Коллекторы

Жалобные должники

У экономического кризиса появился еще один побочный эффект: растет количество жалоб граждан на коллекторские агентства. Портал Банки.ру разбирался, на что жалуются должники и что им отвечают коллекторы.

У экономического кризиса появился еще один побочный эффект: растет количество жалоб граждан на коллекторские агентства. Портал Банки.ру разбирался, на что жалуются должники и что им отвечают коллекторы.

По данным коллекторов, просроченная задолженность по кредитам физических лиц с начала года выросла на 52%. При этом некоторые коллекторские агентства готовы принимать оплату долга по валютным кредитам по летним курсам. Ранее компания «Секвойя Кредит Консолидейшн» сообщала, что просроченная задолженность населения по кредитам за десять месяцев 2014 года составляет 652,3 млрд рублей, что является рекордом за последние несколько лет. Участники рынка также отмечают, что срок наступления просрочки по кредиту значительно сократился. Если в начале 2013 года просрочка платежа по кредиту в среднем происходила через 8,5 месяца, то в 2014-м этот промежуток сократился почти вдвое, до 4,5 месяца.

В последние месяцы наблюдается рост жалоб на коллекторов. Так, всего с начала года в Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) поступило более 1,5 тыс. обращений граждан из 69 субъектов Федерации. Причем в ноябре количество жалоб увеличилось примерно на 15%. 

Большинство жалоб — более 70% — связаны с тем, что коллекторы беспокоят звонками людей, не имеющих отношения к долгу, из-за неверных или устаревших контактных данных, указанных в договоре кредитования, говорят в пресс-службе НАПКА. По словам президента коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елены Докучаевой, вины коллекторов в «звонках не тем, кому надо» нет, так как используются именно та контактная информация, которая была предоставлена кредитором. «Очевидно, нужно точечное расширение полномочий коллекторов, включая возможность проверки актуальности данных заемщика путем направления запросов ограниченному кругу госорганов, включая Пенсионный фонд, налоговые органы, ГИБДД, операторов сотовой связи», — говорит Докучаева. 

Около 15% граждан жалуются, что не давали согласия на передачу персональных данных, выражают сомнение в законности претензий со стороны коллекторов, а не банков и запрашивают соответствующие подтверждающие документы. Еще около 8% не согласны с размером долга, начисленными штрафами и пенями или выражают просьбу об их реструктуризации. 6% обратившихся жалуются на то, что долг уже погашен, однако звонки коллекторов продолжают поступать. Часто это связано с тем, что должники продолжают перечислять задолженность в адрес банка, тогда как долг уже продан коллекторам, и платежи «зависают» на счете кредитной организации.

Всего 1—2% писем связано с жалобами на методы работы коллекторов, в том числе звонки в неурочное время. «При этом многие должники не понимают, что законом «О потребительском кредите» временные рамки звонков определяются по адресу жительства должника, указанному в договоре кредитования, и соответствующему временному поясу», — подчеркивают в НАПКА. 

Тенденцию к росту жалоб на их работу подтверждают и сами коллекторы. «В последние месяцы у нас действительно наблюдается несущественный приток обращений граждан, но связан он, прежде всего, со значительным увеличением количества дел в работе у нашей компании: сегодня мы работаем с более чем 3,5 миллиона должников», — отмечает генеральный директор компании «М. Б. А. Финансы» Виктор Воденко. 

Как считают в НАПКА, увеличение роста жалоб может быть связано с активизацией законодательной деятельности, направленной на регулирование этого рынка, недавней просьбой президента к правоохранительным органам обратить внимание на случаи незаконных методов взыскания и соответствующим увеличением негативных сюжетов о коллекторах на ТВ. Заместитель председателя правления компании «Сентинел Кредит Менеджмент» Александр Савинов полагает, что рост жалоб – это своего рода социальный заказ, который связан с кризисом в экономике. «Все больше людей не могут платить по долгам и все больше жалуются на коллекторов. В 2008 году была похожая ситуация», — отмечает он.

Действительно, на рынке отмечается рост долгов, переданных коллекторам. По прогнозам НАПКА, в 2014 году банки передадут коллекторам на взыскание по агентской схеме более 500 млрд рублей в первичном размещении, а суммарно будет передано около 1,6 трлн рублей. Объем портфеля, выставленного банками на продажу в рамках цессии, по итогам года составит 270 млрд рублей. Для сравнения: в 2013 году банки передали коллекторам на взыскание по агентской схеме 330 млрд рублей в первичном размещении, а суммарно – около 1 трлн рублей. Предложение банков по продаже долгов в рамках договора цессии в прошлом году составило 200 млрд рублей.

«Количество жалоб действительно увеличивается пропорционально количеству должников, передаваемых в агентство», – подтверждает старший вице-президент Национальной службы взыскания Сергей Шпетер. — За 11 месяцев 2014 года в работу НСВ было передано на 30% должников больше, чем за аналогичный период 2013-го. В итоге в 2013 году было зафиксировано 6 659 претензий, а в 2014-м на сегодняшний день их уже 9 017. При этом к нам поступают жалобы не только через каналы НАПКА, но и через страницу на Facebook, через наш сайт, финансового омбудсмена, Ассоциацию российских банков, Ассоциацию региональных банков России. Кто-то из должников звонит, пишет через Почту России, а некоторые приходят к нам в офис и оставляют заявление». 

Несмотря на рост жалоб, большинство их них рассматриваются положительно для клиентов. 

«99% претензий было урегулировано нами на досудебной стадии», — рассказывает Шпетер. «Мы рассматриваем все без исключения жалобы и стараемся отвечать гражданам в более краткие сроки, чем предусмотрены законодательством. Фактически все 100% жалоб разрешаются, если человек указал все данные для идентификации или предоставил необходимые документы», — говорит генеральный директор компании «М. Б. А. Финансы» Виктор Воденко. «При этом следует понимать, что все обращения должны пройти проверку, поскольку, к сожалению, существует большой процент недобросовестных должников, которые, стараясь уклониться от выполнения своих финансовых обязательств, говорят по телефону нашим специалистам неправду», — заключает Воденко.

Начать дискуссию

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.