Интернет-банкинг

Неудобно, зато безопасно

При выборе электронного средства платежа россияне первостепенное внимание уделяют безопасности персональных данных и надежности проведения операции. При этом возможность оплаты покупок той же банковской картой за рубежом и удобство совершения операций наименее важны для наших сограждан. Таковы результаты опроса Национального агентства финансовых исследований.

При выборе электронного средства платежа россияне первостепенное внимание уделяют безопасности персональных данных и надежности проведения операции. При этом возможность оплаты покупок той же банковской картой за рубежом и удобство совершения операций наименее важны для наших сограждан. Таковы результаты опроса Национального агентства финансовых исследований.

Согласно опросу, проведенному Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) среди 1 600 экономически активных россиян старше 18 лет, «надежность и отсутствие мошенничества при передаче денежных средств» являются главным мерилом для жителей России при совершении операций с использованием электронных средств платежа. На втором месте у соотечественников находится безопасность при передаче персональных данных. Отметим, что под электронными средствами платежа (ЭСП) подразумевались банковские карты (включая оплату ими товаров и услуг в интернет-банке, мобильном банке и на сайтах онлайн-магазинов), платежные терминалы, электронные кошельки.

Респондентов просили оценить по шкале от 1 до 5 баллов пять критериев ЭСП, где единицу нужно было присвоить наиболее важному критерию. Техническую надежность и отсутствие возможности мошенничества при переводе денежных средств с помощью электронных средств платежа россияне оценили на 2,11 балла, безопасность при передаче личных данных – на 2,13, размер взимаемой комиссии – на 2,67, удобство совершения операции, включая простоту и функциональность платежного средства, – на 3,57, а возможность использования ЭСП как в России, так и за рубежом – на 4,21 балла.

Примечательно, что удобство интерфейса и проведения операции через электронные средства платежа больше волнует женщин. Одновременно безопасность при использовании ЭСП важнее для мужчин, а также для людей старше 60 лет. Возможность использования банковских карт и иных электронных средств платежа как в России, так и за рубежом тоже оценивается по значимости людьми пенсионного возраста намного выше, чем людьми от 25 до 60 лет.

По мнению руководителя департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирины Лобановой, в первую очередь эта тенденция связана с тем, что граждане старше 60 лет в принципе крайне редко пользуются такими средствами платежей. «Им трудно оценить возможные риски, потому что они о них, как правило, не знают. Поэтому они рассуждают о функциональности. Но так как реальных пользователей среди них немного, то это просто гипотетические рассуждения», — комментирует Лобанова.

«Интересно отметить, что мужчины в 2,5 раза чаще женщин отмечают надежность и отсутствие мошенничества в передаче денежных средств как наименее важную характеристику (72% и 28% соответственно). Женщины намного чаще мужчин считают, что при выборе платежного средства нужно обращать внимание на размер взимаемой комиссии (61% и 39% соответственно) и удобство совершения операции (60% и 40%)», — говорится в исследовании НАФИ.

Предпочтения различаются и по регионам нашей страны. Так, безопасность при передаче личных данных больше всего волнует жителей Уральского федерального округа, надежность и отсутствие мошеннических действий при переводах – жителей Северо-Западного и Уральского федеральных округов, размер взимаемой комиссии – жителей Южного федерального округа. Дальневосточный федеральный округ можно считать самым продвинутым – его жители наиболее высоко оценивают критерии «возможность использовать ЭСП в России и за рубежом» и «удобство совершения операции». Для жителей Центрального федерального округа на первое место выходит надежность и отсутствие мошенничества при переводах через электронные платежные средства.

Ирина Лобанова полагает, что россияне ставят удобство совершения операции с использованием электронного платежного средства на последнее место по значимости во многом из-за недостаточного развития платежной инфраструктуры в нашей стране.

«Даже те клиенты, которые хотели бы подчас воспользоваться тем или иным средством платежа, не могут этого сделать, потому что, например, интернет-магазин не принимает его к оплате. К тому же удобство для российского потребителя, не избалованного комфортом и простотой и не склонного с легкостью доверять различным новинкам, в первую очередь, — дело привычки, — рассуждает Лобанова. — Другими словами, если человек привык к определенной последовательности действий при использовании терминала или банковской карты, это удобно для него, и значимость этого критерия снижается. Не стоит забывать также, что электронные платежные средства по умолчанию считаются удобнее прочих, в связи с чем пользователи часто не видят смысла выбирать самый удобный инструмент из тех, что и так позволяют максимально экономить время и силы».

Начальник департамента систем дистанционного банковского обслуживания ФГ «Лайф» Алексей Леоничев считает, что в оценке клиентов ничего удивительного нет – логично, что на первый план пользователи электронных платежных средств поставили безопасность и надежность. «Здесь и недоверие к «электронным мозгам», которые могут «сбойнуть», и подозрение на «кривые руки» авторов программ, и ощущение опасности мошенничества, и периодическая необходимость доказывать в разных инстанциях, что ты заплатил, зачастую уже после того, как к тебе применили штрафы, — перечисляет Леоничев. — К этому добавляется полное отсутствие, неудобство или просто незнание процедур поиска непрошедших платежей и ушедших «в никуда» сумм. А про потенциально возможную утечку «электронно» хранящихся данных (паспорта, адреса, имена, пароли), случаи которой с завидной регулярностью освещаются в СМИ, и говорить нечего — это еще неприятнее угрозы отключения электричества за неуплату. Поэтому клиент и хочет быть уверен, что все дойдет куда надо и ничего лишнего с карты не спишут. Это лучше, чем в один клик, но без гарантий. То, что эти требования пользователя доминируют при оценке электронных платежей, означает, что существует большое поле для развития. Причем мало обеспечить техническую безопасность и надежность, нужно еще убедить (или переубедить) клиента в том, что эти надежность и безопасность реально существуют. Без действий в этом направлении рост популярности электронных платежей будет не таким быстрым, как хотелось бы. Удобство и возможности для клиента при этом не следующая ступень, а параллельное направление развития электронных платежей».

Директора департамента информационных технологий СБ Банка Максима Волкова результаты исследования также не удивляют. «Электронные средства платежа будут работать как в России, так и за рубежом, и пользователи таких средств платежа об этом знают. Я сомневаюсь, что люди, имеющие карточки и работающие с интернет-банком, испытывают частые и непреодолимые проблемы при оплате покупок, доставляемых из-за рубежа, или находясь за границей. Отвечая на вопрос о широте географии использования ЭСП, люди просто не допускают мысли, что такие средства могут не работать за рубежом. И, как следствие, обращают внимание на этот фактор в последнюю очередь: отсюда низкие баллы в категории «возможность использования ЭСП за рубежом», — говорит Волков. — Что касается удобства использования электронного средства платежа, то «обращение» к POS-терминалу, банкомату или интернет-банкингу в рамках одной трансакции занимает довольно короткий промежуток времени. Поэтому люди либо не обращают внимание на «удобно/неудобно», либо предпочитают потерпеть. Главное здесь, чтобы процесс выбора (блюд в ресторане, кроссовок в интернет-магазине) был максимально комфортным и легким, а процесс оплаты — дело техники».

Начать дискуссию