Банки

Банки автоматизируют документооборот с госорганами

Электронный документооборот с государственными ведомствами повышает эффективность работы кредитных организаций.

В настоящее время банки, с одной стороны, являются активными поставщиками платежных и расчетных дистанционных услуг своим клиентам, с другой – пытаются занять свою нишу в процессе межведомственного электронного документооборота. Прокладывая технический туннель к СМЭВ и реализуя взаимодействие с одним или несколькими электронными сервисами СМЭВ, финансово-кредитные организации используют различные решения для автоматизации документооборота в системе.

Прошло практически полтора года с запуска Государственной информационной системы государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП), которая позволяет в режиме реального времени обеспечивать гражданам сервис при получении госуслуг. Все кредитные организации, осуществляющие прием платежей в бюджет и внебюджетные фонды, с 2013 года должны были подключиться к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).Правда, многие банки оказались не готовы к реальному взаимодействию в системе, в связи с чем возникло немало проблем. Федеральное казначейство, как оператор ГИС ГМП и координатор организации взаимодействия с банками, решало все трудные вопросы, привлекая Минкомсвязь России, ОАО «Ростелеком», ЦБ, а также федеральные органы власти, участвующие в процессе взаимодействия с ГИС ГМП. Благодаря этим усилиям в настоящее время увеличилось число участников, а также улучшилось качество информации в системе.

На сегодняшний день список ведомств, информация которых доступна для банков, определяется распоряжением правительства РФ № 1471-р от 15.08.2012 и ФЗ № 210. В этот перечень попадают Федеральное казначейство (ГИС ГМП), Росреестр, Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная миграционная служба (ФМС) и Федеральная служба судебных приставов (ФССП).Конечно, этот список несколько ограничен, но сейчас идет активная работа с банковскими объединениями и различными правительственными комиссиями с целью значительного расширения количества ведомств, которые могут обмениваться документами и сведениями с финансовыми институтами.

Существуют небеспочвенные предположения, что для банков станут доступными сервисы МВД России, ПФР и других ведомств, обладающих ценной для кредитных организаций информацией.

По мнению экспертов, подключение банков к СМЭВ позволит обеспечить массовое использование и распространение услуг электронного правительства за счет каналов дистанционного банковского обслуживания, в том числе и с применением различных технологий, например Интернета, банкоматов, мобильных устройств и т.д.Реализация такого двустороннего взаимодействия позволит финансово-кредитным организациям существенным образом снизить расходы на операционную деятельность, повысить оперативность при принятии кредитных решений, выполнении платежных поручений клиентов и оказании клиентам других услуг.

Побудительные мотивы

С одной стороны, обеспечить интеграцию с СМЭВ банки обязаны в соответствии с требованием российского законодательства, в частности законов № 210-ФЗ и № 162-ФЗ.С другой стороны, существуют и иные причины, побуждающие банки продвигать СМЭВ. Например, желание сэкономить на взаимодействии с государственными органами, поскольку на обмен бумажными документами расходуется большое количество человеческих и финансовых ресурсов. Кроме того, банки стремятся предлагать новые услуги и предоставлять более удобные и востребованные сервисы, такие как возможность клиентов самостоятельно получать информацию о начислениях с помощью средств дистанционного обслуживания – о налогах, штрафах ГИБДД, платежах за госуслуги.

Благодаря централизованному подключению к единой системе банки могут предложить клиентам качественный сервис и гарантировать корректность отображения совершенных платежей в адрес государственных и муниципальных структур. Кроме того, финансово-кредитная организация сможет быстрее отвечать на запросы служб исполнения наказаний и федеральной налоговой службы, заменив бумажный документооборот электронным и минимизировав собственные риски, связанные с регламентированными сроками ответа на подобные запросы.

Банк заинтересован в любых дополнительных источниках данных, особенно когда информация предоставляется госорганами. В распоряжении ведомств, подключенных к СМЭВ, находится информация, которую банки уже сейчас активно применяют в своей работе, в частности сведения ФМС, ФНС, ФССП, ГИБДД, которые используются для идентификации клиентов, первичной оценки заемщиков и решения других бизнес-задач. Данные различных ведомств широко применяются в работе многих банковских информационных систем – кредитных конвейеров, систем для автоматизации управления рисками, CRM-приложений.

Автоматизация документооборота

Для автоматизации информационного обмена банков с ведомствами ИТ-компании предлагают самые разные продукты. По мнению некоторых экспертов, наиболее оптимальными являются решения, которые представляют собой единую платформу для обмена данными с государственными структурами. Ведь многие финансово-кредитные организации уже сейчас рассматривают автоматизацию обмена с ГИС ГМП не только как локальное решение для подключения к системе Федерального казначейства, но и как проект, рассчитанный на перспективу. Поэтому банку важно иметь в своем распоряжении масштабируемую платформу, которая позволила бы в дальнейшем подключаться и к другим ведомствам.

В тех случаях, когда финансовый институт применяет множество информационных систем, объединенных в рамках сложного ландшафта, специалисты рекомендуют вариант интеграции с применением промышленной сервисной шины. Такой вариант особенно актуален для крупных универсальных игроков.

Эксперты утверждают, что подключение к СМЭВ – это интеграционная задача. Решения по автоматизации должны легко встраиваться в ИT-ландшафт, каким бы сложным он ни был.

Отдельная проблема – автоматизация документооборота с различными ведомствами в рамках СМЭВ. Ведь в каждом банке, особенно большом, информационная инфраструктура очень сложна, существует множество информационных систем, которые должны быть включены в документооборот. В этой связи все финансово-кредитные организации можно условно разделить на две группы. В первую входят заинтересованные в реализации Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», то есть для них важна исключительно организация взаимодействия с ГИС ГМП. Вторая группа – банки, цель которых заключается в комплексной автоматизации обмена документами с госорганами. Например, некоторые кредитные организации после обязательного подключения к ГИС ГМП приступили к автоматизации документооборота с Федеральной службой судебных приставов, который на сегодняшний день в большинстве случаев ведется в бумажном виде. После автоматизации документооборота с ФССП документы в электронном виде из всех подразделений ФССП поступают в банк через определенный программный комплекс. Кроме документов, предназначенных для розыска средств должников, в банк в электронном виде поступают различные документы, связанные с взысканием разысканных средств. Сотрудники кредитной организации могут улучшить качество контроля за просроченной задолженностью, ведь с внедрением комплекса электронного документооборота с госорганами появляется возможность слежения за ходом тех исполнительных производств, по которым банк является стороной производства. После запуска в промышленную эксплуатацию системы возможно получение информации и о распределении денежных средств, взысканных с должника.

Практика внедрений

Интересен опыт успешных проектов по автоматизации СЭД в конкретных финансово-кредитных учреждениях. Например, весной 2014 года был завершен проект по организации электронного документооборота между Юниаструм Банком и государственными органами, который стартовал в 2013 году. В настоящее время в банке полностью реализовано взаимодействие с государственными органами посредством электронных каналов в продуктивной среде.

Процесс интеграции программного решения проходил в несколько этапов. На первом этапе Юниаструм Банк был подключен к Государственной информационной системе государственных и муниципальных платежей, опубликованной в единой системе межведомственного электронного взаимодействия. Это позволило кредитной организации своевременно исполнить требования ФЗ № 210.Банк получил возможность информировать ГИС ГМП о фактах приема платежей в пользу бюджета, проводимых через организацию.

На следующем этапе проекта специалисты компании, решение которой было выбрано банком для внедрения, провели работы по запуску документооборота с Федеральной службой судебных приставов с целью автоматизировать формирование ответов на запросы судебных приставов – исполнителей о наличии счетов и остатков на них. Особенностью ЭДО с ФССП в Юниаструм Банке стала его централизованность. Все судебные приставы – исполнители из всех подразделений ФССП России смогли направлять различные запросы в кредитную организацию по единственному каналу связи.

В ходе работ в Юниаструм Банке было решено несколько задач, некоторые из них были связаны со спецификой работы сервисов, опубликованных в СМЭВ, интеграцией продукта компании с информационной инфраструктурой банка и т.д.Все задачи были успешно выполнены, поскольку работа строилась на коробочном решении, которое способно реализовать электронный документооборот, включающий любые типы документов. Единый информационный шлюз данного продукта обеспечивает прием документов, централизованную подготовку ответов и взаимодействие с учетными системами банка. Помимо этого, функциональность системы подразумевает увеличение количества федеральных ведомств, с которыми будет налажен электронный  документооборот.

Весной текущего года в Промсвязьбанке началось внедрение решения для электронного взаимодействия с  госорганами, которое обеспечивает прием документов, централизованную подготовку ответов и взаимодействие с учетными системами банка. Особенностью продукта, выбранного Промсвязьбанком, является то, что в состав системы входит СУБД, сервер приложений, набор прикладных модулей и  рабочих мест операторов, позволяющих обеспечить документооборот с теми государственными органами, которые открыли свои сервисы для обмена документами в электронном виде через СМЭВ. Таким образом, банк может увеличивать спектр своих услуг для населения в зависимости от возникающих потребностей.

СПРАВКА

Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) – информационная система, которая позволяет федеральным, региональным и местным органам власти в электронном виде обмениваться данными, необходимыми для оказания государственных услуг гражданам и организациям.

СМЭВ была создана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные функции.

СМЭВ состоит из сети защищенных каналов связи между узлами, расположенными в центрах обработки данных «Ростелекома». Каждый узел СМЭВ – это шина на базе Oracle Enterprise Service Bus. Созданы один федеральный и 83 региональных узла СМЭВ.

К федеральному узлу подключаются:

  1. информационные системы федеральных ведомств (Казначейство, Росреестр, ФНС, МВД, ФМС и т.д.);
  2. некоторые кредитные организации;
  3. 83 региональных узла, к которым подключаются информационные системы региональных ведомств (финансовые, медицинские, статистические и другие) и информационные системы более 24 тысяч органов местного самоуправления.

Система межведомственного электронного взаимодействия имеет сервис-ориентированную инфраструктуру. Участники СМЭВ являются поставщиками и потребителями сведений:

  1. каждый поставщик сведений создает в СМЭВ свой электронный сервис, который предназначен для обработки запросов и выдачи информации;
  2. каждый потребитель сведений создает в СМЭВ свой адаптер, который умеет правильно запрашивать информацию и получать ответ.

Оператор СМЭВ – Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Строительством инфраструктуры СМЭВ занимается «Ростелеком».

Начать дискуссию

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

Центробанк будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Интересные материалы

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга