Банки

Проект по внедрению в Сбербанке системы распознавания лиц окупил себя всего за шесть-семь месяцев

Финансово-кредитные организации всегда являлись мишенью для злоумышленников. Банкиры могут рассказать огромное количество историй о том, как мошенники пытались получить кредиты или вклады по паспортам с фальшивыми фотографиями либо по изначально поддельным документам, удостоверяющим личность. Есть ли у банков возможность снизить этот риск и свести к минимуму долю мошеннических кредитов в своих портфелях?

Финансово-кредитные организации всегда являлись мишенью для злоумышленников. Банкиры могут рассказать огромное количество историй о том, как мошенники пытались получить кредиты или вклады по паспортам с фальшивыми фотографиями либо по изначально поддельным документам, удостоверяющим личность. Есть ли у банков возможность снизить этот риск и свести к минимуму долю мошеннических кредитов в своих портфелях? О том, как эту задачу помогает решать система «Каскад-Поиск», рассказал в интервью NBJ директор департамента биометрических и комплексных систем безопасности компании «Техносерв» Андрей ХРУЛЕВ.

NBJ: Почему Сбербанк решил внедрить систему распознавания лиц?

А. ХРУЛЕВ: Уже несколько лет подряд сегмент потребительского кредитования для банков является как драйвером роста, так и зоной риска. Согласно статистике Национального бюро кредитных историй в 2013 году объем кредитов с признаками мошенничества вырос более чем вдвое, до 153 млрд рублей, а количество потенциальных мошенников может превышать 600 тыс. человек. Это подталкивает банки использовать новые, высокотехнологичные инструменты для проверки потенциальных заемщиков. 

У Сбербанка накоплена большая база существующих клиентов во всех регионах, которая позволяет проводить качественный анализ. Крупная финансовая организация ежедневно рассматривает до нескольких десятков тысяч заявок на выдачу кредитов, а конкуренция диктует жесткие сроки принятия банком решения по выдаче займов. Система распознавания лиц дает целый ряд преимуществ по выявлению мошенничеств, с которыми трудно в таком объеме справиться команде андеррайтеров. Например, система точно пресечет попытку получения кредита по украденному паспорту с переклеенной фотографией или даже с той же фотографией (мошенник визуально похож на владельца паспорта), отследит изменение в паспорте одной буквы фамилии. В систему заложено более десятка сценариев проверки, и этот список постоянно пополняется. Внедрение таких систем – это прямое управление рисками, которое выражается в минимизации издержек банка по обслуживанию невозвратных кредитов. 

NBJ: Это совместный проект с другими партнерами или внедрение реализовано исключительно силами «Техносерв»?

А. ХРУЛЕВ: Проект выполнен полностью силами группы компаний «Техносерв» на основе собственного продукта «Каскад-Поиск». В его разработку компания вложила более 100 млн рублей. Над проектом работали «Техносерв» и компания «Рексофт», разработчик программного обеспечения, входящий в группу. 

NBJ: С какими сложностями пришлось столкнуться во время внедрения? Это был знаковый проект, заметный для рынка? Почему? 

А. ХРУЛЕВ: Это первый подобный проект в России, наложенный на федеральный масштаб Сбербанка. Количество транзакций (десятки тысяч в день) и размер клиентской базы колоссальны. Так как «Каскад-Поиск» работает параллельно с другими аналитическими системами, перед нами было поставлено очень жесткое условие по скорости ответа по идентификации. 

Благодаря ряду инновационных решений сравнение по всем базам проходит в течение нескольких секунд (хотя каждая заявка прогоняется почти по десятку баз, некоторые из них имеют размер, близкий к миллиону объектов). Для достижения такого результата команде «Техносерв» пришлось погрузиться не только в бизнес-процессы банка, но и в математику процесса распознавания. Ведь силовым структурам, для которых изначально был разработан «Каскад-Поиск», такие скорости были не нужны. В результате нами был достигнут следующий результат: более 1,5 млн сравнений на одном процессоре в секунду. Отмечу, что система работает в автоматическом режиме, то есть ни одна операция не выполняется вручную. Этот проект фактически открывает целый сегмент на отечественном рынке биометрической идентификации, в котором Сбербанк стал первопроходцем. 

NBJ: Как долго реализовывался проект? Сколько департаментов Сбербанка затронул? На какое количество рабочих мест установлена система?

А. ХРУЛЕВ: Проект затронул 17 территориальных подразделений банка. В рабочую группу со стороны заказчика входили представители всех ИТ-, технических и аналитических подразделений, целый ряд департаментов, связанных с бизнес-процессами по рассмотрению и выдаче кредитов. Проект занял почти два года, причем львиная доля времени ушла на аналитику, так как внедрение этой системы предполагает глубокую интеграцию с бизнес-процессами банка и создание тех самых правил и сценариев, по которым он считает необходимым осуществлять проверку. Кстати, данный проект выдвинут на премию «Проект года» в номинации «Банки» портала ИТ-директоров России Global CIO, где читатели NBJ могут задать вопрос о проекте заместителю председателя правления ОАО «Сбербанк России», куратору блоков «Риски» и «ИТ» Вадиму Кулику. По его словам, система «Каскад-Поиск» окупила себя за шесть-семь месяцев.

Начать дискуссию