Кредитование

Сбой автокредитования

Только 38% легковых автомобилей покупается с помощью автокредитов — это максимально низкий уровень за последние четыре года.

«С января по октябрь 2014 года банки выдали не более 675 тыс. автокредитов, что на 15% меньше, чем за аналогичный период 2013 года. Доля автокредитов снизилась на 25% и на данный момент составляет не более 38% (в 2013 году она была на уровне 50%, в 2012 году — 45%, в 2011 году — 40%)», — это один из результатов исследования ситуации на рынке автокредитования, которое провело коллекторское агентство «Секвойя кредит консолидейшен».

По прогнозам аналитиков компании, «если макроэкономическая ситуация в стране в ближайшее время существенным образом не изменится в положительную сторону, то можно прогнозировать, что доля кредитных автомобилей продолжит снижаться и уже в 2015 году этот показатель опустится до отметки 30–35%».

Другой важный результат исследования: объем займов на покупку автомобилей, полученных гражданами в январе — октябре 2014 года, сократился на 10% (по сравнению с аналогичным периодом 2013 года) до 369,2 млрд рублей.

Справедливости ради нужно отметить, что частично в уменьшении объема рынка автокредитования виноваты банки. Например, в 2014 году они повысили ставки на автооокредиты в среднем на 2–3%, а размер первоначального взноса — в среднем на 10%. В результате автокредиты стали менее привлекательными для потенциальных заемщиков.

Автопроизводители увеличили отпускные цены на свою продукцию. Например, по информации аналитического агентства «Автостат», в первой декаде ноября 2014 года изменения в ценовой политике произошли у 24 автомобильных брендов. В большинстве случаев цены увеличились в диапазоне от 0,1 до 19,2%. Эти изменения были вполне ожидаемы, поскольку авторынок достаточно зависим от экспорта (речь идет о поставках в Россию и отдельных автокомпонентов, и некоторых моделей автомобилей).

Средний размер автокредита составляет сегодня в среднем 546,9 тыс. рублей, что на 11% больше, чем годом ранее

По данным «Секвойя кредит консолидейшен», «средний размер автокредита составляет сегодня в среднем 546,9 тыс. рублей, что на 11% больше, чем годом ранее. Основная причина — рост стоимости самих автомобилей, особенно это касается машин иностранного производства».

Согласно оценке отдела аналитики агентства «Автостат», при сохранении текущего курса валют можно ожидать увеличения цен на новые легковые автомобили в 2015 году: на отечественные марки — до 10%; на собираемые в России иномарки — до 10–15% (в зависимости от уровня локализации на те или иные модели) и на импортируемые в нашу страну автомобили — до 20–25%.

Хотя виноваты в сжимании рынка автокредитования и сами потребители. По данным Ассоциации Европейского Бизнеса, продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам октября 2014 года снизились на 9,9% и составили порядка 211 тыс. машин. По итогам десяти месяцев 2014 года российский авторынок сократился на 12,7% до 2 млн автомобилей. Нужно учесть, что меньше стали покупать новые автомобили не только за счет автокредитования, но и используя другие финансовые схемы, например, выплачивая всю сумму сразу.

Уменьшение объема продаж связано не только со сложной ситуацией в российской экономике, но и с тем, что большинство автовладельцев меняет своего «железного коня» не чаще чем один раз в два-три года.

Начать дискуссию