Банки

Банковские отделения превращаются…

Обсуждение будущего банковских отделений все чаще напоминает разговоры у постели тяжелобольного — умрет или нет. Складывается ощущение, что именно операционный офис отделяет банк от светлого будущего. Сами банки тем не менее от отделений отказываться не собираются.

Сравнивая изменение количества отделений в России и в США, легко заметить явное расхождение вектора развития после кризиса 2008 года. Если в США, по данным FDIC, количество отделений в 2008 году составляло около 99,5 тыс., а затем неуклонно сокращалось и к 2014-му упало до 97,4 тыс., то в России сети физического присутствия банков так и продолжали расти. В мае 2010 года, согласно данным ЦБ РФ, у российских банков было 37,7 тыс. структурных подразделений, а в мае 2013-го их было уже 43,3 тыс. В течение последнего года, правда, рост прекратился, а начиная с мая 2014 года количество отделений и вовсе неуклонно сокращается — на 1 ноября их уже всего 42 тыс. В этом, правда, просматривается рука вовсе не рынка, а ЦБ РФ, то есть такой «антирост» нельзя назвать «органическим».

Однако с усугубляющейся ситуацией на российском банковском рынке вопрос эффективности отделений все больше волнует банкиров. Выступая на конференции FinBranch-2014, Георгий Чесаков, председатель правления ОТП Банка, заметил, что одно отделение стоит банку от 5 до 20 млн рублей в год. Поэтому сейчас самое время понять, действительно ли отделения приносят поток новых хороших клиентов, можно ли перевести часть клиентов в другие отделения или даже другие каналы, и, наконец, нужны небольшие отделения по всему городу или достаточно пары крупных, но в хорошей доступности от метро. У самого Георгия Чесакова пока больше вопросов, чем ответов.

В первую очередь, конечно, надо осознать, что клиент делает в отделении. Если это обслуживание — то зачем оно там? Если, к примеру, банк печатает в отделении выписки, то почему не отправлять их по электронной почте? А если он приходит в отделение с претензией, нельзя ли перевести всю работу с претензиями в контакт-центр?

Распространенный аргумент в пользу отделений — в них можно проводить кросс-продажи на потоке клиентов. По этому поводу Георгий Чесаков, опять же, задается вопросом, а эффективней ли они, чем кросс-продажи на входящих звонках? Артем Алешкин, директор департамента розничного бизнеса ХКФ Банка, ответил на этот вопрос в своем выступлении, указав, что в отделениях «Хоум Кредита» уровень кросс-продаж выше. Он заметил, что около четверти погашений кредитов через терминалы и кассы совершают не сами клиенты, а их родственники, с которыми можно работать, когда они заходят в отделение. Новые продажи существующим клиентам, по статистике ХКФ Банка, приведенной Артемом Алешкиным, в среднем осуществляются раз в полтора года.

Понятно, что отделения важны и для открытия и внесения депозитов, без которых банки не могли бы себя фондировать. Георгий Чесаков предлагает проверить, работает ли в привлечении депозитов закон Парето, то есть приносят ли 20% отделений 80% вкладов. Сам он считает, что это действительно так. Кроме того, есть мнение, согласно которому чтобы привлекать депозиты дешево, а продавать кредиты дорого хорошим клиентам, нужно войти в топ-3 банков по узнаваемости в регионе, а для этого без отделений не обойтись, поскольку они очень важны для бренда.

Артем Алешкин говорит, что в ХКФ Банке отдел продаж активно сопротивлялся переведению работы с депозитами в онлайн, потому что боялся потерять на кросс-продажах. Однако в банке не хотели создавать очереди из людей, желающих пополнить вклад, поэтому хоть и не продвигали онлайн-депозиты активно, но все же создали пакет «все включено», в котором при открытии вклада клиенту выдается карта и открывается доступ в интернет-банк.

Еще более активно банки «уводят» из отделений заемщиков. Артем Алешкин не приводил данных по отделениям, но заметил, что в контакт-центре ХКФ Банка фиксируется около 350 тыс. обращений в месяц по поводу задолженности по кредиту. Вероятно, многим банкам такая ситуация знакома, поэтому не только «Хоум Кредит», но и другие стали выводить всю информацию по кредитам клиента в отдельный личный онлайн-кабинет. В ХКФ Банке это веб-решение, ОТП Банк недавно запустил мобильное приложение. Кроме того, «Хоум Кредит», например, запустил отдельную страницу для погашения задолженности с карт любых банков.

Однако работа с существующими заемщиками — это лишь часть кредитного бизнеса. Банкам приходится также решать, нужны ли отделения для андеррайтинга. Ответ на этот вопрос далеко не однозначен, учитывая, что ТКС Банк, к примеру, выдает кредиты только через дистанционные каналы, а банк «Пойдем!», напротив, полагается исключительно на чутье кредитных менеджеров в отделениях. Георгий Горшков, первый заместитель президента Лето Банка, где основной продукт — это кредит наличными, рассказал на FinBranch-2014, что также все больше дает сотрудникам в отделении право интерпретировать получаемую от заявителя информацию. По его словам, из-за того что в последние два-три года банки активно закредитовывали население и в результате выросла просрочка, некоторые кредитные организации для отчетности стали «визуально» улучшать кредитную историю клиентов. Поэтому кредитной истории, которую банки получают из БКИ, по мнению Георгия Горшкова, доверять можно все меньше, и все больше ответственности ложится на кредитного менеджера. «Сотрудник банка проводит интервью, и дальше мы уже проводим быструю формальную проверку по всем источникам, которые есть в нашем распоряжении», — говорит он. В Лето Банке, как и в банке «Пойдем!», львиная доля премии менеджера зависит от просрочки клиентов, которым они выдавали кредит.

Другой важный довод в пользу выдачи кредитов в отделении — возможность использования биометрических технологий, таких как распознавание лиц для поиска по базе тех, кто уже получал кредит. Таким образом, мошенник, даже переклеив фотографию в паспорте и пытаясь получить кредит под разными фамилиями, будет определен. Георгий Горшков рассказал «Б.О», что и биометрию Лето Банк тоже тестирует, но именно комбинация технологий и разговора с клиентом позволяет понизить риски.

Модели андеррайтинга Лето Банка и банка «Пойдём!» похожи не случайно. Уже более полугода Лето Банк продает свои продукты в отделениях «Пойдём!», и банки обмениваются моделями оценки рисков. При этом Георгий Горшков признает, что культура кредитного собеседования у партнера пока лучше и у него есть чему поучиться.

Но сам Лето Банк стал примером в другом — пока он первый и единственный из банков использует такую «франчайзиновую» модель развития розничной сети, заключив партнерское соглашение со своим, по сути, конкурентом — банком «Пойдём!». «Еще 200 точек продаж никому не помешают», — говорит Георгий Горшков. Лето Банк арендует у «Пойдём!» часть отделения, первый получает приток клиентов, а второй, таким образом, более эффективно использует недозагруженные офисы. «Это не академическая модель франчайзнга, но мы приблизились к ней, насколько можно», — замечает глава розницы Лето Банка. Таким же образом он готов работать и с любым, будь это хоть Сбербанк, главные условия — партнер должен уметь работать с клиентом и обеспечить достаточный масштаб бизнеса. Георгий Горшков говорит, что такому партнеру даже не обязательно быть банком, и приводит пример «Обуви России», сотрудники которой обучены выдавать кредиты и у которой есть собственная коллекторская служба.

Банк «Пойдем!», в свою очередь, тоже не стоит на месте и ищет новые способы привлечь клиентов в отделения и повысить эффективность площадей. «Б.О» ранее уже рассказывал о проведении банком массовых мероприятий с клиентами вроде совместного просмотра фильмов. Теперь «Пойдём!», как рассказал Алексей Попов, директор по развитию бренда этого банка, установил в своих отделениях постаматы — ячейки для выдачи товаров, представляющие собой альтернативу курьерской доставке. «Мы решили подумать, как бы мог выглядеть наш офис, если бы у нас не было банковской лицензии, — говорит Алексей Попов. — Потому что пока вы будете мыслить в формате именно банковской лицензии, вы будете придумывать какие-то «финтифлюшки», плюс-минус к существующим продуктам. И мы подумали, что у нас очень хорошо получится стать, не поверите, торговой точкой». Пока это только пилот, но по словам Алексея Попова, уже через две недели банк увидел свежий приток клиентов в отделение, которые все два года его существования проходили мимо, и это пока даже без рекламы. «Еще только во время расклейки объявлений курьер принес семь «закладок», и две девушки пришли забирать товар, — говорит он. — Я такого за 22 года работы в маркетинге не видел никогда».

Отдельный вопрос, который появляется при решении судьбы отделений, — что делать со сложными продуктами, такими как ипотека и продукты для МСБ. Георгий Чесаков (ОТП Банк) задается вопросом, нужны ли для них выделенные центры или достаточно отдельных стоек в общих отделения. Он полагает, что в этом случае такие факторы, как время и расположение отделения для клиента не столь важны — гораздо важнее отлаженные процессы, хороший сервис и информированность сотрудников банка. Поэтому, скорее всего, достаточно ограничиться несколькими профильными отделениями в городе вместо широкой сети. При этом для малого бизнеса очень важен хороший онлайн-банкинг, чтобы не нужно было часто посещать банк, и это тоже снизит необходимость в содержании отделений.

Очень детально к оценке эффективности отделений подошли в банке «Ренессанс Кредит», который вывел для этого даже специальный показатель ИНКРЭБО — индекс классической розничной эффективности банковских отделений. Как рассказал Олег Скворцов, заместитель председателя правления банка, этот индекс формируется как отношение суммы выдачи кредитов и получения депозитов в отделениях к количеству отделений банка. Чтобы соотноситься с показателями других банков, «Ренессанс Кредит» измеряет ИНКРЭБО для топ-50 банков по размеру розничного портфеля. Кроме того, в «Ренессанс Кредите» построили «канальный микс» — матрицу сочетания продуктов и каналов выдачи. К примеру, кредитные карты выдаются во всех каналах, а депозиты принимаются только в стандартных отделениях.

В любом случае заметно стремление банков перевести операции из отделений в дистанционные каналы обслуживания. «Хоум Кредит», по словам Артема Алешкина, переходит от личного общения в отделениях к обучению клиентов пользованию дистанционными сервисами. В отделениях, согласно этой стратегии, должно проводиться все меньше платежей и все больше консультаций. По собранной в ХКФ Банке статистике, подключение интернет-банка в отделениях в пять раз эффективнее, чем через контакт-центр, за счет того, что сотрудник может показать клиенту, как совершать транзакции.

Лето Банк также планирует запустить продажи продуктов через Интернет в конце 2014 — начале 2015 года. ХКФ Банк вот-вот запустить «агрегатор агрегаторов», позволяющий оплачивать продукты и услуги всем возможным поставщикам на одном портале.

С другой стороны, обсуждая в ходе панельной дискуссии на Finbranch-2014, каким будет отделение в 2020 году, представители банков как один заявили, что не верят в смерть отделение даже к 2050 году. Не согласилась с ними лишь модератор — бывшая глава розничного бизнеса Промсвязьбанка Елена Махота.

Артем Алешкин (ХКФ Банк) считает, что отделения будут живы, пока будут существовать наличные. Выше какой-то суммы, по его наблюдениям, люди боятся проводить транзакции через терминал. Георгий Горшков (Лето Банк) также отметил, что видит явный ментальный барьер у людей — как только сумма превышает 3 тыс. рублей, они хотят прийти в банки и поговорить.

Начать дискуссию

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.