Все чаще финансово-кредитные организации получают запросы от налоговых органов и органов внутренних дел о предоставлении сведений об IP-адресах клиентов, с которых производилось подключение к системе «Клиент-банк». Попробуем разобраться, насколько правомерно предоставление таких данных.
Зачем налоговому органу сведения об IP-адресе?
В регламентах организации работы налоговых органов различных субъектов РФ отмечается, что при наличии определенных признаков, в том числе признаков мнимости и притворности сделок либо признаков уклонения от налогообложения, запрашивается информация, с какого IP-адреса поставщик имел доступ в систему «Банк-клиент». Таким образом налоговые органы борются с «обналичкой». При этом предполагается, что если с одного IP-адреса в течение, например, дня в нескольких направлениях идет платеж на одну и ту же сумму, то работает схема обналичивания средств через фирмы-однодневки.
Сведения об IP-адресе нужны налоговикам для установления физического адреса компьютера, с которого осуществляется управление счетами контрагентов. Если данный компьютер расположен в офисе проверяемого налогоплательщика, то они могут доказать наличие взаимоотношений между налогоплательщиком и его контрагентом, поскольку он имел возможность контролировать финансовые потоки своего контрагента. При этом результатом согласованности действий налогоплательщика и его контрагента может быть получение необоснованной налоговой выгоды. Такая позиция налоговиков подтверждается, например, Постановлением ФАС Уральского округа от 18.04.2011 № Ф09-728/11-С2 по делу № А71-7195/2010-А6.
Есть ли право запрашивать?
В своих запросах на предоставление информации об IP-адресах клиентов налоговый орган в основном ссылается на статью 93.1 Налогового кодекса РФ. Действительно, согласно пункту 1 данной статьи должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Пункт 2 статьи 93.1 НК РФ также указывает, что если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать данные документы (информацию) у участников сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) о сделке.
Действительно, из статьи 93.1 НК РФ следует, что она не содержит запрета относительно направления налоговыми органами (в том числе банкам) требования о предоставлении документов, характеризующих или непосредственно связанных с деятельностью проверяемого налогоплательщика.
Есть ли право предоставлять налоговым органам?
Анализ действующей судебной практики позволяет сделать основной вывод о том, что запрашиваемая налоговым органом информация об IP-адресах в первую очередь должна быть связана с деятельностью проверяемого налогоплательщика, то есть должна фактически относиться к деятельности налогоплательщика и иметь отношение к исчислению налогов проверяемым налогоплательщиком.
Зачастую банки получают требование налоговых органов о предоставлении информации об IP-адресах клиента банка, в то время как само требование направлено в рамках проведения налоговой проверки лица, не являющегося клиентом кредитной организации. В этом случае предоставление банком налоговому органу информации об IP-адресах клиента неправомерно. Cуды указывают, что сведения об IP-адресах, во-первых, не отражают расчетно-денежных отношений, а во-вторых, являются банковскими и подлежат использованию, согласно законодательству Российской Федерации о банковской деятельности, только в целях осуществления расчетов между клиентами банка и не могут свидетельствовать о каких-либо налоговых нарушениях со стороны проверяемого налогоплательщика (Определение ВАС РФ от 09.03.2011 № ВАС-1965/11 по делу № А56-13035/2010; Определение ВАС РФ от 11.04.2011 № ВАС-3310/11 по делу № А56-2141/2010; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.11.2010 по делу № А56-4647/2010; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.02.2011 по делу № А56-33391/2010; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.12.2010 по делу № А56-13035/2010).
Если информация об IP-адресах запрашивается вне рамок проведения налоговой проверки относительно конкретной сделки, в запросе должны указываться сведения, позволяющие идентифицировать сделку. Это могут быть реквизиты самого договора, счета-фактуры, товарной накладной, акта выполненных работ. Отсутствие в запросе информации, позволяющей идентифицировать сделку, является основанием для отказа налоговому органу в предоставлении сведений (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.12.2010 по делу № А46-6519/2010; Определение ВАС РФ от 16.12.2010 № ВАС-16440/10 по делу № А56-73206/2009).
Таким образом, учитывая, что суды обращают внимание на обязанность налоговиков указывать в запросе сведения, позволяющие получившему его лицу установить наличие обстоятельств, предусмотренных статьей 93.1 НК РФ и обязывающих его предоставить информацию, данные запросы должны быть строго мотивированными и соответствовать требованиям Налогового кодекса РФ.
Зачем органам внутренних дел сведения об IP-адресе?
Собственно за тем же, зачем и налоговым органам. Сотрудники правоохранительных органов запрашивают в основном сведения об IP-адресе, чтобы определить месторасположение офиса компании либо чтобы найти лицо, которое имело доступ к распоряжению счетом с помощью системы «Клиент-банк», и установить фактических руководителей компании. Ведь зачастую директор фирмы-однодневки по сути не может прояснить деятельность компании, не обладает достаточным образованием и знаниями, необходимыми для осуществления деятельности в качестве руководителя. Как правило, в такой преступной схеме директор фирмы-однодневки открывает в банке счет с одновременным оформлением документов для подключения к системе «Клиент-банк», получает закрытый ключ электронной подписи на диске или на USB-токене, которые передает злоумышленникам. Происходит так называемая компрометация ключа, то есть передача третьим лицам ключа доступа к банковскому счету. Тем самым руководитель фирмы нарушает действующее законодательство, банковские правила, а также условия договора на подключение к системе «Клиент-банк», согласно которым при утрате ключа он обязан незамедлительно сообщить об этом в банк для отзыва ключа и признания его недействительным.
Есть ли право предоставлять органам внутренних дел?
В первую очередь необходимо определить, являются ли сведения об IP-адресе банковской тайной.
Согласно статье 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация гарантирует тайну об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых финансовым институтом, если это не противоречит федеральному закону.
То есть из буквального прочтения данной нормы следует: во-первых, сведения об IP-адресе номинально не являются банковской тайной, а во-вторых, банк вправе самостоятельно в своих внутренних документах отнести регистрируемые в системе «Клиент-банк» сведения об IP-адресах к банковской тайне.
Впрочем, не каждая кредитная организация в своих внутренних положениях относит регистрируемые в системе «Клиент-банк» IP-адреса клиента к банковской тайне, а уж тем более не все прописывают правомерность, способы и порядок предоставления органам внутренних дел таких сведений, хотя это строго рекомендуется делать.
Статья 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» предусматривает предоставление органам предварительного следствия и органам, уполномоченным осуществлять оперативно-розыскную деятельность, только справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц. Как мы видим, в данной статье нет и намека на предоставление органам внутренних дел сведений об IP-адресах клиента банка. IP-адрес клиента нельзя относить к сведениям по операциям и счетам клиента, поскольку эти данные не содержат информацию о расчетно-денежных отношениях клиента банка.
Согласно пункту 24.1 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ сведения об IP-адресах клиента банка подпадают под понятие «информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами» как данные, позволяющие идентифицировать абонентов, а также сведения о номерах и месте расположения приемопередающих базовых станций. Нередки случаи, когда оперативники ссылаются на часть 11 статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в соответствии с которой при осуществлении оперативно-розыскной деятельности возможно проведение такого оперативно-розыскного мероприятия, как снятие информации с технических каналов связи. Однако подобный запрос нельзя назвать правомерным, поскольку снятие информации с технических каналов связи – оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в негласном съеме информации, передаваемой по сетям электрической связи, компьютерным и иным сетям, путем контроля специальными техническими средствами. Данное мероприятие, проводимое в отношении гражданина, затрагивает его конституционное право на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, поэтому оно проводится только на основании судебного решения. В отношении юридического лица применим пункт 12 части 3 статьи 29 УПК РФ, на основании которого только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.
Что касается запросов следственных органов, то здесь следует обратить внимание на статью 186.1 УПК РФ: при наличии достаточных оснований полагать, что информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами имеет значение для уголовного дела, получение следователем указанных данных допускается также только на основании судебного решения.
Начать дискуссию