Интернет-банкинг

Платить подано!

Среди активных пользователей Сети за последние восемь лет вдвое увеличилась доля тех, кто оплачивает банковской картой товары и услуги в торговых и развлекательных точках. Более того, у интернет-пользователей эта операция является самой популярной среди карточных, снятие наличных – лишь на втором месте. Таковы результаты опроса, проведенного рекрутинговым порталом Superjob.ru специально для Банки.ру.

Среди активных пользователей Сети за последние восемь лет вдвое увеличилась доля тех, кто оплачивает банковской картой товары и услуги в торговых и развлекательных точках. Более того, у интернет-пользователей эта операция является самой популярной среди карточных, снятие наличных – лишь на втором месте. Таковы результаты опроса, проведенного рекрутинговым порталом Superjob.ru специально для Банки.ру.

Карточка покупателя

По заказу Банки.ру портал Superjob.ru опросил своих посетителей относительно того, как часто и с какой целью они обычно используют свои банковские карты. Большинство респондентов (36%) указали, что пользуются карточкой несколько раз в неделю. Опрос был проведен в 270 населенных пунктах Российской Федерации среди 1 600 экономически активных респондентов старше 18 лет, которые являются уверенными пользователями Сети и имеют банковскую карту.

Не секрет, что среди всего населения России наиболее востребованная карточная операция – снятие наличных в банкомате. Как правило, снятие осуществляется владельцем банковской карты сразу же при поступлении на нее денежных средств, поскольку большинство россиян все-таки пока не привыкли доверять бездушному пластику.

Однако, как показывают данные Superjob.ru, российские интернет-пользователи сместили снятие наличных в списке своих «карточных» предпочтений на второе место. На первом месте – оплата картой покупок и услуг в магазинах, ресторанах, кинотеатрах и других торговых точках и развлекательных заведениях. Чаще картой в магазинах предпочитают расплачиваться представительницы прекрасной половины человечества (76% женщин против 72% мужчин).

Доля тех, кто расплачивается картой в торгово-сервисных предприятиях, выросла в два раза за последние восемь лет – с 36% до 73% опрошенных. Для сравнения: 65% респондентов указали, что с карты они в основном снимают наличные, 30% – хранят на карте деньги, 13% – получают на пластик кредит. Доля людей, которые используют свои карты для осуществления этих операций, с 2006 года не претерпела серьезных изменений.

POS сдал, POS принял

Конечно, во многом на рост доли тех, кто начал использовать банковские карты для оплаты в торговых и развлекательных центрах, повлиял рост количества POS-терминалов. Так, по информации ЦБ РФ, с 2008 года количество электронных терминалов, установленных в организациях торговли и услуг, возросло с 239,4 тыс. до 1 млн единиц.

В то же время масштабы «наступления» банкоматов были намного менее впечатляющими. Например, за последние шесть лет число банкоматов с функцией выдачи наличных, а также оплаты товаров и услуг (ЖКХ, сотовой связи и др.) увеличилось с 43,8 тыс. до 136,6 тыс. устройств.

«Тенденции ВТБ 24 соответствуют тенденциям рынка: в последние годы на фоне снижения доли снятия наличных среди пользователей розничных карт ВТБ 24 выросла доля операций по оплате товаров и услуг с помощью карты, – говорит начальник управления пластиковых карт ВТБ 24 Александр Бородкин. – Данная тенденция очевидна для растущего рынка пластиковых карт и развивающейся сети эквайринга. На фоне растущей терминальной сети возможности пластиковой карты, которыми пользуются россияне и в особенности держатели карт ВТБ 24, расширяются. Например, ощутимо выросло количество клиентов, которые оплачивают с помощью карт мобильную связь и коммунальные услуги. Особенно на фоне введения комиссионных сборов за оплату таких услуг через кассу в некоторых банках. Погашать счета по более низкой комиссии стало возможно с помощью банкоматов, платежных терминалов, интернет-банкинга или долгосрочных платежных поручений. Эти изменения также являются одним из финансовых мотиваторов повышения спроса среди россиян на безналичные платежи и дистанционные сервисы».

Бородкин отмечает, что около 60% операций по банковским картам ВТБ 24 приходится на безналичную оплату товаров и услуг. Среди растущей доли платежей значима доля оплаты чека в ресторанах, на автозаправках, организации путешествий – как поездом, так и самолетом. «Это, в первую очередь, связано с тем, что ВТБ 24 предлагает широкую линейку карт с программами лояльности: кобренд-продукты с авиаперевозчиками и железнодорожным перевозчиком, карта с функцией cash-back с высоким поощрением в той категории покупок, где держатель тратит больше всего средств, и, конечно, карточные продукты с внутренней программой лояльности «Коллекция», – рассказывает наш собеседник. – Подобные продукты с программами лояльности активно влияют на стимулирование розничных операций по картам, обладают наибольшей добавочной стоимостью именно для группы клиентов, которые регулярно используют пластик как инструмент оплаты товаров, работ, услуг».

По мнению начальника управления развития отношений с обеспеченными клиентами и некредитных продуктов Райффайзенбанка Дамиана Леклера, одним из основных факторов роста карточных платежей в России является повышение финансовой грамотности населения. «Кроме того, не стоит забывать, что значительную долю прироста держателей банковских карт обеспечивают зарплатные проекты. Развивается банковская инфраструктура – увеличивается количество банковских отделений, вместе с тем растет число POS-терминалов в России. Это упрощает процесс пользования банковскими картами, — говорит эксперт. — Помимо этого, сегодня жители крупных городов, как правило, более мобильны, что формирует дополнительную потребность оплачивать товары и услуги через Интернет».

Директор департамента по развитию продуктов и услуг Хоум Кредит Банка Павел Беляев тоже отмечает тенденцию к увеличению доли POS-трансакций у клиентов банка. За год (с июля 2013 года по июль 2014-го) доля POS-трансакций по кредитным картам клиентов ХКФ Банка увеличилась на 67% и достигла 50% от общего объема операций.

«Развитие инфраструктуры и увеличение количества терминалов, безусловно, способствуют росту объемов POS-трансакций, но не стоит также недооценивать усилия банков, направленные на формирование у клиентов правильного карточного поведения. Так, в последнее время увеличилось число карточных продуктов, мотивирующих клиентов совершать покупки по картам. К ним относятся карты с кешбэком, кобрендовые и бонусные программы. Осознавая, что за совершение покупок по картам можно получить бонусы, клиенты гораздо охотнее рассчитываются пластиком в торговых точках, — комментирует Беляев. — Кроме того, платежные системы и банки регулярно проводят акции, направленные на активизацию платежного поведения клиентов. Несколько клиентов нашего банка, участвуя в подобной акции, выиграли путевки на летнюю Олимпиаду-2012 в Лондон и на чемпионат мира по футболу – 2014 в Бразилию. В период проведения таких акций мы видим дополнительный рост объемов безналичных операций. Работа банков ведется и в сфере информирования клиентов о преимуществах использования банковских карт для совершения покупок в магазинах. Банки доносят до потребителей информацию через сотрудников отделений и контактного центра, свои страницы в Интернете и с помощью рекламно-информационных материалов. Я думаю, что все эти мероприятия в конечном счете привели к росту доли безналичных операций по картам».

Со слов управляющего директора по розничным продуктам и сегментам Промсвязьбанка Евгения Лапина, тенденция к росту доли операций по оплате товаров и услуг с использованием карты является общерыночной. Среди клиентов Промсвязьбанка наблюдается рост доли данного типа операций с 2012 года по всем сегментам клиентов. Так, прирост доли операций по оплате товаров и услуг картами в банке с 2012 года составил 43%.

«При этом стоит сказать, что, несомненно, прирост данного типа операций по клиентам среди интернет-пользователей выше, чем, например, среди держателей зарплатных карт, — уточняет Лапин. — Факторов, повлиявших на данный показатель, можно назвать массу. Это и повышение общей финансовой грамотности клиентов, и внедрение банками технологий обеспечения безопасности платежей в сети Интернет».

Начальник управления пластиковых карт банка «Открытие» Юрий Божор в качестве причин двукратного роста поклонников безналичных платежей, помимо прочего, называет тот факт, что значительное число предприятий стали перечислять зарплаты на карты. «Практически «выдача наличных в кассе» теперь скорее исключение, чем правило, по крайней мере в крупных городах», — комментирует он. Также Божор отмечает взрывной рост объемов интернет-торговли, где картой (реальной или виртуальной) оплатить товар удобнее всего.

Эксперт обращает внимание на то, что немалую роль сыграла и «мобильнизация» наиболее активной части населения, что связано со снижением стоимости планшетов и других мобильных гаджетов, с массовым приходом на рынок смартфонов, появлением большого количества услуг, которые можно оплатить исключительно картой. «Все эти факторы формируют среду, в которой карта как средство оплаты наиболее удобна и безопасна», — поясняет наш собеседник.

Всеми безналичными силами

Госведомства и депутаты Госдумы всеми силами «пропагандируют» безналичное обращение и стараются внедрить его в массы. Не пряником, так кнутом. В конце мая стало известно, что Роспотребнадзор будет штрафовать магазины, которые откажутся принимать к оплате банковские карты, с 1 января 2015 года. А совсем недавно заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку и глава ассоциации «Россия» Анатолий Аксаков предложил обязать компании РФ перечислять зарплату сотрудникам на карточки с целью стимулирования безналичных расчетов в стране. Законопроект с этой инициативой планируется внести на рассмотрение в Думу в осеннюю сессию.

Впрочем, банкиры не уверены, что два вышеперечисленных метода способны привить населению любовь к безналичным расчетам.

Александр Бородкин из ВТБ 24 полагает, что доля трансакций, выраженная в денежном эквиваленте, не изменится значительно после введения в действие нового норматива, обязывающего все торговые точки принимать к оплате карты. Основной причиной он называет то, что крупные торговые сети уже сегодня предлагают эквайринговое обслуживание населению и указанные меры их не коснутся. При этом торговые предприятия, которые попадут под требования регулятора с 1 января 2015 года, вероятнее всего, адаптируются к новым условиям, которые диктует регулятор.

«Работа с существующей базой клиентов по переводу их расходных операций из наличной в безналичную форму имеет, на мой взгляд, больший потенциал, чем активность по переводу всех зарплатных зачислений на карту», — рассуждает Бородкин.

Евгений Лапин из Промсвязьбанка считает, что «безналичные» активности чиновников и депутатов, несомненно, увеличат долю безналичных операций в нашей стране. «Однако говорить о сильно значимом увеличении не приходится, так как услуга POS-эквайринга точек продаж на текущий момент предоставляется большим количеством банков, что предопределяет конкуренцию за клиента и давление на ставку для точки продаж. На текущий момент почти любая точка продаж может позволить себе установку терминала по приему карт, — уверен Лапин. — Относительно инициативы Анатолия Аксакова следует сказать, что ранее в ряде стран мира был подобный опыт. Практика показывает, что такая инициатива в большей степени направлена на борьбу с теневыми зарплатами, чем на увеличение объемов операций по оплате товаров и услуг картами».

Схожее мнение и у Юрия Божора из банка «Открытие». По его мнению, под влиянием грядущих штрафов Роспотребнадзора и возможного перевода всех зарплат на карты в будущем безналичный оборот в России увеличится. «Считаю, что на уровне того же Роспотребнадзора и Министерства финансов надо решить давно назревший вопрос о существенном снижении ввозных пошлин на POS-терминалы, что позволит на 20–30% снизить розничные цены и сделать терминалы более доступными, – размышляет эксперт. – Мне нравится инициатива, но я бы ее сформулировал иначе: перечислять зарплату нужно не на банковские карты, а на банковские счета. А вот уже способ доступа к счету может быть различным, в том числе с использованием банковской карты. Также ввод данного новшества необходимо синхронизировать с развитием структуры приема карт и возможностями для работников получить доступ к своим средствам, зачисленным на счет, с минимальными затратами времени и использованием удобных инструментов».

Павел Беляев из Хоум Кредит Банка обращает внимание, что инициатива, связанная с оснащением POS-терминалами всех без исключения торговых точек, будет способствовать развитию безналичной инфраструктуры, однако сегодня большая часть торговых точек уже принимает карты. «Даже в магазинах, расположенных в небольших населенных пунктах, уже можно встретить POS-терминалы. Поэтому не стоит ожидать, что нововведение коренным образом изменит ситуацию, — говорит эксперт. — Что же касается инициативы Анатолия Аксакова, то, если вся заработная плата будет переводиться на зарплатные карты, это, конечно, увеличит общий объем безналичных операций. Но структура трансакций не изменится мгновенно, ведь новым владельцам карт нужно время, чтобы научиться ими пользоваться и оценить преимущества безналичной оплаты».

Начать дискуссию