Череда угроз, озвученная в адрес России на протяжении 2014 года, была практически бесконечной. Но одна из угроз явно выделилась из общего хора и заставила прислушаться к себе: премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон предложил отключить российские банки от международной системы межбанковских финансовых коммуникаций (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications), более известной как система SWIFT. К сервисам SWIFT подключены более десяти тысяч банковских и финансовых организаций в 210 странах мира. В России к системе сегодня подключено около 600 банков.
Возможно, реакция на это заявление со стороны участников российского финансового рынка была бы менее болезненной, если бы уже не было прецедентов. В 2012 году от SWIFT были отключены иранские банки. Стоит отметить, что руководство системы долго этому сопротивлялось – впрочем, оно и сейчас сопротивляется попыткам надавить на него с целью добиться отключения России. Но вопрос, насколько хватит у SWIFT силы воли и иммунитета, остается открытым.
Власти нашей страны решили не ждать милостей, а точнее, немилостей от тех, кто инициировал санкционную войну. В сентябре 2014 года руководство Российского союза промышленников и предпринимателей предложило создать аналог SWIFT. А вскоре Министерство финансов опубликовало для обсуждения законопроект – предлагалось ввести регулирование деятельности международной системы по аналогии с тем, как еще весной был внесен и принят законопроект, регулирующий деятельность платежных систем, в том числе MasterCard и Visa.
По мнению члена совета директоров некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» Андрея Грибова, альтернативные каналы взаимодействия всегда нужны вне зависимости от политической ситуации. «К сожалению, российское банковское сообщество не задумывалось над тем, что, например, обмен данными, содержащими банковскую тайну, с применением SWIFT осуществляется через узлы связи и серверы, расположенные в Бельгии, Великобритании, США и других странах. Несмотря на то что специалисты по безопасности уже многие годы не перестают утверждать, что во всех более или менее развитых государствах локальной (внутристрановой) банковской информации законодательно запрещено покидать территорию страны, ситуация в России в этом отношении совсем не менялась. Только когда Visa Int. (США) отключила несколько российских банков от систем банковской связи по пластиковым картам, выяснилось, что межбанковские сети связи должны быть суверенны. Иначе суверенитет страны становится неполным», – отмечает специалист.
Похоже, что готовность России и в данном случае идти своим путем, оказала влияние на настроения в руководстве SWIFT. Во всяком случае, 6 октября на сайте Россвифт (Российская национальная ассоциация SWIFT) появилось заявление, согласно которому SWIFT не будет в одностороннем порядке под влиянием политического давления принимать решение об отключении организаций от своей сети. Но, как уже отмечалось выше, в современном мире ни в чем нельзя быть до конца уверенным, поэтому, как заявила заместитель директора департамента национальной платежной системы Банка России Рамиля Канафина, выступая на одной из конференций, работа над созданием альтернативы SWIFT продолжается. По ее словам, национальная система сможет удовлетворить все потребности участников отечественного рынка.
«Банк России в связи с возможными вызовами создает собственную систему передачи финансовых сообщений. Время торопит, поэтому в ближайшие месяцы нами уже будет проведена конкретная работа. Завершение всего проекта по системе передачи финансовых сообщений произойдет в мае 2015 года», – рассказала Рамиля Канафина. Таким стал ответ России на шантаж в отношении ее финансовой системы.
Начать дискуссию