По крайней мере, именно так представляют себе ситуацию сами российские акционеры, пообещавшие, что пойдут в суд. Очередное обострение напряженности вызвано решением Банка Кипра о проведении допэмиссии, преимущество в которой отдано западным институциональным инвесторам.
В рамках допэмиссии банк выпустил 4,2 млрд новых акций на сумму в 1 млрд евро (0,24 евро за акцию). Официально заявлено о завершении первого раунда размещения бумаг, который, по установленным банком условиям проводился среди квалифицированных инвесторов, пишет газета РБК. Среди покупателей The Financial Times называет американского инвестора Уилбура Росса и Европейский банк реконструкции и развития. По их информации, они выкупят акции на 400 млн и 100 млн евро соответственно, причем с существенным дисконтом.
Существующие же акционеры, среди которых немало россиян, уже заявили, что подадут в суд на совет директоров банка, предъявив иск о причинении ущерба существующим акционерам. Исполнительный директор Центра защиты прав акционеров и инвесторов Bank of Cyprus Евгений Коган заявил РБК, что по итогам миллиардной эмиссии, доли существующих акционеров размоются на 47% (УК до эмиссии составлял 4,7 млрд). Сделано это на том основании, что в большинстве своем миноритарии не входят в категорию «квалифицированный инвестор».
Это означает, что киприоты «кинули» россиян дважды. Ведь акционерами Банка Кипра они стали добровольно-принудительно: после того, как в угоду ЕС и ради получения финансовой помощи власти острова в кризисной ситуации приняли решение о фактическом изъятии всех вкладов в банках Кипра, превышающих застрахованный лимит в 100 тыс. евро. Тогда власти острова пообещали миноритариям взамен златые горы: акции Банка Кипра (из расчета 1 евро за акцию), в будущем участие в неких стратегических проектах и частичное возмещение потерь и т.д. Отказаться — значило потерять все.
Таким образом, порядка 21 тыс. клиентов оказались обладателями 81,4% акций банка. Справедливости ради стоит заметить, что среди пострадавших оказались не только россияне — на острове хранили также значительные средства и британские резиденты-физлица. По данным The Wall Street Journal, на долю нерезидентов ЕС приходится до половины всех экспроприированных депозитов. И это увеличивает шансы на выигрыш в суде.
Теперь руководство банка предлагает пострадавшим выкупить 20% акций второго размещения, начавшейся в конце июля, на условиях, аналогичных тем, по которым бумаги получили институциональные инвесторы. Привлеченные средства позволят увеличить достаточность капитала банка с 10,6 до 15,6%, а также вернуться на биржу, где он не торгуется уже почти полтора года, объясняет свои действия правление.
Но Евгений Коган уверен: «Возможность для существующих акционеров купить 20% акций выглядит циничной подачкой со стороны совета директоров, ведь мировая практика — это предоставление приоритетного права на выкуп акций существующим акционерам». Цена его также не устраивает: цена новых акций на 75% ниже, чем та, по которой получили акции россияне, а справедливая цена по балансовой стоимости сейчас составляет 40–50 центов за бумагу, уверен он.
Юристы полагают, что у миноритариев есть достаточно оснований для обращения в суд, однако их шансы на выигрыш не очевидны. Плюс в том, что «Кипр относится к странам англосаксонского права, в котором распространена практика привлечения органов управления к ответственности за действия, которые, по мнению акционеров, привели к негативным для них или для организации результатам», считает партнер юридической компании «Яковлев и партнеры» Игорь Дубов.
Однако партнер Paragon Advice Group Александр Захаров напоминает, что допэмиссия проходит по требованию кипрского ЦБ в особом порядке, а значит вряд ли стоит ждать позитивного рассмотрения дела. Так что предстоят длительные разбирательства с обжалованием действия банка в вышестоящих судебных инстанциях ЕС, например в Европейском суде по правам человека». А значит, наличие среди пострадавших британских резидентов может сыграть россиянам на руку.
Начать дискуссию