Банки

Финансовая доступность: проблема понимания

В апреле — июне 2014 года НАФИ при поддержке CGAP, Beyond Philanthropy GmbH и РМЦ было проведено исследование «Финансовая доступность в России: взгляд потребителя». Целью исследования было получение информации о том, как потребители пользуются всеми существующими на российском рынке финансовыми продуктами и услугами, а также оценка восприятия уровня финансовой доступности как поставщиками банковских, страховых и платежных решений, так и их текущими и потенциальными клиентами.

В апреле — июне 2014 года НАФИ при поддержке CGAP, Beyond Philanthropy GmbH и РМЦ было проведено исследование «Финансовая доступность в России: взгляд потребителя». Целью исследования было получение информации о том, как потребители пользуются всеми существующими на российском рынке финансовыми продуктами и услугами, а также оценка восприятия уровня финансовой доступности как поставщиками банковских, страховых и платежных решений, так и их текущими и потенциальными клиентами. Результаты были получены на основе всероссийского количественного репрезентативного опроса текущих и потенциальных пользователей финансовых услуг, групповых дискуссий с представителями различных сегментов населения и глубинных экспертных интервью с поставщиками финансовых услуг (банки, страховые компании, микрофинансовые организации, мобильные операторы, поставщики платежных услуг).

Если подводить краткие итоги исследования, то на первый взгляд российский рынок розничных финансовых услуг можно оценить как достаточно развитый. Доля пользователей различными банковскими, страховыми и платежными сервисами превышает три четверти трудоспособного населения страны и составляет 77%. Уровень удовлетворенности финансовой инфраструктурой варьирует от 64% до 77%, а доля тех, кто намеревается обратиться за наиболее популярными продуктами в ближайший год, достигает 20–30% опрошенных. Но при более глубоком анализе обнаруживается множество скрытых и явных проблем, каждая из которых может стать не менее серьезным испытанием для игроков российского банковского или страхового сектора, чем различные макроэкономические процессы, изменения во внешнеэкономической среде или в законодательстве.

Одним из таких подводных камней остается тенденция значительно более активного использования кредитных продуктов (39% трудоспособного населения России) по сравнению со сберегательными (24%, причем только 15% из них пользуются для этого депозитами или сберегательными счетами). О проблемах на рынке розничного кредитования за последние года говорили так часто и так много (причем как на уровне государственных учреждений, так и в среде поставщиков), что может показаться, будто речь о проблеме, которая уже почти решена, особенно с учетом последних изменений в законодательстве.

Но и в данном случае следует говорить, скорее, не о том, что потребители до сих пор не читают договор, заключаемый с кредитно-финансовой организацией при получении займа, и даже не о повторном кредитовании для погашения предыдущей задолженности или легкомысленном отношении к задержкам при внесении платежей. Речь идет о самом восприятии функции кредитного продукта.

Кредиты в России до сих пор служат не способом повысить качество жизни в текущий момент, а возможностью избежать различных проблем. Например, самые популярные мотивы оформления кредитной карты — «на всякий случай» (14%) и «на случай нехватки денег до зарплаты» (13%).

Кредит устойчиво занял в сознании россиян место страхового полиса, который может прийти на помощь в критической ситуации, даже если она предполагает резкое сокращение доходов. Маловероятно, что для решения этой проблемы достаточно внесения поправок в какой-либо законопроект. И в то же время она будет сказываться на рынке и дальше, повышая долю неиспользуемых кредитных карт, лежащих мертвым грузом в кошельках потребителей, выступая барьером для развития персонального страхования или рынка сберегательных продуктов, которые, кстати, чаще воспринимаются, как способ накопить денежные средства на крупную покупку, нежели как способ получения дохода.

Чаще всего оформление продуктов инициируются третьими сторонами (работодателями и государством), а не потребителями

Также одной из главных проблем на рынке остается удивительная по своей устойчивости пассивность потребителей с точки зрения пользования финансовыми услугами, будь то банковские продукты, страхование или платежные сервисы: чаще всего потребители используют продукты, оформление которых инициируются третьими сторонами (работодателями и государством), а не те, что они оформляют самостоятельно. Для банковского сектора это зарплатные карты (44%), для страхового — ДМС, предусмотренное трудовым договором (17%), ОСАГО (22%), а для платежной индустрии — традиционные каналы платежей и переводов: отделения банков (64%) или Почты России (46%), салоны сотовой связи (76%) и другие партнерские сети. При этом более высокая степень осведомленности о финансовых продуктах и услугах не обязательно приводит к более активному пользованию — в абсолютных цифрах показатели осведомленности намного выше показателей пользования. Другими словами, усилия поставщиков финансовых услуг по продвижению продуктов, безусловно, увенчались успехом — даже о таких сложных для массового потребителя продуктах, как ПИФы, знает более половины россиян (62%), а для остальных банковских услуг этот показатель не опускается ниже 80%. Но текущие и потенциальные клиенты финансовых организаций до сих пор не видят значимых преимуществ в том, чтобы пользоваться ими, даже если у них есть такая потребность.

В то же время нельзя сказать, что наличие проблемы низкой финансовой доступности в России — исключительно «заслуга» потребителей и того низкого уровня финансовой грамотности, о которой в профессиональном сообществе говорят не меньше, чем о проблемах потребительского кредитования. Исследование также показало, что поставщики зачастую неверно трактуют причины поведения и мотивы своих клиентов. Например, признавая проблему физического доступа к предлагаемым сервисам (особенно в небольших населенных пунктах и отдаленных сельских районах), поставщики финансовых услуг нередко упускают из виду тот факт, что с точки зрения потребителя он представляется относительно менее важным по сравнению с факторами, связанными с надежностью банка или страховой компании и в особенности с высокой сложностью имеющихся финансовых продуктов и услуг.

Другими словами, при выборе финансовой организации потребитель в меньшей степени будет задумываться о том, насколько близко от дома находится отделение банка или насколько удобно использовать его мобильное приложение, так как гораздо важнее для него будет знать, что условия обслуживания в ней максимально просты и прозрачны.

Персональный комфорт еще не стал для большей части россиян значимым преимуществом банка или страховой компании. Интересно отметить, что при этом оценка надежности организации или простоты условий предоставления продукта или услуги происходит не столько по объективным параметрам, сколько по субъективному ощущению потребителя, и сильно зависит от ситуации.

Поставщики нередко также переоценивают и значимость ассортимента для конечного потребителя. Как видно из результатов исследования, текущие и потенциальные пользователи финансовых услуг подчас не видят необходимости даже в тех продуктах или платежных сервисах, которые есть на рынке. При низком уровне мотивации к пониманию их назначения потребители нередко путают между собой даже наиболее популярные виды финансовых продуктов (обязательное и добровольное медицинское страхование, кредитные и дебетовые карты, срочные вклады и счета до востребования). Если учесть, что большинство россиян, как правило, склонно считать, что разобраться в кредитных или страховых договорах крайне сложно, можно предположить, что широкой продуктовой линейке потребители предпочтут один, но простой и понятный продукт.

Таким образом, проблема низкого уровня финансовой доступности в России — это в первую очередь проблема понимания. Причем не только в той области, где оно напрямую связано с уровнем финансовой грамотности текущих и потенциальных пользователей финансовых услуг, но и также в сфере коммуникации между потребителями и поставщиками. Законодательство или различные инициативы в этой области, безусловно, могут улучшить ситуацию на рынке финансовых услуг, но вряд ли стоит возлагать на государственные и общественные организации ответственность за повышение уровня доверия и взаимопонимания между финансовыми компаниями и их клиентами, скорее, это задача самих участников взаимодействия — как поставщиков, так и потребителей.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Начать дискуссию

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Лучшие спикеры, новый каждый день

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Маркетплейсы

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2
Инвестиции

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направились на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
1
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

О чем говорят бухгалтеры — топ 5 обсуждаемых тем на этой неделе. 👂«Ночной бухгалтер» № 1694

Говорили не только о реформах, обычные рабочие проблемы никуда не делись. Кто-то в Китай не может перевести деньги, у кого-то налог на УСН — выпади глаза, а у кого-то вообще счета заблокировали. Но всегда есть коллеги-спасители, которые и словом утешат, и делом помогут.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Стартовал сезон скупки долларов

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

3

Интересные материалы

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»

Это второй сезон проекта «ТоТ еще разговор». Хочется говорить с предпринимателями об их бизнесе. Мы пригласили краснодарского предпринимателя Ивана Никитенко.

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»
3