Эксперты убеждены: НСПК создается прежде всего для решения государственных и социальных задач. Вместе с тем наблюдатели отмечают, что после запуска НСПК прибыль от транзакций, которую ранее получали международные платежные системы Visa и MasterCard (по подсчетам аналитиков Morgan Stanley она составляет 630 млн долларов в год), частично будет оставаться в нашей стране. В результате данные средства будут направлены на развитие и удешевление платежной инфраструктуры в России.
Проверка на прочность
События, предшествующие появлению на повестке дня вопроса о создании НСПК, хорошо известны. В начале весны нынешнего года в связи с присоединением Крыма к РФ власти США объявили о введении санкций в отношении ряда российских государственных лиц, предпринимателей и компаний. В результате 21 марта 2014 года международные платежные системы Visa и MasterCard заморозили операции по картам четырех финансовых организаций – банка «РОССИЯ», Собинбанка, СМП Банка и ИнвестКапиталБанка. Проблемы возникли еще у ряда финансово-кредитных организаций, карты которых обслуживались через процессинговые центры выше-упомянутых игроков.
В связи с этим президент РФ Владимир Путин анонсировал создание НСПК. Соответствующий закон о национальной системе платежных карт был подписан 5 мая. Вопрос будущего НСПК на сегодняшний день один из самых обсуждаемых, и, что примечательно, его не смогли отодвинуть на второй план другие новости, которых за последние полгода было в изобилии. О том, как создание национальной системы платежных карт отразится на экономической ситуации в стране и чем появление НСПК обернется для потребителей банковских услуг, рассуждают эксперты ведущих кредитных организаций и независимые аналитики.
Главный экономист Института фондового рынка и управления (ИФРУ) Михаил Беляев напоминает, что опыт двухдневного blackout (замораживание карт клиентов банков, подпавших под санкции) продемонстрировал необходимость иметь свой процессинговый центр на территории России с отечественным программным обеспечением и собственным управлением, чтобы предотвратить возможность вмешательства в его функционирование извне. «Подавляющее большинство пользователей карт в России интересуют три операции: поступление денег на карточный счет, возможность получения наличных в банкоматах и оплата товаров и услуг. Наши системы эти функции выполняют в полной мере и бесперебойно. Затруднения бывают при использовании карт за границей. Такая необходимость возникает не более чем у 10% держателей карт. Но, во-первых, им никто не запрещает продолжать пользоваться картами Visa и MasterCard, а во-вторых, будем надеяться, что наши системы приобретут международный статус», – подчеркивает эксперт.
Директор Центра платежных систем Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д.э.н. Светлана Криворучко разъясняет: «НСПК формируется для решения государственных и социальных задач, главная из которых – обезопасить внутристрановые платежи наших граждан. Банковское сообщество давно говорило о необходимости такого проекта, но все попытки создания системы не имели успеха, потому как идеи исходили от определенных бизнес-структур и, соответственно, не находили поддержки среди конкурентов. Сейчас НСПК формируется под эгидой ЦБ, что позволяет принять грамотные, выверенные решения, которые будут учитывать интересы всех заинтересованных сторон, а не определенных коммерческих групп».
Вице-президент Банка Москвы Максим Патрин напоминает о ситуации, когда несколько российских банков были отключены от международных платежных систем из-за санкций США. «Создание национальной системы в первую очередь закрывает такие риски. Вместе с тем наличие НСПК повысит конкуренцию на рынке платежных систем внутри страны, в конечном счете от этого должны выиграть и государство, и банки, и, самое главное, пользователи банковских карт», – уверен специалист.
По мнению топ-менеджера, одним из факторов, сдерживающих развитие безналичных денежных средств в России, является высокая комиссия, которую вынуждены платить предприятия, реализующие дорогостоящие товары. Это происходит из-за того, что структура комиссий в международных платежных системах считается как процент от суммы операции и не имеет ограничения сверху. «В результате за автомобиль стоимостью миллион рублей автосалон должен заплатить комиссию в размере 20–25 тыс. рублей, которая в дальнейшем будет распределена между банком, выпустившим карту покупателя машины, кредитной организацией, обслуживающей платежный терминал в автосалоне, и международной платежной системой. Конечно, такие высокие комиссии для многих неприемлемы и оплата зачастую идет наличными», – констатирует Максим Патрин (Банк Москвы).
Директор департамента розничного бизнеса и управления региональной сетью Росгосстрах Банка Вилен Ли отмечает, что факт отсутствия на данный момент НСПК у такой страны, как Россия, как минимум недоработка, сопряженная с существенным риском. «При этом недостаточно создать НСПК, которая составит конкуренцию иностранным платежным системам на российском рынке. Важно ее превращение в полноценную международную платежную систему с инфраструктурой по всему миру. Россия строит НСПК с некоторым отставанием от стран с развитой экономикой, что можно использовать как преимущество и возможность перепрыгнуть через ряд этапов технологического и организационного развития, максимально применяя существующий опыт», – говорит эксперт.
Подводные камни
Финансовые власти заявляют: НСПК с независимой от международных систем инфраструктурой, единым операционным центром и собственными платежными инструментами будет создана в течение следующего года.
Заместитель главы департамента национальной платежной системы Банка России Тимур Батырев, выступая на круглом столе, организованном ТПП РФ, рассказал, что в соответствии с законом «О национальной платежной системе» ЦБ должен учредить оператора НПС и обеспечить реализацию этим оператором собственной технологической платформы, разработку правил, а также функционирование оператора НСПК, что позволит обрабатывать внутрироссийские транзакции с использованием международных карт Visa и MаsterCard. На следующем этапе развития должны появиться национальные платежные карты. «Для этих целей Банк России уже создал оператора – ОАО «НСПК», который возглавил директор процессинговой компании UCS (ЗАО «Компания объединенных кредитных карточек») Владимир Комлев. На I квартал 2015 года запланирован запуск операционного платежно-клирингового центра, в конце 2015 года – начале 2016 года стартует выпуск карт. Стратегия развития НСПК будет опубликована в ближайшее время», – отметил Тимур Батырев.
За короткий период Банку России, ответственному за создание НСПК, предстоит проделать огромный объем работы: создать бизнес-модель, необходимые стандарты приложений, безопасности и т.д.
По оценке Михаила Беляева (ИФРУ), при решимости идти до конца и достаточных ресурсах создание успешного проекта НСПК реалистично. «Основная проблема лежит в области программного обеспечения для процессингового центра, а эта тема хорошо известна специалистам. У нас есть опыт – «Юнион Кард», «Золотая Корона», «ПРО100». Мы выбрали вариант создания новой компании на базе Центрального банка РФ. И это, наверное, правильно, поскольку необходимо учесть такие аспекты, как доверие к системе, надежность и безопасность. Вопрос контроля здесь не последний, и его вряд ли можно передоверить частным структурам, во всяком случае на этапе становления системы», – комментирует аналитик.
С данной точкой зрения согласен начальник управления платежных систем Инвестторгбанка Александр Козлов. «Юридические основы процесса уже заложены, технологическая база в виде межхостовых соединений между банками существует. Основные подводные камни – это коммерческая составляющая проекта, тарификация, комиссионная структура процесса», – поясняет специалист.
Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев уверен: «Есть непростая техническая сторона дела, вопросы защищенности информации. Но это не самое трудное. Самая сложная и важная часть вопроса – сделать НСПК такой, чтобы она была конкурентоспособной по отношению к тем же Visa и MasterCard. А конкурентоспособной российская национальная система будет при одном условии: она должна работать и за рубежом, причем функционировать желательно повсеместно. Это не то что подводный, это надводный камень, но его пока почему-то не замечают».
По мнению заместителя начальника департамента платежных технологий Финансовой группы «Лайф» Леонида Яшина, уже на старте необходимо уделить особое внимание выстраиванию взаимодействия различных компонентов системы (авторизации, клиринга, расчетов, сертификации, борьбы с мошенничеством), а также созданию регламентов взаимодействия членов системы – регулятора, банков, вендоров.
«Кроме того, ИТ-инфраструктура кредитных организаций сильно различается, поэтому не все смогут перестроиться, тем более единовременно. При отсутствии льгот, скидок или субсидирования от НСПК некоторые банки будут не в состоянии потянуть лямку и перейти на новую систему. Ведь если карты с магнитной полосой еще довольно дешевы и легки в обслуживании, то чип-карты требуют дорогого оборудования для изготовления, сертификации и обслуживания», – разъясняет специалист.
Опыт – сын ошибок трудных
Понятно, что в данном вопросе Россия ни в коем случае не будет первопроходцем: проекты по созданию НСПК были реализованы в целом ряде стран. Тут возникает возможность смотреть и на Запад, и на Восток в поисках лучших практик. Эксперты, впрочем, больше склоняются ко второму варианту и приводят в пример японскую JCB (Japan Credit Bureau) и китайскую UnionPay.
JCB (крупнейшая в Японии и одна из ведущих платежных систем мира) была основана в 1961 году, и уже в 1981 году компания вышла на международный рынок. Сегодня системой пользуются около 59 млн человек, ее карты выпускают в 20 странах мира и принимаются к оплате в 190 странах.
Национальная платежная система Китая UnionPay была учреждена в марте 2002 года по инициативе Государственного совета и Народного банка Китая. При поддержке нескольких коммерческих кредитных организаций НПС начала свою работу в крупных и средних городах восточных регионов страны и в дальнейшем охватила центральные и западные регионы, небольшие города и поселки. В 2013 году число выпущенных China UnionPay карточек достигло 3,4 млрд штук.
Что же из опыта этих систем, а также из опыта реализации других аналогичных проектов может быть востребовано Россией?
«Наши взгляды, как только обострился в связи с известными событиями вопрос о создании нацио-нальной системы платежных карт, естественным образом обратились на China UnionPay, которая действительно уже широко присутствует в мире, хотя начала свою деятельность она только в 2002 году, то есть намного позже российских аналогичных попыток. Так вот, несмотря на успешность китайского опыта, до сих пор эта система, безусловно, не может на равных конкурировать с Visa и MasterСard. Да, China UnionPay к этому успешно идет, но пока все-таки уступает. Есть важное условие китайского успеха – ему не препятствовал режим экономических санкций, – рассуждает Игорь Николаев (ФБК) и предупреждает: – Есть еще одно важное обстоятельство, которое требуется учитывать при создании НСПК. Пока она у нас формируется не в силу естественных потребностей рынка в более конкурентоспособной системе (по цене, по качеству или по тому и другому вместе). Сегодня главное – чтобы это была российская система. Но в таком случае есть значительная вероятность того, что национальную систему платежных карт мы создадим, а вот каково будет качество ее работы – большой вопрос».
Иная точка зрения у старшего вице-президента банка «Интеркоммерц» Дениса Хренова. Специалист обращает внимание на имеющийся на данный момент мировой опыт создания аналогичных национальных систем. «Этот опыт уже обеспечил российские банки необходимыми знаниями, а рынок – инфраструктурой для приема карт. Более того, в России уже существуют несколько национальных платежных систем – «Золотая Корона», «Юнион Кард», «ПРО100». Думаю, что эволюция данных систем и создание ими конкурентных преимуществ для банков-участников – это основной путь развития», – уверен эксперт.
Следующий шаг, по мнению специалиста, выход на международные рынки для обеспечения приема наших карт в оплату в местах, чаще всего посещаемых россиянами. «Надо будет решить проблему совместимости карт наших систем с действующим и превалирующим во всем мире стандартом EMV. Зато можно сразу говорить, что политическое руководство самых посещаемых россиянами стран (Турция, Китай, Греция и Италия) лояльно к России и может оказать политическую поддержку процессу продвижения наших платежных систем и организации приема российских карт за рубежом», – убежден топ-менеджер банка «Интеркоммерц».
Михаил Беляев (ИФРУ) полагает, что Россия при создании собственных платежных систем уже в полной мере использовала мировой опыт. «По моим представлениям МПС стереотипны и имеют мало страновых отличий. Наши системы нормально функционируют. Их сравнительно небольшая доля на рынке объясняется скорее имиджевыми причинами, наступательной маркетинговой политикой Visa и MasterCard, а также замкнутостью внутри страны», – отмечает экономист.
Леонид Яшин (ФГ «Лайф») считает, что для успешного развития НСПК в России и дальнейшего завоевания мирового рынка необходимо взять за основу большую часть сервисов международных платежных систем и доработать их с учетом специфики нашей страны. «Международные системы долго и уверенно шли к текущей инфраструктуре. У России же есть возможность использовать последние технические достижения, такие как чип, бесконтактный чип, 3-D Secure, пропустить некоторые этапы становления и, сэкономив таким образом время, достичь результата в более короткие сроки», – уверен специалист.
Видеть за деревьями лес
Наравне с улучшением общемирового имиджа и повышением самооценки финансовой и банковской сфер России создание национальной системы платежных карт может стать той точкой формирования инвестиционных усилий государства, которая в перспективе позволит достичь позитивных эффектов для экономики страны.
«Плюсом НСПК является то, что комиссионные по картам системы, скорее всего, будут меньше для всех участников процесса. При этом прибыль от работы НСПК будет оставаться внутри России», – отмечает преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ Владислав Гинько.
Наблюдатели подчеркивают, что на сегодняшний день задача номер один – создать команду, в которую войдут ведущие игроки рынка электронных платежей.
«Надеюсь, что ЦБ использует перспективные разработки и создаст НСПК на основе лучших мировых технологических и бизнес-решений, что позволит новой системе составить достойную конкуренцию на рынке розничных платежных услуг. Со своей стороны государство, конечно же, поддержит развитие НСПК. В частности, предполагается, что через нее будет перечисляться зарплата работников бюджетных организаций, пенсии россиян, – говорит Светлана Криворучко (Финансовый университет при Правительстве РФ). – Да, на данном этапе это некоммерческий проект. Скорее всего, вопрос стоит только об инвестиционной окупаемости».
До последнего момента международные платежные системы-монополисты диктовали банкам, которые к ним подключались, свои коммерческие условия, констатирует Светлана Криворучко. В случае же с НСПК межбанковские комиссии и комиссии для клиентов будут значительно ниже, что, собственно говоря, показывает опыт зарубежных национальных внутренних систем платежных карт. Например, в Германии, Канаде, Бельгии отсутствует комиссия за пользование картой местных платежных систем. «НСПК – новый и значимый игрок в России. Я уверена, что наши кредитные организации будут заинтересованы во взаимодействии с отечественной системой платежных карт», – резюмирует эксперт.
Основной же интерес со стороны банков к НСПК в том, что система обеспечит непрерывность работы инфраструктуры независимо от внешних факторов и обстоятельств.
Управляющий директор платежной системы CONTACT Алексей Абрамейцев констатирует: «Не секрет, что коммерческие кредитные организации довольно много платят Visa и MasterCard за транзакции, которые они проводят внутри нашей страны. Речь идет о миллиардах долларов. Кстати, порядка 95% платежей по картам Visa и MasterCard в России проходят внутри нашей страны, а комиссии уходят в международные платежные системы. Теперь эти средства можно будет использовать в России для развития собственных инфраструктурных проектов, а значит, можно будет предложить россиянам дешевые финансовые продукты и решения, которые в нынешних условиях будут востребованы».
Топ-менеджер уверен, что ответственные за создание НСПК люди обладают высоким профессионализмом и они не повторят ошибок, допущенных при реализации проекта по созданию универсальной электронной карты (УЭК). Алексей Абрамейцев отмечает, что в свое время в рамках проекта УЭК было разработано много полезных вещей, которые было бы нелишним внедрить в создаваемую систему.
Мнения экспертов по различным техническим вопросам, конечно, могут расходиться. Перспективы НСПК они оценивают по-разному. Но все специалисты сходятся в одном: создание национальной системы платежных карт – важнейший инфраструктурный фундамент для экономики государства. Для того чтобы будущие акционеры оправдали затраты, которые они понесут в рамках реализации этого проекта, необходимо построить действительно конкурентоспособную платежную систему, отвечающую самым высоким современным требованиям по набору продуктов, безопасности и непрерывности работы. Вместе с тем система должна быть интересной с коммерческой точки зрения для банков, предприятий и держателей банковских карт.
Начать дискуссию