Нынешней осенью должна увидеть свет новая редакция закона № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Не утихают дискуссии о возврате пенсионных накоплений граждан в НПФ в 2015 году, вызванные заявлением министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина. Как относятся фонды к уже свершившимся и грядущим изменениям? Как протекает деятельность НПФ в условиях тщательного надзора и регулирования со стороны ЦБ?
Пенсионный смотритель
До 2013 года регулированием деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ) занимались три органа государственной власти – Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство финансов РФ и Федеральная служба по финансовым рынкам, учрежденная в марте 2004 года. Необходимость в установлении новых условий по договорам обязательного пенсионного страхования привела к перераспределению полномочий в сфере регулирования, контроля и надзора на рынке НПФ между правительством, Минфином, Минтрудом и Центробанком. В ведении Белого дома остался только ПФР. Банк России был наделен правом полного контроля над остальными пенсионными фондами. При этом законотворческую инициативу было решено оставить за правительством, а нормативно-правовое регулирование – за ЦБ РФ. Министерство финансов продолжает выполнять функцию регулятора по накопительной составляющей пенсии, а Министерство труда и социальной защиты РФ осуществляет надзор за соблюдением социальной ответственности.
В августе 2013 года было принято решение об интеграции Федеральной службы по финансовым рынкам со структурой ЦБ путем создания Службы Банка России по финансовым рынкам. Мегарегулятор и Служба в его составе начали свою работу одновременно – в сентябре 2013 года.
В марте 2014 года Служба Банка России по финансовым рынкам была упразднена, ее функции были переданы образованному департаменту коллективных инвестиций и доверительного управления во главе с Филиппом Габунией. Обязанности по надзору и регулированию деятельности НПФ также переняли департамент бухгалтерского учета и отчетности и департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ РФ.
Ужесточение отчетности
Деятельность нового департамента уже начала приносить плоды: с июля ужесточились требования к квартальной и годовой отчетности НПФ, предоставляемой Банку России в электронном виде. По мнению ряда специалистов, прежняя форма отчетности, принятая ФСФР, не позволяла анализировать работу НПФ должным образом, вовремя выявлять те или иные нарушения.
«С одной стороны, объем и периодичность отчетности – это наши прямые трудозатраты. Но требовательное отношение к ней регулятора – часть правил игры и гарантия fair play», – комментирует ситуацию исполнительный директор НПФ «Райффайзен» Елена Горшкова.
Коллегу поддерживает председатель совета НПФ «Согласие» Евгений Добровольский, положительно оценив изменения отчетности, которые внес ЦБ: «Их можно приветствовать. Уже некоторое время обсуждается возможность создания системы пруденциального надзора за деятельностью НПФ. Как мне кажется, нынешнее изменение требований к отчетности – один из шагов к этой системе». Аналогичной позиции придерживается и заместитель исполнительного директора НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» Александр Львов.
Исполнительный директор КИТФинанс НПФ Антон Шпилев считает вполне закономерным тот факт, что требования к деятельности НПФ меняются. «Финансовый рынок – подвижная структура, – уверен специалист. – На момент формирования рынка разрабатываются законы и нормы, которые априори не могут учесть все нюансы, открывающиеся только в процессе его развития. Как правило, со временем требования ужесточаются, это можно видеть на примере банковского сектора и страхового рынка, то же касается НПФ».
Специалист полагает, что изменения, внесенные вышестоящим органом, обусловлены общей экономической ситуацией, и напоминает об отрицательных показателях индивидуальных счетов вкладчиков НПФ, возникших в результате кризиса 2008 года. «Это вызвало необходимость внести определенные изменения в законодательство. Да, НПФ – это частные структуры, но вопрос, которым мы занимаемся, социально значимый, и государство не может его не контролировать», – убежден Антон Шпилев (КИТФинанс НПФ).
Требования Центробанка вполне резонны – так можно резюмировать высказывания различных экспертов отрасли. Инспекция негосударственных пенсионных фондов в свое время требовала отчетность даже более строгую, чем ФСФР. В прежние годы НПФ представляли ежемесячную оперативную отчетность, дающую возможность постоянного мониторинга финансовой составляющей деятельности фондов. ЦБ правильно делает, что повышает требования к ней, в этом нет ничего необычного.
Обязательное акционирование
Еще одним важным нововведением для деятельности НПФ стала необходимость изменения их организационно-правовой формы на акционерные общества. Соответствующий закон был подписан президентом в январе 2014 года. Надзор за соблюдением требования, установленного нормативно-правовым актом, также лег на мегарегулятора.
Согласно Федеральному закону № 410-ФЗ с 1 января 2014 года все новые НПФ должны открываться в форме акционерных обществ, учрежденные до 2014 года – пройти процедуру реорганизации и переоформить лицензию (работающие с системой ОПС – до 1 января 2016 года, все остальные – до 1 января 2019 года).
С принятием закона ужесточились требования к акционерам НПФ – ими не могут быть организации, зарегистрированные в офшорах.
Эксперты напоминают: идея коммерциализации НПФ не нова. В 1998 году уже озвучивались планы по созданию двух типов фондов – коммерческих и некоммерческих, но тогда делать НПФ коммерческими не захотели. Сейчас трансформацию в АО оправдывают необходимостью более тщательного контроля за фондами, но, по мнению специалистов, проблем с данным аспектом деятельности никогда не возникало.
«Мера по акционированию НПФ представляется надуманной, к тому же она несет с собой определенные траты, которые будут уменьшать отчисления на именные пенсионные счета, – рассказывает эксперт одного из НПФ, согласившийся предоставить комментарии на условиях анонимности. – Полагаю, что фонды, занимающиеся обязательным пенсионным страхованием, могут быть коммерческими. НПФ, которые не поддерживают ОПС, должны оставаться некоммерческими и после 1 января 2019 года. В настоящий момент деление НПФ на коммерческие и некоммерческие фактически и так имеет место: «ГАЗФОНД» выделил акционерный пенсионный фонд, в котором сосредоточил систему ОПС, при себе же оставил дополнительное некоммерческое пенсионное обеспечение. Аналогичным образом поступил НПФ «Благосостояние». При отсутствии поступлений средств по ОПС подобные фонды могут прекратить им заниматься, предупредив надлежащим образом застрахованных лиц».
В целом фонды отнеслись к прохождению процедуры акционирования спокойно. «НПФ «Согласие» находится в активной фазе этого процесса. На данный момент мы выполнили все необходимые процедуры, провели заседание совета фонда, приняли решение о реорганизации. Соответствующий комплект документов уже направлен в ЦБ, так что сейчас мы ждем решения Центрального банка РФ», – отмечает Евгений Добровольский (НПФ «Согласие»).
Негосударственным пенсионным фондом «Райффайзен» также запущена процедура акционирования. «Комплект документов по акционированию нашего фонда находится на утверждении в ЦБ. Мы считаем, что акционирование поможет негосударственным пенсионным фондам стать понятнее и прозрачнее для клиентов и инвесторов, значительно улучшит их имидж. В целом отношение к этой инициативе у большинства игроков положительное», – считает Елена Горшкова (НПФ «Райффайзен»).
НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» только готовится к исполнению закона № 410-ФЗ. «Наш фонд пройдет процедуру преобразования в установленные законом сроки», – комментирует Александр Львов (НПФ «ВТБ Пенсионный фонд»).
По информации банка России, в мае он получил 20 ходатайств об акционировании от НПФ. Из них 16 приняли решение о полном преобразовании в акционерные общества, 4 сочли нужным выделить из своей структуры некоммерческий фонд и стать акционерными обществами.
Необходимо отметить, что положительную оценку акционированию фондов дали НПФ, занимающиеся в основном обязательным пенсионным страхованием. Получить оценку нововведения от фондов, не занимающихся ОПС, не удалось.
Безопасность гарантирована
Во второй половине июля в СМИ появилась информация о новом этапе пенсионной реформы в России: НПФ, прошедшие процедуру акционирования, подали в ЦБ ходатайства о вступлении в систему гарантирования средств граждан. Таковых на тот момент оказалось совсем немного: «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления», «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» и НПФ электроэнергетики.
Успешно пройденная процедура проверки ЦБ позволит акционированным НПФ получить пенсионные накопления граждан, на передачу которых, как известно, был введен мораторий в сентябре 2013 года. Длительность подобной проверки может составлять 120 календарных дней.
Плановые и внеплановые проверки НПФ будет проводить Главная инспекция Банка России с участием АСВ. В ходе надзорных действий планируется анализировать полноту раскрытия данных об акционерах, качество корпоративного управления, а именно риск-менеджмент и систему внутреннего контроля, правильность стратегии инвестирования, финансовую состоятельность, качество активов, степень и своевременность исполнения НПФ обязательств перед клиентами. Некоторые специалисты полагают, что проверки НПФ послужат хорошей мотивацией для улучшения деятельности фондов.
Напомним, что история вопроса, связанного с системой гарантирования пенсионных накоплений, начиналась с намерения правительства повысить доверие граждан к НПФ в 2013 году. Положительный опыт банков, сумевших увеличить с 2004 года объем вкладов с 1 трлн рублей до 12 трлн рублей, вдохновил Минфин. Правда, некоторые эксперты тут же уточнили, что речь в случае с НПФ должна идти не о слепом копировании системы страхования вкладов для банков, а о создании оригинальной модели поддержки людей, обратившихся в негосударственный пенсионный фонд. Так, для средств пенсионных накоплений эксперты предлагают гарантировать размер номинала страховых взносов, для пенсионных резервов – фиксированную сумму по аналогии с коммерческими банками. Также озвучивалась идея создания системы гарантирования пенсионных накоплений как для клиентов НПФ, так и для клиентов, обратившихся в управляющие компании.
«На наш взгляд, в выигрыше от этого остались все стороны, – уверен Антон Шпилев (КИТФинанс НПФ). – Население получило дополнительные гарантии сохранности вложенных средств. НПФ повысили свою привлекательность, поскольку именно государству сегодня население доверяет больше всего. А государство таким образом сохраняет возможность функционирования распределительно-накопительной пенсионной системы, которая в нынешних экономико-демографических условиях является наиболее приемлемой».
Оптимизм в связи с апробированием системы гарантирования для НПФ выражает и Александр Львов (НПФ «ВТБ Пенсионный фонд»): «Мы надеемся, привлечение АСВ приведет к тому же эффекту на пенсионном рынке, что и в банковском секторе в 2004 году».
«Для клиента важна гарантия сохранности его накоплений, – рассуждает Евгений Добровольский (НПФ «Согласие»). – Зачастую именно гарантии сохранности, а не доходность являются для клиента основным фактором выбора страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Если гарантии будут равными для всех участников рынка (ПФР и НПФ), то эта ситуация будет способствовать большей активности застрахованных лиц».
Общая картина
Пенсионная реформа в России призвана снять часть пенсионной нагрузки с государства, переложив ее на будущего пенсионера. Эксперты убеждены: чтобы обязательное пенсионное страхование работало в полном объеме, необходима очень устойчивая финансовая система. Создание единого мегарегулятора, усиление надзора и регулирования НПФ призваны решить поставленную государством задачу.
В целом специалисты фондов хотя и ожидают перемен, но настроены оптимистично. «Расширение полномочий ЦБ, появление нового функционала можно охарактеризовать как своевременное. Благодаря этому ликвидация фондов, в которых выявлены проблемы, проходит в цивилизованной форме. Кроме того, у регулятора есть широкие полномочия для осуществления контроля и проверок, поэтому, думаю, благодаря своевременному реагированию ситуация будет крайне редко доходить до ликвидации», – отмечает Антон Шпилев (КИТФинанс НПФ).
Евгений Добровольский (НПФ «Согласие») констатирует: «Да, права регулятора расширены, и это, несомненно, отразилось на рынке. Зачастую в рамках старой системы мы сталкивались с разностью подходов к той или иной проблеме у разных регулирующих и контролирующих органов. Сейчас эта проблема устранена, и мы рассчитываем на то, что рынок будет развиваться по четким, понятным и регламентированным во всех аспектах правилам».
«Наделение регулятора всей полнотой необходимых полномочий для модерирования рынка – залог его эффективности, – считает Елена Горшкова (НПФ «Райффайзен»). – Мы видим на примере банковского сектора, как аккуратно, но неумолимо Банк России использует имеющиеся у него инструменты для санации сектора. Хочется надеяться, что эти меры подействуют отрезвляюще на игроков с нетрадиционно высоким аппетитом к риску». Это, по мнению специалиста, в полной мере можно отнести как к банковскому сектору, так и к другим секторам финансового рынка.
Кстати
По информации Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов, с 2008 по 2012 год объем пенсионных накоплений увеличился на 564,50 млрд рублей – с 35,54 млрд рублей до 600,04 млрд рублей. На 1 января 2013 года общий объем пенсионных накоплений превысил два триллиона рублей, а количество клиентов пенсионных фондов составило 76,2 млн человек.
Начать дискуссию