Банки

Банки автоматизируют документооборот с госорганами

Электронный документооборот с государственными ведомствами повышает эффективность работы кредитных организаций.

В настоящее время банки, с одной стороны, являются активными поставщиками платежных и расчетных дистанционных услуг своим клиентам, с другой – пытаются занять свою нишу в процессе межведомственного электронного документооборота. Прокладывая технический туннель к СМЭВ и реализуя взаимодействие с одним или несколькими электронными сервисами СМЭВ, финансово-кредитные организации используют различные решения для автоматизации документооборота в системе.

Прошло практически полтора года с запуска Государственной информационной системы государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП), которая позволяет в режиме реального времени обеспечивать гражданам сервис при получении госуслуг. Все кредитные организации, осуществляющие прием платежей в бюджет и внебюджетные фонды, с 2013 года должны были подключиться к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).Правда, многие банки оказались не готовы к реальному взаимодействию в системе, в связи с чем возникло немало проблем. Федеральное казначейство, как оператор ГИС ГМП и координатор организации взаимодействия с банками, решало все трудные вопросы, привлекая Минкомсвязь России, ОАО «Ростелеком», ЦБ, а также федеральные органы власти, участвующие в процессе взаимодействия с ГИС ГМП. Благодаря этим усилиям в настоящее время увеличилось число участников, а также улучшилось качество информации в системе.

На сегодняшний день список ведомств, информация которых доступна для банков, определяется распоряжением правительства РФ № 1471-р от 15.08.2012 и ФЗ № 210. В этот перечень попадают Федеральное казначейство (ГИС ГМП), Росреестр, Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная миграционная служба (ФМС) и Федеральная служба судебных приставов (ФССП).Конечно, этот список несколько ограничен, но сейчас идет активная работа с банковскими объединениями и различными правительственными комиссиями с целью значительного расширения количества ведомств, которые могут обмениваться документами и сведениями с финансовыми институтами.

Существуют небеспочвенные предположения, что для банков станут доступными сервисы МВД России, ПФР и других ведомств, обладающих ценной для кредитных организаций информацией.

По мнению экспертов, подключение банков к СМЭВ позволит обеспечить массовое использование и распространение услуг электронного правительства за счет каналов дистанционного банковского обслуживания, в том числе и с применением различных технологий, например Интернета, банкоматов, мобильных устройств и т.д.Реализация такого двустороннего взаимодействия позволит финансово-кредитным организациям существенным образом снизить расходы на операционную деятельность, повысить оперативность при принятии кредитных решений, выполнении платежных поручений клиентов и оказании клиентам других услуг.

Побудительные мотивы

С одной стороны, обеспечить интеграцию с СМЭВ банки обязаны в соответствии с требованием российского законодательства, в частности законов № 210-ФЗ и № 162-ФЗ.С другой стороны, существуют и иные причины, побуждающие банки продвигать СМЭВ. Например, желание сэкономить на взаимодействии с государственными органами, поскольку на обмен бумажными документами расходуется большое количество человеческих и финансовых ресурсов. Кроме того, банки стремятся предлагать новые услуги и предоставлять более удобные и востребованные сервисы, такие как возможность клиентов самостоятельно получать информацию о начислениях с помощью средств дистанционного обслуживания – о налогах, штрафах ГИБДД, платежах за госуслуги.

Благодаря централизованному подключению к единой системе банки могут предложить клиентам качественный сервис и гарантировать корректность отображения совершенных платежей в адрес государственных и муниципальных структур. Кроме того, финансово-кредитная организация сможет быстрее отвечать на запросы служб исполнения наказаний и федеральной налоговой службы, заменив бумажный документооборот электронным и минимизировав собственные риски, связанные с регламентированными сроками ответа на подобные запросы.

Банк заинтересован в любых дополнительных источниках данных, особенно когда информация предоставляется госорганами. В распоряжении ведомств, подключенных к СМЭВ, находится информация, которую банки уже сейчас активно применяют в своей работе, в частности сведения ФМС, ФНС, ФССП, ГИБДД, которые используются для идентификации клиентов, первичной оценки заемщиков и решения других бизнес-задач. Данные различных ведомств широко применяются в работе многих банковских информационных систем – кредитных конвейеров, систем для автоматизации управления рисками, CRM-приложений.

Автоматизация документооборота

Для автоматизации информационного обмена банков с ведомствами ИТ-компании предлагают самые разные продукты. По мнению некоторых экспертов, наиболее оптимальными являются решения, которые представляют собой единую платформу для обмена данными с государственными структурами. Ведь многие финансово-кредитные организации уже сейчас рассматривают автоматизацию обмена с ГИС ГМП не только как локальное решение для подключения к системе Федерального казначейства, но и как проект, рассчитанный на перспективу. Поэтому банку важно иметь в своем распоряжении масштабируемую платформу, которая позволила бы в дальнейшем подключаться и к другим ведомствам.

В тех случаях, когда финансовый институт применяет множество информационных систем, объединенных в рамках сложного ландшафта, специалисты рекомендуют вариант интеграции с применением промышленной сервисной шины. Такой вариант особенно актуален для крупных универсальных игроков.

Эксперты утверждают, что подключение к СМЭВ – это интеграционная задача. Решения по автоматизации должны легко встраиваться в ИT-ландшафт, каким бы сложным он ни был.

Отдельная проблема – автоматизация документооборота с различными ведомствами в рамках СМЭВ. Ведь в каждом банке, особенно большом, информационная инфраструктура очень сложна, существует множество информационных систем, которые должны быть включены в документооборот. В этой связи все финансово-кредитные организации можно условно разделить на две группы. В первую входят заинтересованные в реализации Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», то есть для них важна исключительно организация взаимодействия с ГИС ГМП. Вторая группа – банки, цель которых заключается в комплексной автоматизации обмена документами с госорганами. Например, некоторые кредитные организации после обязательного подключения к ГИС ГМП приступили к автоматизации документооборота с Федеральной службой судебных приставов, который на сегодняшний день в большинстве случаев ведется в бумажном виде. После автоматизации документооборота с ФССП документы в электронном виде из всех подразделений ФССП поступают в банк через определенный программный комплекс. Кроме документов, предназначенных для розыска средств должников, в банк в электронном виде поступают различные документы, связанные с взысканием разысканных средств. Сотрудники кредитной организации могут улучшить качество контроля за просроченной задолженностью, ведь с внедрением комплекса электронного документооборота с госорганами появляется возможность слежения за ходом тех исполнительных производств, по которым банк является стороной производства. После запуска в промышленную эксплуатацию системы возможно получение информации и о распределении денежных средств, взысканных с должника.

Практика внедрений

Интересен опыт успешных проектов по автоматизации СЭД в конкретных финансово-кредитных учреждениях. Например, весной 2014 года был завершен проект по организации электронного документооборота между Юниаструм Банком и государственными органами, который стартовал в 2013 году. В настоящее время в банке полностью реализовано взаимодействие с государственными органами посредством электронных каналов в продуктивной среде.

Процесс интеграции программного решения проходил в несколько этапов. На первом этапе Юниаструм Банк был подключен к Государственной информационной системе государственных и муниципальных платежей, опубликованной в единой системе межведомственного электронного взаимодействия. Это позволило кредитной организации своевременно исполнить требования ФЗ № 210.Банк получил возможность информировать ГИС ГМП о фактах приема платежей в пользу бюджета, проводимых через организацию.

На следующем этапе проекта специалисты компании, решение которой было выбрано банком для внедрения, провели работы по запуску документооборота с Федеральной службой судебных приставов с целью автоматизировать формирование ответов на запросы судебных приставов – исполнителей о наличии счетов и остатков на них. Особенностью ЭДО с ФССП в Юниаструм Банке стала его централизованность. Все судебные приставы – исполнители из всех подразделений ФССП России смогли направлять различные запросы в кредитную организацию по единственному каналу связи.

В ходе работ в Юниаструм Банке было решено несколько задач, некоторые из них были связаны со спецификой работы сервисов, опубликованных в СМЭВ, интеграцией продукта компании с информационной инфраструктурой банка и т.д.Все задачи были успешно выполнены, поскольку работа строилась на коробочном решении, которое способно реализовать электронный документооборот, включающий любые типы документов. Единый информационный шлюз данного продукта обеспечивает прием документов, централизованную подготовку ответов и взаимодействие с учетными системами банка. Помимо этого, функциональность системы подразумевает увеличение количества федеральных ведомств, с которыми будет налажен электронный  документооборот.

Весной текущего года в Промсвязьбанке началось внедрение решения для электронного взаимодействия с  госорганами, которое обеспечивает прием документов, централизованную подготовку ответов и взаимодействие с учетными системами банка. Особенностью продукта, выбранного Промсвязьбанком, является то, что в состав системы входит СУБД, сервер приложений, набор прикладных модулей и  рабочих мест операторов, позволяющих обеспечить документооборот с теми государственными органами, которые открыли свои сервисы для обмена документами в электронном виде через СМЭВ. Таким образом, банк может увеличивать спектр своих услуг для населения в зависимости от возникающих потребностей.

СПРАВКА

Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) – информационная система, которая позволяет федеральным, региональным и местным органам власти в электронном виде обмениваться данными, необходимыми для оказания государственных услуг гражданам и организациям.

СМЭВ была создана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные функции.

СМЭВ состоит из сети защищенных каналов связи между узлами, расположенными в центрах обработки данных «Ростелекома». Каждый узел СМЭВ – это шина на базе Oracle Enterprise Service Bus. Созданы один федеральный и 83 региональных узла СМЭВ.

К федеральному узлу подключаются:

  1. информационные системы федеральных ведомств (Казначейство, Росреестр, ФНС, МВД, ФМС и т.д.);
  2. некоторые кредитные организации;
  3. 83 региональных узла, к которым подключаются информационные системы региональных ведомств (финансовые, медицинские, статистические и другие) и информационные системы более 24 тысяч органов местного самоуправления.

Система межведомственного электронного взаимодействия имеет сервис-ориентированную инфраструктуру. Участники СМЭВ являются поставщиками и потребителями сведений:

  1. каждый поставщик сведений создает в СМЭВ свой электронный сервис, который предназначен для обработки запросов и выдачи информации;
  2. каждый потребитель сведений создает в СМЭВ свой адаптер, который умеет правильно запрашивать информацию и получать ответ.

Оператор СМЭВ – Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Строительством инфраструктуры СМЭВ занимается «Ростелеком».

Начать дискуссию