Объединенная Европа фактически завершает процесс отказа от банковской тайны. Европейский корреспондент портала Банки.ру выяснял, насколько быстрым и всеобъемлющим будет этот процесс и присоединится ли к нему не входящая в ЕС одна из ключевых стран мирового банковского бизнеса – Швейцария.
Как было, что будет
14 октября 2014 года Совет министров финансов и экономики ЕС (Экофин) достиг договоренности о введении расширенной директивы, направленной на усиление борьбы с мошенничеством и уклонением от уплаты налогов. Согласованная директива вносит изменения в существующие правила ЕС по обмену информацией между налоговыми администрациями европейских государств. Ее цель – повысить эффективности сбора налогов в странах Евросоюза.
Прежние правила директивы обязывали страны ЕС автоматически обмениваться ограниченным количеством данных: о трудоустройстве европейцев, данными о гонорарах/вознаграждениях директоров компаний, продуктах страхования жизни, пенсии, недвижимом имуществе. Но при условии, что такая информация была доступна изначально. Согласно новым правилам, налоговые органы ЕС будут автоматически обмениваться большим количеством информации по всем существующим видам доходов граждан ЕС. Также станет доступна информация по остаткам на счетах и доходам от продажи финансовых активов. Страны ЕС должны будут обмениваться всей финансовой информацией независимо от ее «доступности». Точнее, вся финансовая информация о резидентах ЕС должна стать открытой.
Согласованная директива означает, что с 2017 года между странами ЕС (кроме Австрии, которая присоединится к этому процессу с 2018 года) настанет полная налоговая «прозрачность». Этот срок и можно будет считать началом конца банковской тайны в Европе. Расширенная директива будет окончательно принята официально на следующем заседании Экофина, когда законопроект будет доступен на всех языках.
«Отныне банковская тайна мертва», – прокомментировал это решение еврокомиссар по налогообложению Альгирдас Шемета.
Игра по новым правилам
Налоговое мошенничество и уклонение от уплаты ежегодно обходится Европейскому союзу потерями около 1 трлн евро. ЕС стал первым регионом в мире, который ввел автоматический обмен информацией между странами в качестве ключевого инструмента для борьбы с уклонением от уплаты налогов. Впервые система автоматического обмена информацией была представлена в ЕС еще в 2005 году в виде Европейской директивы о налогообложении сбережений (EU Savings Tax Directive).
Согласно этому документу, государства – члены ЕС автоматически обмениваются друг с другом информацией о доходах, которые жители одних стран Европы получают в других европейских государствах. Банки, в свою очередь, информируют национальные налоговые учреждения о процентах по вкладам, заработанных частными лицами (исключительно резидентами ЕС).
Однако такие страны ЕС, как Австрия и Люксембург, которые всегда считались «налоговым раем», выторговали себе «особый режим», который позволял им применять «удержанный налог»: страна удерживает соответствующий налоговый процент с депозитов и переводит его в государство проживания физического лица – владельца счета анонимно, вместо того чтобы участвовать в автоматическом обмене. Несмотря на то что другие страны обменивались информацией, банковская тайна де-факто по-прежнему существовала до сих пор в Австрии и Люксембурге.
Банки Австрии и Люксембурга до сих пор уплачивали за своих иностранных клиентов единовременный налог в 15% в первые три года с момента принятия директивы (2005–2007), затем 20% (2008–2010) в последующие три года и 35% с 2011-го. «Удержанный налог» – полностью анонимное действие, личные данные клиентов остаются полностью конфиденциальными.
С 2005 по 2010 год, помимо Австрии и Люксембурга, еще одна страна ЕС отказывалась раскрывать свои «банковские тайны» – Бельгия. Все остальные страны Евросоюза уже с 2005 года были готовы обмениваться всей банковской информацией, чтобы граждане не уклонялись от уплаты налогов со всех своих доходов по вкладам. Бельгия приняла решение о прекращении применения «особого» или, как его еще называют, «переходного режима» с 1 января 2010 года и присоединилась к системе обмена.
7 апреля 2014 года Бельгия полностью упразднила банковскую тайну в стране. Согласно новому закону, все налоговые резиденты страны должны в обязательном порядке предоставлять данные о наличии зарубежных счетов в Центральный контактный пункт – специальное учреждение, ведущее финансовую базу данных при бельгийском Национальном банке. Также все финансовые институты и банки страны обязаны будут вносить в эту базу информацию о своих клиентов: номера счетов, данные о кредитных договорах и даже о лизинговых сделках.
6 декабря 2012 года Европейская комиссия представила на обсуждение разработанный новый план действий по борьбе с налоговым мошенничеством. Одновременно важная работа по внедрению глобального стандарта автоматического обмена информацией началась и на международном уровне – в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). ЕС принимал активное участие и помогал в разработке этого стандарта, который призван обеспечить налоговую прозрачность и сотрудничество между налоговыми органами по всему миру.
Глобальный стандарт ОЭСР был согласован министрами финансов «большой двадцатки» в феврале 2013 года. Первые страны начнут обмениваться информацией в рамках этого нового стандарта налоговой прозрачности с 2017 года.
В ответ на активизацию деятельности по внедрению глобального стандарта ОЭСР Европейская комиссия в июне 2013 года представила расширенное предложение по обмену финансовыми данными. На тот момент с 9 апреля 2013 года Франция, Германия, Великобритания, Италия и Испания уже запустили в пробном режиме систему автоматического обмена данными, чтобы подать пример другим странам альянса.
Кроме того, Европейская комиссия в 2013 году получила мандат на ведение переговоров о присоединении к этой системе с находящимися на территории Европы, но вне Евросоюза государствами – Швейцарией, Сан-Марино, Андоррой, Лихтенштейном и Монако.
Австрия и Люксембург, много лет блокировавшие ввод автоматического обмена данными по ЕС, были готовы изменить свою позицию, как раз если эти пять стран вне ЕС согласятся следовать тем же предписаниям. В свою очередь, Швейцария, Сан-Марино, Андорра, Лихтенштейн и Монако заявляли, что не будут вести какие-либо переговоры по предложению Еврокомиссии, пока Австрия и Люксембург официально не присоединятся к остальным странам Европейского союза в обмене информацией. Получился замкнутый круг, который удалось преодолеть лишь в этом году благодаря внедрению глобального стандарта по обмену финансовой информаций от ОЭСР.
В июле 2014 года ОЭСР выпустила полную версию стандарта для автоматического обмена финансовой информацией. Она была одобрена финансовыми министрами и главами ЦБ G20 в сентябре 2014 года. Более 65 стран и юрисдикций уже согласились использовать этот стандарт и еще около 40 присоединятся к системе с 2017 года.
Возвращаясь к директиве ЕС, следует отметить, что если хотя бы одна из стран альянса не будет готова технически в срок или выдвинет новые требования, то запуск механизма в полном объеме в 2017 году может и не состояться (для этого требуется единогласное одобрение всех стран альянса). Такой сценарий стал более вероятен после того, как Австрии была дана отсрочка до 2018 года.
Ау, Швейцария!
Впрочем, для судьбы банковской тайны в Европе фундаментальную роль играет еще один вопрос – готова ли отменить ее Швейцария. На сегодняшний день Швейцария по-прежнему соблюдает приватность своих банковских клиентов. В начале октября 2014 года на Совете министров финансов и экономики ЕС в Люксембурге министр финансов Швейцарии Эвелин Видмер-Шлумпф и представители 28 стран ЕС подписали соглашение о взаимопонимании по налогообложению предпринимательской деятельности. Федеральный совет Швейцарии подтвердил свою приверженность возможной отмене некоторых налоговых схем, которые вызывают озабоченность Евросоюза, и проведению реформ в области корпоративного налогообложения. Новые налоговые меры страны будут основываться на международных стандартах ОЭСР.
По предварительным оценкам, реформы корпоративного налогообложения обойдутся Швейцарии в 2 млрд франков (более 1,65 млрд евро).В мае 2014 года Швейцария согласилась присоединиться к обмену налоговой информацией с другими государствами, но только после того, как это будет закреплено в качестве международного стандарта.
Согласно заявлению правительства Швейцарии, переговоры со странами – партнерами по ЕС должны начаться в ближайшее время, а первый обмен информацией может состояться уже в 2018 году. Европейская комиссия настроена более оптимистично: она планирует завершить переговоры со Швейцарией, Лихтенштейном, Сан-Марино, Монако и Андоррой еще до конца текущего года.
Действующее соглашение ЕС и Швейцарии предусматривает обмен финансовой информацией, но исключительно по запросу и в ограниченном объеме. Например, если государство ЕС подозревает, что гражданин какой-либо страны Евросоюза использует счет в швейцарском банке для мошенничества или отмывания средств. В таком случае правительство этой страны может запросить швейцарские власти предоставить информацию о подозрительном клиенте.
При этом швейцарское правительство страны не исключает, что одобрения Национального парламента страны может оказаться недостаточно для отказа от банковской тайны. По законам Швейцарии, этот вопрос может быть вынесен на национальный референдум. И не факт, что большинство швейцарцев скажут «да».
«Мы не предвидим оттока клиентов из-за отмены банковской тайны»
О реакции банков Люксембурга на возможную отмену банковской тайны в ЕС порталу Банки.ру рассказали заместитель исполнительного директора ABLV Bank Luxembourg, S. A. Айвар РАУСКА и руководитель отдела структурирования активов ABLV Corporate Services, SIA Владислав ХВЕЦКОВИЧ.
– Как банки Люксембурга реагируют на это решение?
– Во-первых, важно уточнить, что именно произошло: уже с 2005 года действует европейская директива о накоплениях, в рамках которой происходил обмен информацией между странами ЕС. C 2008 года Совет Европы рассматривал возможность расширения данной директивы, чтобы она распространялась не только на счета физических лиц, но и на счета компаний, принадлежащих резидентам ЕС. Одновременно с этим было принято решение расширить действие директивы на некоторые другие типы доходов.
Можно уверенно говорить, что местное законодательство и большинство банков ЕС пока просто не успевают реагировать на стремительно меняющиеся требования. В тот момент, когда будут изложены требования к люксембургским банкам, мы должны будем проанализировать их и тогда сможем понять, насколько легко они выполнимы.
Пока дело выглядит так, что большая часть работы по сбору и анализу информации будет перенесена на финансовые учреждения, что может сделать стоимость предоставления банковских услуг неоправданно высокой. Тем не менее банки с пониманием относятся к целям этих законодательных мер. И, безусловно, будут выполнять требования регулятора и законодательства.
– Присоединятся ли к международной системе по обмену финансовой информацией Швейцария, Лихтенштейн, Монако, Андорра и Сан-Марино? Если нет, будут ли банки Люксембурга участвовать в обмене информацией: ведь присоединение этих стран было главным условием для участия Люксембурга и Австрии?
– Исходя из публично доступной информации, нет оснований полагать, что эти страны не присоединятся к системе автоматического обмена. Одно из условий сохранения честной конкуренции в том, чтобы с первого дня обмен информацией распространялся на европейские страны, которые не входят в ЕС, но традиционно представляют банковские услуги жителям Евросоюза. Банки не могут отказаться участвовать в обмене информацией, если того требует законодательство. Но страны с развитой финансовой индустрией, такие как Люксембург, защищают свои интересы и все еще считают обмен информацией с европейскими странами, не входящими в ЕС, обязательным условием.
– Вправе ли ЕС потребовать от Люксембурга предоставления всей финансовой информации по клиентам банков этих стран за период до 2017 года? Например, если в 2017 году ЕС запросит у вашей страны предоставить данные по всем иностранным клиентам ее банков в период с 2001 по 2016 год, будет ли это законно?
– Запросить данные по предыдущим годам возможно будет таким же образом, как это происходит сейчас. В случае открытия дела о неуплате налогов органы государства ЕС имеют право по запросу через соответствующие службы другого государства запросить историческую информацию. Запрос должен быть оформлен в надлежащей форме с подробным обоснованием. Речь идет о предоставлении информации на момент получения определенного типа дохода. Так что автоматический обмен всей исторической информацией вряд ли вообще возможен. Более того, ЕС самостоятельно не имеет права запрашивать какую-либо информацию у местных банков. Все запросы осуществляются местной налоговой службой, обмен происходит между налоговыми службами определенных стран. Но в рамках уже конкретного возбужденного дела налоговая служба может запрашивать историческую информацию или участвовать в выездной проверке за рубежом.
– Не опасаетесь ли вы, что до 2017 года из банков Люксембурга будут уходить клиенты, которые захотят остаться анонимными и переведут свои средства в другие страны, где сохранится такая возможность? Как вы планируете удерживать этих клиентов?
– Совет Европы и местные правительства понимают возможность такого эффекта, поэтому планируется как можно более широкое вовлечение стран в обмен информацией ОЭСР. Если вы посмотрите список стран, подписавших протокол ОЭСР, то уже сейчас там можно увидеть Британские Виргинские острова, остров Мэн, Кайманы. Речь идет о том, чтобы у традиционных офшорных территорий не было возможности играть по иным правилам. Мы не предвидим оттока клиентов из Люксембурга, так как в наше время клиент предпочитает стабильность банковской системы и профессионализм конкретного банка. А удерживать клиентов будем так, как и до этого, – качеством сервиса, глубоким пониманием бизнеса и финансовых потребностей клиентов.
Начать дискуссию