Правительство РФ поддержало законопроект о контролируемых иностранных компаниях в рамках поручения президента по деофшоризации российской экономики, который, возможно, вступит в силу уже с 1 января 2015 года. Портал Банки.ру выяснял, как новый закон может отразиться на российских компаниях, банках и их владельцах.
Антиофшорный закон с переходным периодом
В конце 2013 года президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию заявил, что в направлении деофшоризации российской экономики пока не удалось достигнуть значительных успехов. «Доходы компаний, которые зарегистрированы в офшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику – конечному бенефициару, должны облагаться по нашим налоговым правилам. А налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет. Нужно продумать систему, как эти деньги изъять», – поставил задачу глава государства. Также президент предложил для борьбы с офшорами лишить компании, зарегистрированные в иностранной юрисдикции, мер господдержки, отказав им в предоставлении госгарантий и кредитов ВЭБа.
Министерство финансов относительно быстро отреагировало на пожелания президента и уже в марте 2014 года обнародовало свои довольно жесткие предложения по деофшоризации экономики. Так, ведомство предлагало заставить всех владеющих хотя бы 1% капитала иностранной компании под угрозой штрафа заявить о своем существовании в Федеральную налоговую службу. А выплата налогов России должна производиться, если доля владельца офшорной компании превышает 10%.
Однако бизнес-сообщество высказало недовольство по поводу таких жестких мер, и проект закона был смягчен: законотворческие органы предложили подвести под определение «контролируемой иностранной компании» (КИК) в первые два года действия закона те компании, которые принадлежат россиянам на 50%, а потом – на 25%. При этом налог должны выплачивать владельцы 10% акций подобных компаний. Но и этот документ до Госдумы так и не дошел. В сентябре этого года за борьбу с офшорами взялся Совет Федерации, предложив лишить офшорные компании господдержки, а в качестве наказания за уход от налогов ввести тюремный срок до шести лет. Но и этот законопроект в Госдуму не попал.
Самую последнюю версию законопроекта 22 октября предложила группа депутатов Госдумы. В нижнюю палату парламента был внесен законопроект № 630365-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)». 25 октября на сайте Кабмина была размещена информация о том, что правительство РФ поддержало данный законопроект.
Этот законопроект вводит понятия «контролируемая иностранная компания» и «контролирующее лицо». К контролируемым иностранным компаниям будут относиться иностранные организации, не признаваемые налоговыми резидентами РФ, а также корпоративные структуры, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства без образования юрлица. В свою очередь, контролирующим лицом иностранной организации будет признаваться физическое или юридическое лицо, которое владеет в компании долей более 25%, либо же лицо, которому принадлежит более 10% компании, но при этом доля участия иных лиц – налоговых резидентов РФ в этой организации составляет более 50%. Согласно законопроекту, компания не будет признаваться контролируемой, в частности, если эффективная ставка налога на прибыль иностранной организации за отчетный период составляет не менее 75% средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций.
«Ожидается, что закон вступит в силу 1 января 2015 года. Уведомить государство об участии в иностранной компании юридические и физические лица должны до 1 апреля 2015 года. В случае если налогоплательщик не предоставит о себе информацию в налоговые органы, его ожидает штраф в размере 100 тысяч рублей. В свою очередь, налоговая может получить информацию о наличии КИК от компетентных органов иностранных государств», – говорит старший юрист коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» Рафаэль Костанян.
«Законопроект описывает несколько случаев, когда иностранная компания или структура хотя и признается контролируемой иностранной компанией, но ее прибыль не облагается российскими налогами. Это, в частности, некоммерческие организации, организации, учрежденные в странах Евразийского экономического союза (Белоруссия, Армения, Казахстан), – отмечает партнер юридической компании «Некторов, Савельев и партнеры» Егор Батанов. – Кроме того, обязанность по уплате российских налогов не возникает, если прибыль КИК за год составила не более 10 миллионов рублей. При этом вводится переходный период: в 2015 году налоги в Россию не обязаны платить компании с годовой прибылью не более 50 миллионов рублей, а в 2016-м – не более 30 миллионов».
Обходные пути
Юристы уже видят возможности обойти закон. Главной лазейкой, по их мнению, является владение КИК в юрисдикциях, которые не имеют каких-либо соглашений с РФ, в том числе и по обмену информации. «Налоговых последствий в РФ также можно будет избежать, если выбрать пограничные пороговые значения критериев КИК, например, ввести в иностранную компанию лиц, не являющихся налоговыми резидентами России и владеющих 50-процентной долей в компании», – говорит Рафаэль Костанян. «При этом такими лицами могут быть в том числе близкие родственники бенефициарных владельцев бизнеса, за исключением супруги и несовершеннолетних детей. Чтобы не признаваться налоговым резидентом РФ, достаточно находиться в России менее 183 дней календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев», – уточняет детали юрист.
Есть более сложный способ: распределить участие резидентов в России в КИК как минимум на десять частей с тем, чтобы ни один из участников-резидентов не владел долей свыше 10%. Также можно зарегистрировать КИК в государствах, обеспечивающих обмен с Россией информацией для целей налогообложения, с которыми у России имеется соглашение об избежании двойного налогообложения.
Необходимо иметь в виду, что законопроект вводит формальные критерии КИК. То есть иностранная компания будет признаваться КИК, если она соответствует критериям, независимо от того, предназначена ли она для вывода средств или для «обычной» работы. Кроме того, никто из добросовестных клиентов не застрахован от ошибок при обмене информации между налоговыми органами разных государств. «В этом случае добросовестный предприниматель может быть привлечен к ответственности, и доказывать наличие ошибки ему придется в судебном порядке», – подчеркнул Костанян.
По оценкам Минфина, ежегодные доходы бюджета от введения правил КИК составят около 30 млрд рублей. «Вместе с тем введение новых правил может повлечь значительный рост расходов для российских компаний. Во-первых, многим нужно будет потратиться на изменение корпоративных структур и распределение капитала в них, дабы минимизировать негативное влияние введения правил КИК. Во-вторых, могут увеличиваться трансакционные издержки при осуществлении текущих операций», – комментирует возможное нововведение партнер юридической компании «Некторов, Савельев и партнеры» Егор Батанов.
Влияние на банки
«Законопроект может опосредованно повлиять на самих владельцев банков и схему владения активами», – говорит директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка Юрий Амвросиев. Кроме того, с нераспределенной прибыли офшорных и иных иностранных «дочек» акционерам банков и самим банкам нужно будет ежегодно уплачивать российский налог, если только это не «дочки» в белых юрисдикциях, отмечает старший юрист «Гольцблат БЛП» Артем Торопов.
Также иностранные SPV-компании, используемые банками для выпуска еврооблигаций банков, должны быть освобождены от налога КИК в силу специальной оговорки, но, согласно предложенной редакции законопроекта, также будут попадать под требования о раскрытии информации налоговым органам. «По сути, российским банкам необходимо критически проанализировать свою зарубежную структуру, оценить риски с точки зрения экономической безопасности и предпринять необходимые шаги по реструктуризации собственности», – заключает Торопов.
Начать дискуссию