Экономика России

Прорыв года: новое на смену старому?

2014 год мог бы запомниться исключительно как год кризиса на Украине, рекордного количества отзыва лицензий у банков, падения мировых цен на нефть до минимального уровня с 2010 года. Мог бы, но запомнится, скорее всего, появлением Банка БРИКС и ЕАЭС.

2014 год мог бы запомниться исключительно как год кризиса на Украине, рекордного количества отзыва лицензий у банков, падения мировых цен на нефть до минимального уровня с 2010 года. Мог бы, но запомнится, скорее всего, появлением Банка БРИКС и ЕАЭС.

Эти события, как уверены эксперты, могут изменить состояние мировой экономики в целом. Ведь Банк БРИКС – не просто финансовая организация, созданная участниками одноименного союза пяти стран, а альтернатива старым, добрым МВФ и Всемирному банку. Евразийский экономический союз – не просто экономический союз, а альтернатива Европейскому союзу, который в последнее время многие эксперты упрекают в негибкости и в превалировании политических идей над экономическими интересами стран – участников ЕС.

Банк БРИКС: смотрите, он пришел!

1 августа 2014 года свершилось то, чего так долго ждали (а, возможно, и боялись) многие страны мира: участники БРИКС решили создать новый банк развития в качестве альтернативы Международному валютному фонду и Всемирному банку. На первом этапе капитал Банка БРИКС составит десять миллиардов долларов, объем разрешенного капитала – до ста миллиардов долларов. Штаб-квартиру планируется организовать в Шанхае, а первым президентом банка станет представитель Индии. 

Одной из причин создания организации было то, что страны – участники БРИКС (и не они одни) неоднократно подвергали критике Всемирный банк и МВФ за то, что при принятии важнейших решений роль первой скрипки играют государства старого мира – США и Европейский союз. Голос стран с развивающимися экономиками почти не слышен, и виной тому система квот, которая была определена много лет назад и с тех пор не менялась. 

БРИКС может стать альтернативой существующей экономической системе североамериканской гегемонии. Более того, новая организация способна претендовать на лидирующее положение в мире, считает американский экономист, бывший сотрудник Всемирного банка Питер Кениг. Соответственно, шансы Банка БРИКС со временем заменить собой МВФ и ВБ он расценивает как весьма высокие, конечно, в среднесрочной перспективе. 

«Подписание соглашения о создании нового банка развития – это важный шаг по институционализации группы и в рамках укрепления ее позиций в мире. Принятие решений консенсусом стран «Пятерки» (суммарная доля стран-учредителей не может сбыть ниже 55%) при выдаче кредитов банком развития позволит привлекать финансовые и человеческие ресурсы, инструменты и технологии в первую очередь из стран БРИКС, а не из развитых западных государств, как это происходит в существующих многосторонних финансовых институтах. Совместные исследования стран БРИКС по переходу на качественно новый уровень жизни могут способствовать ускоренному развитию», – считает эксперт экономической экспертной группы при Минфине РФ, аспирант НИУ ВШЭ Александра Морозкина.

Стоит отметить, что перспектива возникновения аналога, а затем и конкурента МВФ и Всемирного банка вызвала замешательство у старых институтов развития. Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард формально выразила удовлетворение тем, что в мире появится что-то новое, однако при этом неоднократно настаивала, чтобы система квот при принятии кредитных решений Международным валютным фондом была изменена. Однако ее призывы так и остались гласом вопиющего в пустыне, и это не в последнюю очередь подвигло участников БРИКС подтвердить свои намерения. Банку новой «Большой пятерки» быть!

«Лидеры стран поручили своим министрам финансов назначить председателя и заместителей председателя нового банка развития до следующего саммита БРИКС в России», – процитировало ТАСС сообщение для СМИ по итогам встречи лидеров стран БРИКС на полях саммита G20, состоявшегося в Брисбене.

Есть ЕС – будет и ЕАЭС

29 мая 2014 года в Астане был подписан официальный документ о создании Евразийского экономического союза. В состав союза на данный момент входят Россия, Казахстан, Белоруссия и Армения (ратифицировавшая договор после 10 октября). ЕАЭС создается для укрепления экономик стран-участников и сближения друг с другом, для модернизации и повышения конкурентоспособности стран на мировом рынке. До конца 2014 года к ЕАЭС планирует присоединиться Киргизия. Возможность вступления в организацию не исключают для себя Таджикистан, Турция и Иран. Государства – члены союза принимают на себя обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики: энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.

Как и в случае с Банком БРИКС, подготовительная работа по построению ЕАЭС началась задолго до того, как лидеры России, Белоруссии и Казахстана торжественно объявили о его создании. Еще в ноябре 2011 года на первом саммите Высшего евразийского экономического совета президенты трех вышеназванных стран приняли декларацию о евразийской экономической интеграции, которая стала своего рода дорожной картой развития интеграционного взаимодействия. С этой точки зрения 2014 год стал не исходной точкой в истории ЕАЭС, а неким поворотным моментом. По мнению руководителя управления региональных проектов фонда «Русский мир», исполнительного директора Национального комитета по исследованию БРИКС Георгия Толорая, подписание договора о Евразийском экономическом союзе – важный этап на пути интеграции на постсоветском пространстве, особенно в условиях неопределенности внешнеполитической обстановки вокруг России. 
Естественно, эксперты и аналитики на протяжении полугода, прошедшего после подписания исторического соглашения в Астане неоднократно обсуждали перспективы ЕАЭС. И вот что интересно. Казалось, в ходе этих обсуждений за новым союзом постоянно возникала тень ЕС. Что и неудивительно, поясняют специалисты, ЕАЭС строился с учетом как позитивного, так и негативного опыта создания Европейского союза. Однако темп работы по формированию Евразийского союза был совершенно иной: тот путь, который Европа прошла за 57 лет, создатели ЕАЭС преодолели всего за пять лет.

ЕАЭС, как отмечают наблюдатели, имеет меньшую численность служащих в своих органах управления, чем структуры ЕС, поэтому есть основания полагать, что механизм принятия решений в новорожденном экономическом союзе будет более гибким. К тому же в рамках Евразийского экономического союза действует принцип абсолютного равенства голосов всех стран. В ЕС же участники имеют различное количество голосов при обсуждении тех или иных вопросов – в такой ситуации не все аргументы могут быть услышаны. Наконец, в ЕАЭС, в отличие от Евросоюза, не заложена база для будущего конфликта по принципу «я вступил первым, а ты десятым». В ЕС же этот конфликт постоянно дает о себе знать – достаточно только прислушаться к тем претензиям, которые страны старой Европы и страны новой Европы озвучивают в адрес друг друга.

«Процесс интеграции ЕС в середине 2000-х годов происходил механически, преобладало желание Германии создать противовес распавшемуся СССР, чтобы подобная структура не смогла образоваться в другой форме. В то же время Германия решила увеличить рынок сбыта, при этом не теряя свою экономическую и политическую власть. В дальнейшем количество стран – участников объединения выросло в два раза. 

Такое быстрое и резкое увеличение численности нарушило стабильность старой Европы», – поясняет заместитель директора по связям с общественностью компании «Европейская юридическая служба» Чермен Дзотов. К тому же, по мнению специалиста, сейчас ЕС переживает непростые времена. «Кризисные явления в экономике стали одним из самых ярких факторов, которые заметно нарушают модель стабильной деятельности Европейского союза. Финансовый кризис в конце 2000-х годов стал причиной противоречий среди стран Евросоюза. Фактически участники ЕС так и не выработали конкретную стратегическую модель действий», – считает Чермен Дзотов.

Пока сложно понять, в какой мере ЕАЭС удастся учесть ошибки, допущенные ЕС, и избежать их повторения. Но в одном аналитики уверены: кризис – пора не только испытаний для уже сложившихся институтов, но и неплохое время для возникновения новых. Поэтому появление ЕАЭС именно в 2014 году, когда противоречия, раздирающие Европейский союз, стали очевидными, сложно счесть случайностью.

Начать дискуссию