Проблема «плохих» долгов, которая подразумевает прежде всего задержку возврата или полный невозврат банковских кредитов физическими и юридическими лицами, не оставила российские финансовые институты в покое даже после мирового экономического кризиса 2008–2009 годов. Скорее можно говорить о том, что она до поры до времени затаилась. Дело осложняется тем, что четких критериев объективной оценки уровня проблемных долгов не существует: как правило, эксперты указывают величину, в два-три раза превышающую показатель ЦБ. Тем не менее аналитики далеки от пессимизма, оценивая сложившуюся ситуацию.
Тяжкое наследие прошлых лет
Более или менее достоверно определить количество «плохих» долгов помогает такой показатель, как уровень просроченной задолженности клиентов банка. По информации, предоставленной Банком России, количество просроченных долгов в розничном кредитовании составило на 1 сентября 2014 года 607 млрд рублей. Впрочем, эксперты отмечают, что задолженность формируется по большей части за счет корпоративного кредитования.
Бум невозврата по кредитам наблюдался летом 2008 года, причиной стало падение цен на энергоресурсы. Осенью того же года ситуация усугубилась из-за кризиса ликвидности. В результате на 1 апреля 2009 года уровень просроченной задолженности в кредитном портфеле банков составил более 3%. Эксперты констатируют, что на сегодняшний день последствия мирового экономического кризиса преодолеть так и не получилось.
«Сам по себе кризис «плохих» долгов не ограничивался летом 2008 года, – вспоминает старший вице-президент Национальной службы взыскания Сергей Шпетер. – Речь может идти о более чем годичном кризисе 2008–2009 годов. Причем резкий рост доли просроченной задолженности по кредитам физических лиц был зафиксирован по итогам 2009 года – 6,8%. По итогам 2008 года этот показатель составлял 3,7%. Поэтому наиболее острая фаза кризиса неплатежей пришлась на 2009 год».
Сергей Шпетер считает, что последствия кризиса 2008 года были более или менее преодолены большинством лидеров рынка. «Об этом свидетельствует бурный рост рынка кредитования начиная с 2011 года. Справиться с проблемами помогли инструменты долгового регулирования: аутсорсинг задолженности, продажа долгов, реструктуризация, которая позволила восстановить платежеспособность заемщиков, ставших жертвами ухудшения экономической конъюнктуры в период кризиса. Вероятно, с кризисом не сумели справиться банки, не следовавшие хрестоматийному подходу в формировании кредитного портфеля и управлении им», – делает вывод эксперт.
Рассуждая о причинах кризиса «плохих» долгов, управляющий активами УК «Фонд Магута» Платон Магута указывает на слишком высокую доступность кредитов для заемщиков как до, так и после 2009 года. «При этом ни сами банки, ни заемщики не подсчитали, к чему приведет увеличение долговой нагрузки, да еще с такими процентными ставками, которые предлагались по различным кредитам. В итоге неплатежеспособные заемщики оказались не в состоянии в один момент осуществлять текущие платежи по займам, а новых кредитов им не давали из-за испорченной кредитной истории. В результате текущую задолженность рефинансировать не удавалось», – рассказывает Платон Магута.
Эксперт назвал сложившуюся ситуацию индивидуальным дефолтом. «Такая картина наблюдается в России и по сей день: очень многие заемщики в банках слишком закредитованы, постепенно это приводит к тому, что появляются просрочки по платежам, ухудшается кредитный портфель у многих организаций, – рассуждает Платон Магута. – Одновременно Банк России начал проводить более жесткую денежно-кредитную политику, чтобы сдержать инфляцию (хотя бы на монетарном уровне) и остановить девальвацию рубля (который с начала года обвалился более чем на 25%). Поэтому сейчас уровень просроченной задолженности по потребительским кредитам уже превышает 12%».
Поле чужое – рецепты те же
Опытом предотвращения проблемы «плохих» долгов со стороны крупных заемщиков поделилась главный специалист департамента стратегического планирования Национального банка Грузии Тамар Цилосани. Эксперт рассказала о том, что кредитная организация тщательно проверяет финансовые показатели компании перед выдачей ей займа. «Мы применяем скрупулезный подход к проверке клиента. Также для нас очень важен леверидж: нередко заемщики берут кредиты во многих учреждениях, любые непредвиденные
расходы влияют на их положение настолько, что они могут либо прекратить свое существование, либо взять новые кредиты. Это создает проблему. Важно, чтобы при анализе деятельности компании банки могли узнать, сколько у нее кредитов в других организациях», – комментирует Тамар Цилосани.
Также, по словам эксперта, в Национальном банке Грузии проводят стресс-тесты для потенциальных крупных клиентов: проверяют платежеспособность с помощью моделирования ситуаций девальвации местной валюты, в условиях (естественно, тоже смоделированных) уменьшения общевалового продукта, изменения цен на отдельные категории товаров. «Для нас важен социальный анализ заемщика. Если речь идет о физическом лице, мы собираем данные о его семейном положении, вредных привычках. Эти меры весьма эффективны, – отмечает Тамар Цилосани и предостерегает: – Вызывает некоторую трудность у клиента, но значительно облегчает работу банка по предотвращению проблемных долгов финансовая отчетность и подтверждение финансовых данных. Иногда банки выдают кредиты на основании непроверенной информации. В результате клиент приходит снова – ему требуются еще кредиты. Банки понимают, что приняли на себя риск и вновь выдают заем. Подобное может обернуться проблемой как для клиента, так и для всей банковской системы».
ИТ-решения в помощь
В предотвращении формирования «плохих» долгов и в борьбе с ними банки все больше полагаются не только на чутье опытных кредитных менеджеров (человеческий фактор), но и на современные программные решения. Так, одна из российских ИТ-компаний предлагает продукт, предназначенный для объединения различных систем отчетности. Благодаря удобному интерфейсу хранилище систем отчетности позволяет усовершенствовать стратегию принятия решений о выдаче кредитов, минимизировать риски.
Для работы с уже образовавшейся просроченной задолженностью создаются системы взыскания, предполагающие консалтинг в процессе коллекторской деятельности, аудит бизнес-процессов, объединение collection-приложений с системами телефонии, совершенствование call-центров и других инструментов работы с проблемными долгами. Системы взыскания позволяют грамотно сегментировать заемщиков банка (что снижает финансовые издержки кредитной организации), менять настройки программы и адаптироваться таким образом под каждого отдельно взятого клиента. Также системы дают возможность отслеживать действия банковских служащих, работающих с «плохими» долгами, что немаловажно и с точки зрения собираемости задолженности, и с точки зрения поддержки репутации банка.
В ликвидации проблемной задолженности помогают и такие автоматизированные решения, как SMS-информирование, мобильные приложения, предназначенные для выездных специалистов банков. В частности, одна из российских компаний разработала продукт, дающий кредитным организациям возможность видеть досье клиента, историю взаимодействия с ним по поводу просроченной задолженности. С помощью приложения можно уточнить адрес заемщика, построить маршрут выезда к нему, изучить уже примененные меры воздействия в связи с образованием долга.
Говоря о структуре портфелей российских банков, эксперты полагают, что проблема «плохих» долгов преодолима. «Во-первых, девальвация рубля сделала рублевые кредиты платежеспособными даже для менее надежных заемщиков. Во-вторых, у Банка России более чем достаточно ресурсов для поддержки банковского сектора в случае кризисной ситуации, – перечисляет Платон Магута (УК «Фонд Магута»). – Наконец, в-третьих, проблемы пока возникают у небольших и средних игроков, которые не являются системообразующими, их уход с рынка не изменит фактического положения вещей».
Однако, как отмечает специалист, если не предпринять меры уже сейчас, негативная тенденция будет только усиливаться, что может привести к возникновению «пузырей» на кредитном рынке и кризису в секторе. И в этом с ним согласны другие опрошенные NBJ эксперты, которые в подтверждение своих выводов ссылаются на мировой опыт: запущенная или игнорируемая проблема «плохих» долгов имеет обыкновение обостряться в самый неподходящий момент.
Филип ГАДЖЕН, партнер, генеральный директор ООО «Оливер Вайман»
В настоящее время российские банки столкнулись с трилеммой – фондирование, капитал и рост затрат. Оптимизация банковского баланса и аллокация капитала без чрезмерного увеличения затрат станут ключевыми факторами для защиты собственной доли рынка и прибыльности в течение следующих двух-трех лет.
Такой подход потребует от банков развития трех основных направлений:
- разработки надежного процесса мониторинга кредитного портфеля с системой раннего предупреждения для выявления и управления агрегированными позициями;
- организации процессов взыскания проблемной задолженности;
- усовершенствования инфраструктуры управления рисками и ценообразования при проактивном подходе к выявлению и таргетированию приоритетных клиентов.
С учетом ограничений по расходам банкам нужно разумно использовать внешние ресурсы (в том числе привлекать консультантов), чтобы извлечь максимальную выгоду из каждого потраченного рубля. Актуальная область использования услуг консультантов – обеспечение поддержки банкам в структурировании и, где это требуется, эффективном создании необходимых механизмов и инструментов защиты (например, систем мониторинга, подходов к аллокации капитала, кредитного процесса, инструментов ценообразования и т.д.). Чем скорее будут реализованы данные меры, тем ниже для банков риск принятия неверных решений, которые могут стать причиной значительных убытков.
Начать дискуссию