Мобильный телефон — прирожденный «убийца» других устройств. Он начал с того, что с легкостью расправился с наручными часами. Продолжил, заменив собою для многих пользователей диктофон, плеер, фото- и видеокамеру и даже телевизор. Теперь он покушается на банковские карты и норовит стать для своего владельца универсальным платежным средством — благодаря NFC-технологиям (так называемой связи ближнего действия). И это вполне может получиться — судя по тому буму проектов в сфере бесконтактных платежных решений, который мы наблюдаем сегодня.
Даже если вы не знакомы с аббревиатурой NFC, то самой технологией наверняка давно пользуетесь. Например, когда касаетесь картой-пропуском считывателя, чтобы пройти в офис, или когда расплачиваетесь транспортной картой за проезд. При сближении карты со считывателем на расстояние менее 10 см происходит мгновенный (десятые доли секунды) обмен цифровыми данными посредством радиоволн на частоте 13,56 МГц — и вы получаете нужный результат.
Технология долгое время была экспериментальной и нишевой, пока наконец в 2004 году Philips, Nokia и Sony не основали некоммерческую промышленную ассоциацию NFC Forum, чтобы выработать единые стандарты и продвинуть NFC в массы. Свою выгоду в развитии этой технологии быстро разглядели банки, платежные системы и операторы сотовой связи. Причем самые восхитительные перспективы открывались как раз в направлении бесконтактных платежей и интеграции NFC с мобильными устройствами. Тренд «оседлали» гиганты — Google, Intel, Visa, MasterCard, Citigroup, Barclaycard, Samsung, LG и др. Любопытно, что такой лидер хайтека, как Apple, долго не присоединялся к этому «клубу любителей связи ближнего действия» и не оснащал свою продукцию NFC‑модулями. Но недавно сдался и он: представленный публике в сентябре 2014 года iPhone 6 оснащен технологией NFC; одновременно компания запустила собственную платформу NFC-платежей — Apple Pay, рассчитывая получить свою долю на «бесконтактном» рынке. Можно считать это «аттестатом зрелости» для технологии.
Бороться есть за что: аналитики уверенно предрекают этому рынку бурный рост. Исследовательская компания Juniper Research подсчитала, что к концу 2014‑го годовой объем мирового рынка мобильных, бесконтактных и онлайн-платежей составит $2,5 трлн, а в 2019‑м увеличится практически вдвое — до $4,7 трлн.
В России NFC-платежи также стремительно набирают популярность. Крупные отечественные провайдеры и банки (МТС, «Билайн», Сбербанк, Банк Русский Стандарт и др.) стараются занять свое место на рынке бесконтактных расчетных систем. По прогнозам J’son & Partners Consulting, к концу 2016 года объем платежных NFC-транзакций в нашей стране составит около 50 млрд рублей.
Связь дальнего и ближнего
Идея расплачиваться за покупки с помощью мобильного телефона далеко не нова. Еще в конце 1990‑х операторы сотовой связи стали предлагать абонентам оплачивать цифровой контент и различные услуги с помощью отправки СМС на короткий номер. Деньги при этом списываются с абонентского лицевого счета у оператора, а не со счета в банке. К середине 2000‑х распространение системы микроплатежей привело к бурному росту мобильной коммерции.
Затем мобильные телефоны научились выполнять роль транспортной карты. Смарт-карты на основе NFC-технологии используются для оплаты проезда на транспорте во многих городах России — в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Кемерове, Ярославле, Новосибирске, Казани и др. То есть инфраструктура по приему бесконтактных платежей — в виде оборудованных считывателями турникетов метро и валидаторов у кондукторов в наземном транспорте — уже готова. Так что превратить мобильный телефон в «проездной» было лишь делом техники. Так, «ВымпелКом» реализовал эту идею в рамках услуги «Мобильный билет». Чтобы пользоваться ею, нужно иметь телефон с NFC-чипом и сим-карту, поддерживающую сервис. Гаджет необходимо прикладывать к считывателю точно так же, как обычную транспортную карту. А пополняя баланс телефона, пользователь одновременно пополняет и счет мобильного «проездного».
Разумеется, не все мобильные телефоны, которые сейчас на руках, поддерживают NFC-технологию, но это дело поправимое. В аккумуляторный отсек телефона можно инсталлировать специальную NFC-антенну. Она чуть толще бумаги и подходит почти для любой модели. Такие технические решения уже предлагаются в городах, где внедрены мобильные бесконтактные платежи на транспорте. «Модернизацию» телефона там производят в любом салоне связи в присутствии заказчика.
Через несколько лет подобный «тюнинг» уже не понадобится: наличие NFC-чипа в смартфоне постепенно становится индустриальным стандартом даже для бюджетных моделей. По данным IHS Technology, в 2013 году в мире на телефоны с поддержкой «ближней бесконтактной связи» приходилось 18% в объеме производства. Однако ожидается, что уже к началу 2018‑го их доля достигнет 64%. Темпы набраны неплохие — учитывая, что первый мобильный телефон с поддержкой NFC (Nokia 6131) был выпущен в 2006 году.
Какие дополнительные преимущества способен дать пользователю «заряженный» NFC-технологией смартфон? Во-первых, скорость транзакции и удобство совершения платежа. Если сумма покупки меньше тысячи рублей, не требуется даже вводить PIN-код: стоимость товара списывается в одно касание. Во-вторых, можно будет раз и навсегда решить проблему «пухлого бумажника», раздувшегося от банковских, скидочных, накопительных и подарочных карт. Все эти карты «виртуализируются» и переносятся в телефон.
Мобильный и интернет-банкинг — уже вполне распространенные сервисы. NFC — тоже понятная и отлаженная технология. Почему мобильные бесконтактные платежи («сплав» этих технологий) только сейчас начинают выходить на широкий рынок? Отчасти потому, что какое-то время у разработчиков ушло на решение проблемы безопасности системы. На уровне пользователя это сделано с помощью так называемого безопасного элемента (secure element, или просто SE). Это устойчивый к взлому чип, который может как быть встроенным в телефон (eSE), так и располагаться на сим-карте (UICC) или карте microSD. Это и есть хранилище данных о пользователе и его виртуальных банковских и иных карт.
Впрочем, споры экспертов о том, где именно должен находиться защищенный чип, не прекращаются. В МТС считают, что надежнее — на сим-карте. Подобные решения за рубежом использует большинство лидеров в области продвижения NFC-услуг (Isis, Weve, Grand Korea Alliance). Но есть и другие мнения.
«Хранить конфиденциальную информацию даже в защищенной памяти многофункционального устройства небезопасно, — полагает Максим Максимчук, бизнес-ангел и основатель стартапа PayOk. — Во-первых, при утрате мобильного устройства по какой бы то ни было причине пользователь мгновенно лишается своего платежного средства. Во-вторых, если подобная технология станет массовой, хакеры все равно рано или поздно доберутся до информации, записанной в защищенном чипе».
Союз ближнего поля
Российский рынок бесконтактных платежей обустраивается на глазах. На уровне программного обеспечения сейчас происходит переход от отдельных решений, заточенных под конкретные компании и продукты, на платформенные. Так называемые TSM-платформы (от англ. trusted service manager) отвечают за удаленную «виртуализацию» карт и их перенос на смартфоны пользователей. Операторами таких платформ в мире чаще всего становятся телекоммуникационные компании и платежные системы. Так, в МТС начинали с выпуска сим-карт с предустановленными банковскими приложениями «АК БАРС» и «Русский Стандарт», а полгода назад оператор приобрел TSM-платформу. «Это создало технологическую основу для повсеместного тиражирования NFC-решений с неограниченным числом партнеров», — заявил вице-президент МТС по маркетингу Василь Лацанич. Ожидается, что в полную силу платформа заработает к концу 2014 года.
Есть собственная TSM-платформа и у компании CardsMobile (приложение и сервис «Кошелек»). Удаленная загрузка платежных карт в телефон происходит в течение 10 минут. Однако, в отличие от МТС, «бесконтактный кошелек» хранится не на сим-карте, а в чипе безопасности на телефоне. Правда, перечень моделей смартфонов, поддерживающих решение CardsMobile, пока ограничен, но компания работает над расширением списка. Преимущество собственной платформы в том, что она позволяет быстро, без технических доработок подключать новых провайдеров услуг и до бесконечности расширять число мест, где пользователи могут расплатиться «в одно касание». «В Вологде, Чебоксарах и Ангарске мы запустили пилотные проекты с транспортными компаниями, — говорит Ксения Рабинович, менеджер по маркетингу и PR CardsMobile. — Другой наш новый проект позволяет болельщикам спортивных клубов пройти на стадион, прикоснувшись телефоном с «Кошельком» к турникету».
Как и всякий бурно развивающийся рынок, бесконтактные платежи становятся основой и побудительным мотивом для самых разнообразных альянсов. Банки, платежные системы, производители электроники, операторы сотовой связи и ИТ-компании комбинируются друг с другом самым причудливым образом и запускают все новые проекты. Банк Русский Стандарт после совместного «симочного» проекта с МТС запустил новый NFC-проект при поддержке Samsung Electronics и платежной системы MasterCard. Владельцы смартфонов Galaxy S4 и Note 3 могут скачать приложение Русского Стандарта «Мобильный банк» и приобрести предоплаченную NFC-карту банка. Она действует в течение года и имеет лимит до 15 тыс. рублей. А пополнять ее можно с помощью электронных переводов с других карт или наличными через терминал.
«ВымпелКом» (бренд «Билайн») не отстает от коллег по цеху и даже идет дальше. Помимо TSM-платформы он обзавелся еще и платформой HCE (host centric emulation), которая позволяет владельцу смартфона хранить конфиденциальную информацию («виртуализированные» карты) в «облаке» или памяти телефона. По уверениям представителей «ВымпелКома», они первыми запустили коммерческую версию HCE в России и третьими — в мире.
При использовании этой технологии обработка данных производится с помощью специального приложения в телефоне или на удаленном сервере. Где хранить данные — в «облаке» или памяти телефона — пользователь решает сам. Следует помнить, что функционирование NFC-услуг через «облако» требует подключения к интернету. Оттого возможны досадные ситуации, когда бесконтактный платеж не проходит: все-таки торговые точки, расположенные в подвальных помещениях и «слепых» зонах, в России не редкость. Схожие проблемы могут возникнуть и в случае, когда плательщик находится в роуминге.
Если говорить о безопасности данных, то проблема выглядит следующим образом: защитный чип выступает своеобразным экраном между приложениями NFC и другими модулями смартфона. А вот его отсутствие в случае с облачной платформой HCE заставляет платежные системы использовать центральный процессор телефона, к которому также обращаются вредоносные программы и шпионское ПО, если они попали в устройство. Это значит, что вирус может отслеживать и искажать информацию во время работы NFC-приложений.
Илларион Яловенко, руководитель департамента развития финансовых продуктов «ВымпелКома», высказывается в защиту облачного варианта HCE: «Сначала на рынке был страх, что это решение легко взломать. Но когда мы его реализовали, то даже объявили конкурс на взлом нашей системы. Никто так и не смог этого сделать».
Многие эксперты полагают, что именно HCE-решение обеспечит в конечном итоге массовое распространение NFC-платежей. «[Оно] позитивно скажется на развитии NFC-рынка — в частности сферы бесконтактных платежей, — пишет в своем блоге Павел Соколов, руководитель направления Mobile NFC в компании i-Free. — Количество новых мобильных платежных сервисов увеличится, и это поможет пользователям привыкнуть к оплате телефоном. Что, в свою очередь, будет способствовать созданию полнофункциональной NFC-экосистемы как с физическими чипами безопасности, так и без них».
Краеугольный терминал
Есть еще один естественный «ограничитель» для развития бесконтактных платежей — недостаточное количество торговых точек, готовых их принимать. POS-терминалов с NFC-считывателями в России, как гласит статистика от «ВымпелКома», пока не так много — только 20–30% от общего числа.
Однако целый ряд соображений говорит о том, что на этом направлении ожидается лавинообразный рост. Во-первых, розничный бизнес — магазины, предприятия быстрого питания, АЗС — кровно заинтересован в развитии бесконтактных платежей, быстрых и не создающих очередей. Во-вторых, все новые POS-терминалы «по умолчанию» имеют NFC-функцию PayPass или payWave (провайдеры — платежные системы MasterCard и Visa соответственно). Полная замена старых терминалов, не приспособленных для бесконтактной оплаты, — это лишь вопрос времени. В-третьих, скорейшему выведению из оборота старых терминалов невольно способствует компания Microsoft. Она свернула техническую поддержку ОС Windows XP, в то время как около 70% всех платежных аппаратов работают именно на этой операционной системе (данные производителя банкоматов NCR). Обновлений нет, «баги» копятся — и это еще один стимул поменять терминал на новый, который поддерживает NFC-технологию. Как считают в NCR, массовая модернизация платежной инфраструктуры завершится к 2016 году.
Новые технологии приживаются не только когда готова инфраструктура, но и когда потребитель психологически готов к ее использованию. В случае со связью ближнего действия это должно произойти довольно быстро. Приложить на долю секунды смартфон к терминалу проще, чем достать из кошелька карту, отдать ее кассиру, вбить PIN-код. К тому же телефон гарантированно под рукой, а вот взять с собой «кредитку», скидочную или транспортную карту многие забывают.
Бесконтактная платежная система выгодна всем участникам процесса NFC-оплат. Провайдеры услуги вроде «Билайна», МТС или «Кошелька» получают свой процент как посредники. Банки имеют возможность многократно увеличить эмиссию карт — а значит, обзавестись новыми клиентами. Ритейлеры и общепит, со своей стороны, решают проблемы очередей и значительно повышают скорость обслуживания клиентов. Все счастливы, все любят ближнего своего, который платит. И это верный признак того, что мобильные бесконтактные платежи в ближайшем времени по-настоящему шагнут в массы
Мнение научного редактора
Анастасия Тюрина, директор инновационного центра НИУ ВШЭ
Инновации незаметно меняют потребительское поведение и стиль жизни людей даже в таких традиционно консервативных отраслях, как банковское обслуживание. За последние год-два, например, в «типовой пакет» сервисов, которыми пользуется рядовой клиент банка, прочно вошел мобильный банкинг, позволяющий производить оплату и контролировать счета с помощью смартфона.
При всей легкости, с какой современный потребитель принимает новые технологии, нужно понимать, что за ними стоит напряженная работа и большие инвестиции. Объем вложений в сектор финансовых технологий, например, в последнее время ежегодно удваивался. Так, по данным исследования фонда Life.SREDA,
глобальные инвестиции в финтех составили $1,6 млрд, а по итогам трех кварталов 2014 года — $4,2 млрд. Из них миллиард пошел именно на электронные платежные решения, мобильный банкинг и мобильный эквайринг.
О том, насколько это живой и бурно развивающийся сектор, говорит и объем сделок по слияниям и поглощениям. Например, в этом году консорциум финансовых инвесторов выкупил за $3,4 млрд компанию NETS — европейского провайдера электронных платежей. А в истории российского финтеха крупнейшими сделками остаются прошлогодние IPO компании QIWI (компания была оценена на Nasdaq в $884 млн) и «Тинькофф Кредитные Системы» (привлекла $1,087 млрд на Лондонской бирже).
Начать дискуссию