Экономика России

Сторонники катастрофических сценариев ждут превращения российских рейтингов investment grade в «мусорные»

Как и в предыдущие месяцы, политика продолжает играть первую скрипку в российском экономическом раскладе.

Как и ожидалось, именно в сентябре украинские власти наконец сели за стол переговоров с российскими по вопросам об урегулировании кризиса (чтобы не остаться на зиму без тепла и света). В этой связи лидеры РФ были, похоже, обескуражены тем, что на фоне переговоров об урегулировании были ужесточены санкции и обещаны новые — причем не только со стороны США, но и Евросоюзом. Ведь ранее эти два процесса были вроде бы взаимоувязаны, и нам обещали — по крайней мере, европейцы — что окончание кризиса может привести к пересмотру санкций, которые были приняты на три месяца которые скоро истекут. А кроме того, канцлер ФРГ Ангела Меркель говорила о серьезных негативных последствиях для своей страны и Европы в целом от расширения санкций...

Как бы то ни было, в сентябре расширение секторальных санкций коснулось Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, Внешэкономбанка и Россельхозбанка (а также их дочек с долей более 50%). Теперь европейским инвесторам запрещено прямо или косвенно приобретать, продавать, предоставлять брокерские услуги или помощь в выпуске, а также иными способами иметь дело с акциями, облигациями и подобными инструментами этих банков, если срок их обращения превышает 90 дней. Правда, в госбанках уже не пугаются: с весны эти заимствования и без того недоступны, говорят их представители.

Куда больший переполох вызвала резолюция Европарламента от 18 сентября, где содержится призыв отключить РФ от международной системы межбанковских платежей SWIFT, заперев на неопределенный срок в рублевой зоне. Впрочем, сами представители системы поспешили сообщить, что никаких отключений не будет, поскольку компания — глобальный и политически нейтральный поставщик услуг.

«РОССВИФТ» распространила заявление, что резолюция Европарламента противоречит основам европейского законодательства, основанного на Хартии ЕС, а также праву SWIFT на ведение бизнеса, нанося ущерб репутации компании. Тем не менее в правительстве тут же заговорили о необходимости создания собственной аналогичной системы (что сложно представить: система-то глобальная). Затем последовала шумиха вокруг возможного отключения РФ от Интернета и необходимости создания собственных российских хостов (на что, по расчетам экспертов, потребуется три года).

Все это, как и параллельно развивавшийся скандал с арестом Владимира Евтушенкова, снова дестабилизировало российский рубль, который пробил исторические максимумы.

Аналитики начали наперебой гадать, каковы прогнозы на перспективу и оказались довольно единодушны в том, что до конца года особого падения с достигнутых «верхов» ждать не следует, а директор института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев уверен, что евро может подорожать до 53 рублей и даже выше. Как бы то ни было, сейчас хуже, чем российский рубль, ведет себя только валюта Ганы, шутят эксперты.

В любом случае уже сейчас российские банки ощущают нехватку долларов — а для выплат по кредитам иностранным банкам валюта предприятиям нужна. Поэтому ЦБ приходится принимать меры к тому, чтобы решать проблему в ручном режиме.

Есть и вовсе катастрофические прогнозы: если российская нефть хотя бы краткосрочно упадет до 80 долларов США за баррель, это может сказаться на страновом рейтинге, считает Михаил Беляев, руководитель банковской секции Финпотребсоюза. Эксперты Moody’s уже предупредили о негативном влиянии санкций на кредитоспособность РФ и о малоприятных перспективах для рейтинга.

О том, что такое худшие из худших перспектив, рассказал «РБК ТВ» управляющий директор «Арбат Капитал» Алексей Голубович: «Набор санкций понятен, поскольку он уже озвучен, конечный вариант — санкции по иранскому сценарию». По словам эксперта, самое страшное, что может случаться в наиболее уязвимой к санкциям финансовой сфере — даже не отключение от SWIFT, а заморозка активов российских Центробанка и банков.

Начать дискуссию