На фоне слабеющей экономики российский рынок факторинга замедляет темпы роста, как и все корпоративное кредитование в целом, однако оптимизма не теряет. Драйвером рынка в 2015 году может стать малый и средний бизнес, в глазах которого факторинг как беззалоговый инструмент финансирования приобретает все большую привлекательность.
По данным Ассоциации факторинговых компаний, за 9 месяцев 2014 года оборот российского факторинга составил 1,45 трлн рублей. Это на 11% больше, чем за тот же период в прошлом году, однако роста удалось добиться главным образом за счет увеличения объемов факторинговых сделок в первых двух кварталах. В третьем квартале компании не только не показали роста по сравнению с 2013‑м, но даже несколько сократили объемы операций. Осторожность рынка в ассоциации объясняют общим снижением деловой активности в экономике и санкционной политикой. Между тем малый и средний бизнес остается не только самым подверженным риску сегментом, но и наиболее остро нуждающимся в финансировании. Именно поэтому рынку удалось сохранить долю сделок с МСБ на уровне 25%. Общий оборот факторинговых операций с малым и средним бизнесом составил за январь–сентябрь 2014 года 280 млрд рублей.
«Российскому бизнесу всегда не хватает денег, поэтому услуги, предполагающие финансирование, да еще и беззалоговое, не могут не быть популярными, — говорит генеральный директор Русской Факторинговой Компании Владимир Инякин. — Отсутствие залога остается главной причиной повышенного спроса на факторинг — в первую очередь со стороны торговых компаний». С ним соглашается начальник банковского управления Металлинвестбанка Михаил Окунев: «Даже в хорошие времена набор инструментов финансирования для малого и среднего бизнеса был меньше, чем для крупных корпоративных заемщиков. А после всех событий с начала года финансирование МСБ стало просто очень сложной задачей. Поэтому мы наблюдаем взрывной рост спроса на факторинговые продукты в этом сегменте».
Для финансовых институтов факторинг — менее рисковый продукт, чем традиционное кредитование. Он предполагает финансирование поставщика в обмен на уступку права требования по договору поставки. На практике это означает, что факторинговая компания не берет на себя риски платежеспособности малого бизнеса. Она всего лишь обменивает денежные ресурсы на дебиторскую задолженность, имеющуюся у МСБ. При этом у малого и среднего бизнеса есть возможность «спрятаться за спину» своего должника — нередко гораздо более крупного и устойчивого — и выдавать его в качестве своеобразного гаранта для фактора. «Малые и средние компании активно используют более привлекательное финансовое положение дебитора для получения дешевого финансирования в больших объемах, — поясняет Окунев. — В этом и состоит огромная ценность факторинга для небольшого бизнеса».
Впрочем, далеко не любая дебиторская задолженность может быть использована для получения факторингового финансирования. Откровенно проблемную дебиторку пытаться передавать фактору не стоит. С начала года факторы активно проводят аудит качества портфелей, снижают лимиты ряда клиентов и чаще отказывают в заявках на обслуживание. Как поясняет Дмитрий Шевченко, исполнительный директор АФК, ликвидность компаний, работающих в сегменте МСБ, с начала года неуклонно сокращается. Это связано с ростом стоимости фондирования и сокращением доступности финансовых ресурсов для факторов. Подлил масла в огонь отказ от государственной финансовой поддержки через инструмент факторинга торговых предприятий, на которые приходится около 70% всего оборота малого и среднего бизнеса в России. В середине года положение факторов пошатнулось еще и из-за негативного воздействия внешнеполитических причин. В результате «стоимость риска» к третьему кварталу стремительно выросла. Факторам пришлось выбирать между привлечением новых клиентов и ревизией портфелей — причем чаще выбор совершался в пользу качества, а не количества. «Диверсифицируясь в сторону работы с сегментом МСБ, факторы вынуждены перенастраивать всю систему риск‑менеджмента, — говорит коммерческий директор Национальной Факторинговой Компании Корнелиу Робу. — Но это необходимый шаг, чтобы расти дальше».
Тем не менее игроки ожидают удовлетворительного завершения года. Металлинвестбанк рассчитывает добиться по итогам 2014 года роста портфеля на 20–25%, компания «Лайф Факторинг» прогнозирует общий прирост рынка на 30–40%. По оценкам АФК, рынок факторинга в сегменте МСБ увеличится в конце года до 370–400 млрд рублей; это уровень прогнозов, данных в январе. Основой роста, по мнению участников рынка, станет не доступ МСБ к финансированию, а повышение спроса на факторинговые сервисы для полноценного развития бизнеса, включая управление дебиторской задолженностью, страхование поставок, оценку контрагентов и т. д. По некоторым оценкам, сервисная составляющая в комиссиях факторов подорожала в течение года на 15–20%. «Сейчас платежная дисциплина дебиторов ухудшается, поэтому малому и среднему бизнесу особенно важно иметь гибкий инструмент управления операционными рисками», — объясняет относительную устойчивость рынка генеральный директор «Лайф Факторинга» Виктор Вернов. По его мнению, повышенный спрос на услугу позволит рынку факторинга продолжить свой рост в 2015 году независимо от ситуации в банковском секторе.
Проблемы созревания
Дмитрий Шевченко, исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний
Рынок факторинга в России пребывает в «подростковом» возрасте. Несмотря на внушительные обороты в 2 трлн рублей, законодательный «скелет» рынка только еще формируется. Постепенно проявляются первые очертания господдержки российских компаний с использованием факторинга — в экспорте, в сегменте МСБ. Внутренне — в процедурах, в методологии, в риск‑менеджменте — факторинговые компании значительно окрепли по сравнению с тем, что было еще пять лет назад: сказался опыт прохождения кризиса 2008 года. Однако российскому рынку еще только предстоит освоить использование юридически значимого электронного документооборота, возможности рефинансирования факторинговых портфелей с использованием механизмов секьюритизации. В России не консолидированы данные о финансовом положении клиентов и дебиторов, невысок уровень развития кредитного страхования для расширения операций безрегрессного факторинга. Факторам не доступны иные источники фондирования, кроме банковских кредитов или средств акционеров.
Но главное в том, что уровень проникновения факторинга в бизнес-практику остается незначительным: ежегодно к нему прибегает не более 10 тыс. компаний. Это до сих пор инновационный финансовый инструмент, дополнение к кредитам. Рынку есть куда расти: его обороты пока несопоставимы с объемом дебиторской задолженности. Слабое распространение объясняет и сравнительно высокую стоимость услуг факторинговых компаний. Факторы вынуждены тратить больше ресурсов на управление рисками, консультирование клиентов, перманентную доработку скоринг‑моделей. Тем не менее «созревание» рынка не за горами. В будущем мы ожидаем появления на нем новых крупных игроков — например, Россельхозбанка и Сбербанка, а также выхода на проектную мощность факторинговых операций тех, кто запустил либо перезапустил бизнес за последний год. Это ОТП-Банк, Банк ЗЕНИТ, компании «Р.Е. Факторинг», «ФакторРус», «Абсолют Факторинг» и другие. Вероятно, в 2015 году состоится ряд сделок слияния факторинговых компаний. Мы также ожидаем активизации на рынке факторинга организаций, занимающихся кредитным страхованием.
Аргументы и фактор
Виктор Вернов, генеральный директор компании «ЛАЙФ ФАКТОРИНГ»
Выбирая факторинговую компанию, малый и средний бизнес руководствуется главным образом гибкостью и скоростью принятия решений. Многим банкам и факторам, привыкшим работать с крупным бизнесом, очень сложно приспособиться под требования МСБ. Мы изначально строили все процессы в соответствии с ожиданиями предпринимателей.
Например, у нас введен институт персональных менеджеров. Они являются финансовыми консультантами, которые помогают разобраться во всех аспектах факторинга, бухгалтерского учета, вычетах и бонусах торговых сетей. С момента, когда клиент приходит в нашу компанию, его персональный менеджер выступает в качестве «единого окна», предоставляющего информацию по всем необходимым вопросам.
Сейчас в условиях увеличенного входящего потока клиентов мы скорректировали нашу политику в области риск‑менеджмента. Когда клиент приходит в Лайф Факторинг, мы смотрим, как работает его бизнес, хорошо ли отлажены процессы, посещаем офис и оцениваем производственные мощности, после чего проверяем деловую репутацию клиента и оцениваем по тем же параметрам покупателя его продукции.
Портрет клиента на рынке факторинга со временем не претерпел больших изменений. Услуга по-прежнему наиболее востребована в сегменте ритейла, однако появляется все больше клиентов, связанных с сервисной сферой: рекламные агентства, охранные или клининговые компании.
Появлению новых клиентов способствует и развитие инструмента аутсорсинга в крупных корпорациях, когда заказчики переводят обслуживание части своих операционных вопросов на внешние компании, работая при этом с отсрочкой платежа. Также увеличилось количество клиентов, которые прибегают к использованию факторинга в тендерных и конкурсных процедурах.
Начать дискуссию