Интернет-банкинг

Сбои в матрице

Банки стремятся предложить все больше технологичных услуг. Интернет-банк, онлайн-заявки на кредиты, онлайн-вклады... Электронная очередь есть уже в каждом уважающем себя банке, даже если там нет очередей. Однако эта гонка за прогрессом порождает в работе банков сбои и технические проблемы.

Банки стремятся предложить все больше технологичных услуг. Интернет-банк, онлайн-заявки на кредиты, онлайн-вклады... Электронная очередь есть уже в каждом уважающем себя банке, даже если там нет очередей. Однако эта гонка за прогрессом порождает в работе банков сбои и технические проблемы.

Скажем сразу: здесь мы не рассматриваем нередкие в последнее время случаи, когда техническими сбоями банки объясняли собственную неплатежеспособность и затем лишались лицензии.

Случаи из жизни

Мои друзья, муж и жена, с 2008 года являются заемщиками по ипотеке в Сбербанке. Она – основной заемщик, он – созаемщик. Так им было удобнее оформить, но гасил ипотеку всегда супруг, из месяца в месяц. И вот три месяца назад он потерял возможность это делать. Никакие сбербанковские системы его не видят. Никакие отделения банка не могут провести его платеж. Никакие совместные явки супругов в офисы тоже не способствуют налаживанию этой возможности. Она может погасить кредит, он – нет. Сотрудники различных московских офисов Сбербанка (на ул. Красина, на Сущевском Валу и еще нескольких) говорили о какой-то перенастройке системы и называли волшебные цифры проводок, которые в следующий раз, в следующем месяце следует назвать созаемщику-супругу, но дело не двигалось и не двигается до сих пор.

Другой пример, с которым как-то столкнулась я сама. Отключилась электронная очередь. Сначала опять же в Сбербанке (на ул. Хачатуряна), потом я попала в такую же ситуацию в Альфа-Банке на Бутырской улице. В Сбербанке тут же началась паника, возникла большая очередь, начали падать в обморок бабушки. В Альфа-Банке сотрудник быстро разрулил ситуацию, выкрикивая номера окон операционистов, к которым должны подойти вновь пришедшие клиенты кредитной организации.

Еще один пример. С 8 по 10 августа клиенты Ситибанка абсолютно ничего не могли делать со своими счетами и картами. Это был официально объявленный заранее «перебой», связанный с оптимизацией внутренних процессов, направленных на повышение уровня клиентского обслуживания. Однако наверняка некоторым клиентам это доставило определенные проблемы.

Что ломается

Можно, не останавливаясь, приводить «кейсы», когда тот или иной банк почему-то сбоит, переналаживает системы. Как водится, ощутимых проблем больше всего у Сбербанка, потому что у него и офисов, и клиентов больше. Но у других кредитных организаций проблем не меньше. Делиться статистикой по сбоям банки, естественно, не любят. Но кое-что некоторые особенно честные игроки рынка нам рассказали.

«Сбои в любых сложных IT-системах случаются до нескольких раз в год», — говорит директор по информационным технологиям ХКФ Банка Алексей Евтушенко. По его словам, в большинстве случаев проблемы устраняются за 10—20 минут.

«Как правило, подобные ситуации связаны с ошибками программного обеспечения, сбоями операционных систем, внутренним кодом оборудования серверов и систем хранения», — отмечает начальник департамента информационных технологий МДМ Банка Эллиот Гойхман. «Около 60% сбоев происходят по причине эксплуатации программного обеспечения, остальные 40% связаны со сбоем аппаратного обеспечения, потерей напряжения и прочим, — рассказывает руководитель группы системного администрирования банка «ДельтаКредит» Андрей Столяров. — Основной способ предотвращения сбоев – проактивный мониторинг и контроль систем. Приоритет отдается минимизации последствий сбоя для клиента, а потом уже — устранению проблемы, выяснению причин». По словам эксперта, решение данной проблемы — это выделенный дата-центр, расположенный на определенном удалении от основного, на котором в автоматических режиме происходит актуализация данных.

«Каждый наш офис оборудован системами резервирования — это резервные каналы связи, источники бесперебойного питания», — рассказывает директор департамента розничных продаж Промсвязьбанка Марина Спиридонова. «Для предотвращения влияния сбоев на банк все основные IT-системы зарезервированы, имеется возможность оперативного перехода на резерв, — соглашается Алексей Евтушенко. — Изменения конфигураций и программное обеспечение тщательно тестируются. Описаны процедуры перехода на резервное оборудование, и IT-персонал банка периодически проводит соответствующие учения».

Как чинят

Полностью избежать сбоев, конечно же, нельзя. Зато можно минимизировать время простоя IT-сервисов во время сбоев. Это достигается за счет проактивного мониторинга всех ключевых элементов IT-системы – эксперты из различных банков признаются, что часто профильные службы кредитных организаций выявляют и устраняют проблемы раньше, чем их заметят другие сотрудники или клиенты. А то, что уже выявлено как проблема, записывается в историю сбоев, чтобы в будущем такого не происходило.

«Залог успешной борьбы со сбоями заключается в наличии процедур и регламентов по сопровождению IT-систем, строгом их соблюдении и, конечно же, в наличии опытных специалистов, умеющих быстро справиться со сложными проблемами, — рассказывает Алексей Евтушенко из ХКФ. — Выделенной службы по работе с клиентами при авариях у нас нет, но есть подразделение, которое отвечает за измерение доступности ключевых IT-сервисов. Руководители структурных подразделений оперативно получают информацию о наличии сбоев по почте и СМС».

По словам Евтушенко, при появлении критичной ошибки в ХКФ Банке к устранению проблемы сразу подключаются все основные специалисты IТ-подразделения и их руководители. «По результатам устранения критичного сбоя всегда готовится стандартизованный документ, описывающий причины ошибки, ее хронологию, то, как она была решена, и план мероприятий по недопущению повтора подобных сбоев, — продолжает эксперт. — Данные документы выкладываются на общедоступный сетевой ресурс».

«В ТКС Банке работает система автоматического мониторинга. Поэтому, если происходит сбой в системе дистанционного банковского обслуживания, наши сотрудники из департамента клиентского обслуживания тут же получают автоматическое оповещение, и мы начинаем решать проблему, — говорит PR-менеджер ТКС Банка Дарья Ермолина. – Если решить проблему сразу нельзя, клиентам предлагаются альтернативные варианты предоставления услуги с индивидуальным подходом к каждому пострадавшему от сбоя системы клиенту».

По словам Ермолиной, ни один сбой и ни один пострадавший от него клиент в ТКС Банке не остаются без внимания: вне зависимости от канала получения информации о проблеме, проводится ее анализ, выявляется источник возникновения, степень критичности, масштаб сбоя и т. д. «После этого привлекаются подразделения банка, чьи системы затрагивает данная проблема, для ее оперативного устранения. Детальные отчеты по работе систем за различные периоды позволяют нам всегда следить за ходом устранения сбоя, управлять им и не упускать проблемную ситуацию из виду», — отмечает Ермолина.

Кстати, не всегда перебои связаны с тем, что у банка что-то сломалось. Например, по поводу трехдневного «перебоя» c услугами Ситибанка сама финансовая организация сообщила, что благодаря проекту, из-за которого понадобилась подобная «перезагрузка», будут существенно усовершенствованы внутренние банковские системы, а клиенты получат доступ к новым продуктам и услугам, о которых мы узнаем позже. Так что все, оказывается, для нашего блага.

Начать дискуссию

Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Интересные материалы

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция