигрантов».

События начала 2014 года показали: чтобы повысить лояльность клиентов систем денежных переводов, необходимо обеспечить определенную степень безопасности их средств. «В отличие от вкладов физических лиц денежные переводы не застрахованы, что может привести к серьезным проблемам и рискам при выплате. Государственные структуры вполне могу обеспечить безопасность денежных переводов», – считает Мухаммад Эгамзод (посольство Таджикистана в России).

Особенности регулирования

Оценивая нынешнюю ситуацию в данном сегменте финансовых услуг, эксперты напоминают: некоторое время назад поток денежных переводов никем не регулировался, передача денег от лица к лицу основывалась на доверии. Но постепенно законодатель взял под контроль платежные системы, и рынок вышел из тени. Скорость принятия решений и профессионализм позволили небольшим структурам заполнить образовавшийся вакуум.

В 2013 году вступил в силу закон «О национальной платежной системе», согласно которому правом осуществлять денежные переводы были наделены только кредитные организации. Банком России был установлен лишь норматив по ликвидности – показатели достаточности капитала, объема эмиссии электронных и квазиденег не были внесены в список обязательных требований. После выхода нормативно-правового акта выяснилось, что денежными переводами по факту занимаются маленькие кредитные организации. В результате, как считают специалисты, появилось несколько игроков, решивших поделить рынок денежных переводов заново.

Поставленной цели можно было добиться двумя способами: затратив большое количество средств либо прибегнув к ценовому демпингу. Участниками был выбран второй вариант. При этом большое количество кредитных организаций, для которых денежные переводы составляли 90% дохода, были вынуждены либо работать себе в убыток, либо диверсифицировать бизнес.

«Сегодняшнее регулирование денежных переводов недостаточно отработано, – признается Алма Обаева (Национальный платежный совет). – При этом именно оно позволило сделать этот рынок транспарентным и снизило цену. Десять лет назад переводы стоили 10–12% от суммы перевода. Благодаря регулированию и технологиям этот показатель снизился с 10% до 2%. Это серьезное завоевание последнего десятилетия».

Председатель правления НПС полагает, что определить справедливую стоимость для систем переводов возможно: их цена должна ориентироваться на технологические возможности, уровень сервиса и масштабность деятельности системы.

Говоря о самом регулировании деятельности систем перевода платежей, глава Некоммерческого партнерства «Национальный совет финансового рынка» Андрей Емелин отмечает: «Закон «О национальной платежной системе», установивший определенные правила для регистрации платежных систем и осуществления надзорного реагирования со стороны ЦБ, на практике оказался документом, который сосредоточился на регулировании, но практически не отразился на надзоре. Актуальные проблемы демпинга, не очень прозрачной структуры осуществления переводов, должны в рабочем порядке регулироваться в рамках банковского надзора».

Также специалист напомнил о законе № 110-ФЗ, устанавливающем новую систему упрощенной идентификации физического лица, в том числе при осуществлении денежных переводов. По мнению эксперта, нововведение усложняет процедуру ведения бизнеса. «Из трех возможных способов идентификации на сегодняшний день применяется только один – по оригиналу или заверенной копии документа. Остальные варианты, которые предполагают дистанционную идентификацию с использованием ресурсов государственных органов, таких как ФНС, Единая система аутентификации и идентификации, только планируются к запуску и появятся в лучшем случае к концу этого года», – дает прогноз специалист.

Одной из проблем Андрей Емелин считает повышение тарифов на SMS-уведомления, которые все чаще используются системами денежных переводов – закон № 161-ФЗ обязывает оператора информировать клиента о совершении перевода. «В конце прошлого года было проведено двухволновое повышение тарифов на все формы SMS-уведомлений, операторы сотовой связи декларировали его как проводимое в рамках борьбы со спамом, однако четырех или семикратного увеличения тарифа на SMS-уведомления быть не должно, – уверен Андрей Емелин. – Мы ведем тяжелые переговоры с операторами сотовой связи, не исключая при этом варианта их сговора, связанного с доминирующим положением на рынке».

Алма Обаева (Национальный платежный совет), принимавшая участие в разработке закона «О национальной платежной системе», комментирует вопрос регулирования деятельности систем денежных переводов: «Мы будем способствовать тому, чтобы регулирование было адекватным. У нас вызывают настороженность вопросы, связанные с финансированием незаконной деятельности. Хорошо было бы развить трансграничный перевод электронных денежных средств». Также эксперт озвучивает идею запуска российского кошелька электронных денег: «Для начала он мог бы работать на приграничных территориях, а еще лучше – на территории стран СНГ. С его помощью можно было бы не только переводить средства, но и обеспечивать прием электронных денег получателями. Это не должно быть слишком затратно».

Стремление к национальной значимости и политический фактор

Еще один документ, регулирующий деятельность платежных систем, – постановление правительства об особенностях уплаты обеспечительного взноса оператором платежной системы, не являющейся национально значимой. Постановление содержит правило, согласно которому указанная платежная система должна заплатить крупный обеспечительный взнос или организовать обработку денежных переводов национально значимой платежной системой. Последняя, согласно закону № 161-ФЗ, может быть представлена платежной системой Банка России, а также организацией, которая производит переводы денежных средств по сделкам, совершающимся на организованных торгах.

Кроме того, документом «О требованиях к информационным технологиям, используемым операторами услуг платежной инфраструктуры для признания платежной системы национально значимой» предусматривается, что НЗПС должна как минимум на четверть базироваться на российском программном обеспечении в части защиты.

Технологическая составляющая чрезвычайно важна для операторов систем денежных переводов. «Настало то время, когда технологии, инновации позволяют добиваться серьезных подвижек, чтобы услуга денежных переводов реализовывалась на технических решениях, которые относительно дешевы. Благодаря этому мы можем ожидать снижения цены на саму услугу», – считает Алма Обаева (Национальный платежный совет).

В отличие от вопросов регулирования и ценовой политики систем денежных переводов проблема ввода секторальных санкций Западом представляется не такой контролируемой. В июле экспертное сообщество обратилось к властям с просьбой застраховать политические риски на случай, если пострадают финансовый сектор и банки. Об этом говорил заместитель министра финансов Сергей Сторчак. Один из сегментов рынка, который может пострадать в случае введения санкций, – системы денежных переводов. Специалисты полагают: полностью обезопасить платежные системы не удастся, но и вероятность того, что они сильно пострадают, мала. В настоящее время предлагается несколько вариантов страхования политических рисков: можно прибегнуть к услугам крупного страховщика, сформировать финансовую «подушку безопасности», укрепить сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии, которые в большинстве своем не стремятся поддерживать санкции.

«Если говорить об основных сегментах рынка, а это переводы внутри РФ и из РФ в СНГ, то на них санкции практически не повлияли, – констатирует директор сервиса «Золотая Корона – Денежные переводы» Иван Ситнов. – Львиная доля переводов осуществляется в рублях РФ. Санкции затронули бизнес банков, которые являются участниками систем денежных переводов. Но наличие нескольких сотен участников у крупных систем безадресных денежных переводов создает разветвленную партнерскую сеть, позволяющую клиентам получить обслуживание в любом пункте, где представлен сервис оператора. У «Золотой Короны» таких пунктов на территории России и стран СНГ более 40 тысяч, а участниками системы являются порядка 500 банков».

Понятно, что какие бы испытания ни ждали рынок денежных переводов в краткосрочной перспективе, сама услуга останется востребованной, уверены специалисты. Поток мигрантов в Россию не сокращается, да и сами россияне активно прибегают к этому сервису для совершения переводов внутри страны. Так что, по мнению аналитиков, сейчас главное – чтобы наиболее стабильные и прозрачные СДП смогли справиться с временными трудностями.

Иван Ситнов, директор сервиса «Золотая Корона – Денежные переводы»

Одна из основных актуальных тенденций – ожидаемое сокращение количества игроков на рынке денежных переводов. Она связана с необходимостью соответствия ужесточившимся требованиям законодательства, причем как российского, так и стран СНГ. В России усиливается контроль со стороны регулятора за деятельностью банков, что приводит к периодическому отзыву лицензий, в том числе у игроков, осуществляющих функции расчетных центров для систем денежных переводов.

СДП стремятся к расширению функциональности сервиса и превращению их в полноценные платежные системы – операторы не ограничиваются только услугами денежных переводов, многие системы стремятся оказывать комплексы дополнительных услуг.

Еще один фактор – активный выход игроков непосредственно к массовому потребителю через различные дистанционные каналы продаж, активное развитие нетрадиционных сервисов (переводы с помощью мобильных телефонов, электронных платежных систем, социальных сетей). Эти услуги набирают популярность, но в силу сложившихся факторов поведения жителей РФ и СНГ пока не представляют серьезной конкуренции для традиционных игроков рынка денежных переводов, ориентированных прежде всего на трудовых мигрантов.

Начать дискуссию