Во время VIII Российского национального банковского форума в Хорватии заместитель председателя ЦБ Василий Поздышев заявил, что в 2014 году темпы роста корпоративного кредитования превысили аналогичный показатель 2013 года: достаточно жесткую политику в отношении необеспеченных потребительских кредитов ЦБ компенсировал поддержкой «корпората». Однако положительный эффект был испорчен санкциями, введенными против крупнейших российских банков и компаний.
Своими силами
В сентябре 2014 года ЕС ввел ограничения на долговое финансирование крупнейших российских компаний ТЭК – «Газпром нефти», «Транснефти» и «Роснефти». Те же меры были применены в отношении нескольких оборонных предприятий России. Санкции, ограничивающие доступ к фондированию российских компаний за рубежом, были также введены США, Канадой и Шотландией.
Первоначально о поддержке подпавших под санкции компаний заявил министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. Он пояснил, что финансовая помощь может быть направлена из различных источников: Пенсионного фонда РФ, Фонда национального благосостояния. Но в сложившейся ситуации особую актуальность для компаний приобрели заимствования у российских банков, в особенности у кредитных организаций с государственным участием.
Управляющий активами УК «Фонд Магута» Платон Магута отмечает: «В последние месяцы отчетливее прослеживается тенденция кредитования крупных корпоративных клиентов государственными банками, поскольку последние считаются более надежными и пользуются поддержкой государства в фондировании, соответственно, имеют достаточный запас ликвидности для выдачи крупных займов. Так, общий кредитный портфель ВТБ вырос с начала года почти на 20%, до 9 трлн рублей. Свыше 60% этого роста пришлось на корпоративное кредитование. При этом в целом доля корпоративного кредитования в общей структуре кредитного портфеля российских банков не превышает 20%».
П. Магута считает тенденцию переориентирования на внутренние рынки заимствований положительной, так как в результате увеличивается спрос на рубли, что делает российскую национальную валюту более ликвидной. Также вследствие наметившейся тенденции к кредитному импортозамещению снижаются валютные риски, что в целом способствует повышению устойчивости экономики. По мнению специалиста, внутреннее фондирование создает условия для развития рублевого долгового рынка.
Директор департамента корпоративного бизнеса Первобанка Полина Киселева говорит, что тенденция заимствования крупным «корпоратом» средств у банков с госучастием прослеживается давно. Как полагает эксперт, причины этого – возможность получения финансирования под низкую процентную ставку и достаточность лимита кредитного риска на одного заемщика для крупных корпораций.
Начальник аналитического отдела Банка Оранжевый Дмитрий Рождественский убежден в том, что переориентация российских компаний с европейского рынка капитала на внутренний отечественный – вынужденная мера. «Нужно признать: условия фондирования в странах Запада до последнего времени выглядели для российских заемщиков более интересными, нежели на родине. При этом условия были привлекательнее как по ставкам, так и по средней дюрации долга, – отмечает эксперт. – Результатом закрытия европейских источников кредитования стал рост спроса на деньги в России. Это, в свою очередь, стало одним из факторов роста стоимости процентных ставок на денежном рынке. Также произошло увеличение ставок по кредитам во всех сегментах рынка. По нашей оценке, с начала марта 2014 года ставки увеличились в среднем на 2,5 процентных пункта. Мы ожидаем продолжения роста стоимости денег в ближайшие месяцы».
К сложившейся ситуации с легкостью можно было бы применить пословицу «Нет худа без добра», если бы не то обстоятельство, что государственные банки сами оказались под ударом санкций со стороны Запада.
Касса закрыта
В первой половине сентября Евросоюз ввел санкции против Сбербанка, ВТБ, Внешэкономбанка, Газпромбанка и Россельхозбанка, предусматривающие запрет на выдачу кредитов вышеперечисленным организациям на срок более 30 дней, а также на покупку и продажу их финансовых инструментов сроком обращения более 30 дней. Аналогичные санкции были введены США 12 сентября, но, помимо перечисленных финансовых институтов, в американский черный список попал Банк Москвы. А в конце месяца новые санкции в отношении Сбербанка, ВТБ, Внешэкономбанка и Газпромбанка были приняты Японией. Согласно введенным ограничениям гражданам и компаниям Японии запрещается проводить операции с бумагами данных кредитных организаций сроком погашения более 90 дней.
В данных условиях западный рынок заимствований оказался закрытым для крупнейших российских банков с госучастием. Появившаяся в конце сентября новость о том, что ЕС готов поэтапно отменять введенные запреты, не воодушевила экспертов отрасли: аннулирование первого пакета санкций прогнозировалось лишь в ноябре (как стало известно 30 сентября, речь не идет даже об этом). США и Япония, в свою очередь, заявили о готовности отменить санкции при условии корректировки политики России в отношении Украины.
Президент Некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» Алексей Саватюгин высказал мнение, что санкции принципиально не скажутся на стабильности российского финансового сектора. Точку зрения эксперта отчасти разделили аналитики из службы кредитных рейтингов Standard & Poor’s: по их оценкам, ключевые финансовые организации России в состоянии справиться с последствиями санкций в краткосрочной перспективе. Их зависимость от фондирования, привлекаемого на международных рынках капитала, ограничена: так, объем средств, привлеченных ВТБ на открытом рынке, составлял по состоянию на август 2014 года примерно 7% совокупных обязательств банка. Объем средств, привлеченных Газпромбанком на открытом рынке, по состоянию на июль 2014 года не превышал 15% совокупных обязательств кредитной организации. Однако, как отмечают специалисты агентства, в долгосрочной перспективе, учитывая замедление экономического роста и отток капитала, санкции негативно повлияют на профиль фондирования и профиль ликвидности всех российских банков в связи с ростом стоимости заимствований и снижением уровня доверия потребителей. К таким последствиям надо быть готовыми и не тешить себя иллюзиями, что можно выстоять в новых, неблагоприятных условиях, ничего не предпринимая.
Генеральный директор «Эксперт РА» Павел Самиев убежден в том, что российские компании вполне могут рассчитывать на кредитование банков с госучастием, несмотря на сложившуюся геополитическую обстановку. «Санкции не мешают госбанкам собирать пассивную базу в России. С точки зрения получения относительно дешевой пассивной базы со стороны корпоративных клиентов, которые могут размещать на расчетных счетах и депозитах свои средства, у банков с госучастием есть все козыри, они достаточно активны в последнее время и продолжают активизироваться, – делится наблюдениями эксперт. – Скорее всего, следует ожидать роста ставок по депозитам, поскольку этот ресурс будет задействован еще больше – иных существенных механизмов привлечения средств нет. С другой стороны, ЦБ активно развивает систему рефинансирования под залог различных активов, госбанки пользуются этим и, скорее всего, будут пользоваться дальше».
Есть и еще один фактор, способствующий тому, что «корпорат» активно сотрудничает с «госами». «Крупные российские компании исторически имеют некоторую «якорную» привязку к отечественным кредитным организациям с государственным участием. Это связано с тем, что госбанки, обладая, как правило, более дешевыми пассивами, могут предложить оптимальные условия кредитования как по объему требуемых заемщику ресурсов, так и по более длительным срокам», – считает Дмитрий Рождественский (Банк Оранжевый).
Альтернативы – географические и не только
В качестве альтернативы банкам с государственным участием профессионалы отрасли рассматривают несколько вариантов. Так, отечественный бизнес может кредитоваться в крупных коммерческих банках России, на которые санкции Запада не распространяются. В указанных кредитных организациях нет ограничений на привлечение финансирования на срок более трех месяцев в Европе и США. Наблюдатели констатируют: это обстоятельство вызвало у некоторых корпоративных клиентов желание перейти именно в частные банки. В результате у последних отмечается приток вкладчиков (как физических, так и юридических лиц), выгодные продажи кредитных линий, совокупный рост кредитного портфеля.
«Проблема частных банков состоит в том, что подавляющее большинство из них близко подошло к порогу по достаточности капитала, – не разделяет оптимизма ряда банкиров Павел Самиев (Эксперт РА). – Им нужно будет наращивать капитал, но у акционеров этих банков нет больших ресурсов для этого. Кроме того, ЦБ значительно ужесточил политику резервирования. У многих крупных игроков достаточность капитала снизилась из-за того, что была применена более жесткая политика Банка России».
Тем не менее, как подчеркивает специалист, «частники» будут достаточно активно переманивать хороших заемщиков из крупного «корпората». С Павлом Самиевым согласен Дмитрий Рождественский (Банк Оранжевый). «Менее крупные банки также имеют свою нишу на рынке. Они могут предложить достойный уровень сервиса и индивидуальное отношение к потребностям клиента», – считает эксперт.
В качестве еще одного источника фондирования аналитики рассматривают рынки Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, делая при этом оговорку: потенциал Востока велик, но на его раскрытие потребуется время. Азиатский рынок заимствований не сможет полностью заменить западный – он не так развит инфраструктурно, не так глубок. «Варианты заимствований на рынках Китая и Ближнего Востока пока не оправданы, вряд ли это будет вопрос короткой перспективы», – убежден Павел Самиев. В то же время наблюдатели прогнозируют рост объема операций со странами Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.
Каким надо быть, чтобы понравиться?
Говоря о смягчении денежно-кредитной политики, глава Центрального банка Эльвира Набиуллина на заседании правительства сказала о том, что снижение ключевой ставки Банка России не сможет способствовать выдаче кредитов предприятиям с высокой долговой нагрузкой и туманными перспективами сбыта продукции.
Каким же требованиям должен соответствовать корпоративный заемщик, рассчитывающий на кредит?
«Качественный заемщик – достаточно широкое понятие. Прежде всего это клиент с положительной деловой репутацией, не имеющий негативной кредитной истории и лояльно относящийся к банку. Также это клиент, который открыт для банка, оперативно предоставляет достоверную информацию для кредитного анализа, при этом показатели его финансовой отчетности отражают положительную динамику (или как минимум не несут угрозы для бизнеса) и контролируются в том числе собственником бизнеса, – рассказывает Полина Киселева (Первобанк). – Как правило, качественный заемщик пользуется несколькими продуктами банка, один из основных – расчетно-кассовое обслуживание. Поступление чистой выручки от покупателей на расчетный счет в банке-кредиторе – еще один показатель качества и инструмент мониторинга».
Дмитрий Рождественский (Банк Оранжевый) полагает, что компания, рассчитывающая на кредит, должна в первую очередь вовремя погашать и рефинансировать валютные долги: «В связи с закрытием западных площадок и переориентацией заемщиков на внутренний рынок появилась задача по погашению и рефинансированию валютных долгов. Именно поэтому на внутреннем рынке мы наблюдаем увеличение спроса на валюту, что и вызывает повышенные флуктуации на валютном рынке. Результатом для заемщиков в валюте стал рост стоимости обслуживания долга. В случае продолжения текущих темпов ослабления курса рубля в среднесрочной перспективе компании, у которых велика доля валютных кредитов в объеме долгового финансирования, могут столкнуться с ухудшением своего финансового положения».
Востребованным финансовым продуктом для российских компаний по-прежнему остается кредит. «В большей степени российские компании заинтересованы в пополнении оборотных средств. Соответственно, самый массовый финансовый продукт – кредитные линии. Сегодня также популярны банковские гарантии на различные цели и овердрафты к расчетному счету», – рассказывает Полина Киселева (Первобанк). С коллегой солидарен Дмитрий Рождественский (Банк Оранжевый): «В последнее время мы наблюдаем на рынке рост спроса на услуги по предоставлению банковских гарантий».
Сегодня российские компании как никогда нуждаются в кредитах крупнейших российских банков с государственным участием. О новых мерах поддержки последних не так давно высказывался министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев, предлагая поддержать банки с помощью докапитализации и выдачи новых субординированных кредитов. Остается надеяться на то, что данные меры окажутся эффективными.
Начать дискуссию