Банки

Безопасность – общее дело банка и клиента

В обеспечении безопасности интернет-банка должны участвовать кредитная организация и клиент.

Времена огромных очередей в банках давно прошли. Во многом это заслуга такого новшества, как система «Клиент-банк», которую также называют «Интернет-банк». Благодаря данной системе клиентам не нужно стоять в очередях: значительную часть услуг можно получить не выходя из дома или офиса. Банк при этом не возьмет проценты за оказанные услуги. Однако у любой медали есть оборотная сторона: несмотря на то что система «Клиент-банк» облегчает жизнь клиентам, она подвергает их большому риску, связанному с кибератаками.

Один из актуальных на сегодняшний день методов взлома интернет-банка клиента тесно связан с развитием рынка мобильных устройств и приложений. Расчет киберпреступников прост: 
множество начинающих пользователей гаджетов недостаточно знакомы с техническими новинками, уязвимы перед капканами, которые расставляют для них хакеры. Ничего не подозревающая жертва устанавливает на свой смартфон или планшет шпионское приложение, которое очень быстро узнает и передает злоумышленникам логин и пароль клиента интернет-банка, перехватывает временные пароли, которые направляет система «Клиент-банк» для аутентификации пользователя и его транзакций. Завладев данными сведениями, злоумышленник получает полный контроль над счетами клиента.

Избежать описанных выше проблем легко: необходимо быть внимательным при выборе того или иного приложения, обязательно отмечать, какое количество пользователей скачало и установило данный продукт, изучать отзывы о ПО. Если у программы несколько тысяч пользователей и высокий рейтинг, то работать с ней безопасно.

Еще одна распространенная угроза – фишинг. Его схема проста: клиенту приходит письмо, в котором злоумышленники представляются сотрудниками банка и предлагают воспользоваться новыми выгодными услугами. В письме приводится интернет-ссылка на сайт, который по написанию очень близок к реальному доменному имени банка. Заинтересовавшийся предложением человек переходит по ссылке и попадает на сайт, который не вызывает у него подозрений, так как киберпреступники умело скопировали интерфейс сайта. Далее клиенту предлагается воспользоваться услугой клиент-банка, он вводит свой логин и пароль. Данные сведения тут же попадают к злоумышленникам. Остается преодолеть еще один барьер в виде разовых паролей, если они предусмотрены системой безопасности интернет-банка, и финансовые средства клиента оказываются в руках преступников. Бороться с описанной угрозой можно, соблюдая элементарные меры предосторожности: не доверять письмам из непроверенных источников, добавить сайт клиент-банка в закладки интернет-браузера и заходить в систему, используя данную, проверенную ссылку. Важно обращать внимание, защищено ли соединение на странице авторизации интернет-банка: соединение с сайтом злоумышленников будет либо незашифрованным, либо с недоверенным сертификатом безопасности, о чем предупредит браузер.

Социальная инженерия – действенный метод хищения средств, используемый не только киберпреступниками, но и самыми обычными правонарушителями. Клиенту звонит злоумышленник, представляясь специалистом техподдержки банка. Как правило, гражданин оказывается не в силах отказать мошеннику в простой просьбе – сообщить пароль от личного кабинета, информацию, необходимую исключительно в интересах клиента. Очевидно, что подобная неосторожность будет стоить очень дорого. 

Простой способ избежать описанной проблемы: запомнить, что пароль – это конфиденциальная информация, которая должна и может быть доступна только пользователю интернет-банка.

Несколько устарел на сегодняшний день метод аутентификации клиента интернет-банка через сертификат безопасности. В первую очередь это связано с неудобством использования данного метода для клиента: ключ нужно постоянно носить с собой, он требует обслуживания, что влечет за собой необходимость обращения в банк. Тем не менее данный способ достаточно надежен, главное – держать ключ в защищенном месте, так как в противном случае злоумышленник легко может похитить его, аутентифицироваться и выполнить любые операции от лица клиента.

«Не стоит забывать и об элементарных мерах безопасности, пренебрежение которыми может сослужить киберпреступникам хорошую службу: не оставляйте ваш телефон, привязанный к интернет-банку, без присмотра, – советует начальник отдела дистанционного банковского обслуживания крупного российского банка. – Если вы потеряли мобильное устройство или оно было у вас похищено, незамедлительно свяжитесь со службой технической поддержки вашего оператора и заблокируйте SIM-карту. Держите в недоступном для третьих лиц месте распечатку с временными паролями. Установите надежную антивирусную систему на вашем компьютере, которая не позволит шпионским программам перехватить информацию, которую вы вводите с клавиатуры. Все вышеперечисленное обезопасит вас от утечки паролей доступа в систему, которые необходимы злоумышленникам для доступа к вашим счетам».

Предотвращать атаки на рабочее место пользователя позволяют, помимо антивирусов, так называемые брандмауэры или фаерволы. В отличие от антивирусов они не борются с последствиями вторжения вредоносных программ, а предотвращают данное вторжение путем блокировки входящих и исходящих соединений.

Описанные схемы – самые распространенные и эффективные в мире киберпреступности, так как нацелены на самый уязвимый компонент информационной системы – пользователя. Однако злоумышленник может найти уязвимость и в системе безопасности клиент-банка.

Наиболее опасны для кредитной организации и ее клиентов так называемые дыры в программном обеспечении. Это уязвимости приложения, программного кода, которые могут быть обнаружены опытными хакерами и использованы в корыстных целях. Проблема в том, что подобные угрозы могут нанести ущерб не одному, а нескольким клиентам интернет-банка или учетным системам кредитной организации, которые по запросу предоставляют клиенту финансовую информацию. Для того чтобы обезопасить себя от этой серьезной угрозы, банку следует выбирать надежных поставщиков платформы «Клиент-банк», что гарантирует контроль качества разработанного приложения и минимизацию возможных уязвимостей. Кроме того, у информационной системы должна быть продуманная архитектура, например вынос интеграционных серверов в демилитаризованную зону (DMZ).

Современные стандарты безопасности клиент-банка подразумевают дублирование средств защиты от несанкционированного доступа. Самые распространенные методы – использование аутентификации пользователя по постоянному паролю и дополнительная аутентификация по временному паролю, высылаемому в SMS-сообщении клиенту либо заблаговременно полученному пользователем в виде скретч-карт или распечатанного чека. В результате, если преступник обойдет одну защиту (например, украдет постоянный пароль клиента), то столкнется с дополнительной преградой в виде временных паролей, которые не дадут злоумышленнику получить доступ в систему. Таким образом, выбор надежного поставщика платформы «Интернет-банк» с продуманной системой защиты от несанкционированного доступа – это ответственность кредитной организации, которая ценит безопасность своих клиентов.

Стандартом по умолчанию практически для любой современной системы «Интернет-банк» стало использование криптографии для шифрования данных, передаваемых через Интернет, и подписание запросов на совершение платежей электронной цифровой подписью. Эти средства сводят на нет вероятность перехвата и подмены злоумышленником важной информации в ходе обмена данными между рабочим местом клиента и системой «Клиент-банк». Кроме того, производители ПО не забывают о политике безопасности при генерации постоянных паролей: пользователя просят придумать сложный, надежный пароль, который не сможет подобрать злоумышленник. В дополнение к защите от подбора пароля может применяться система специальных проверочных символов CAPTCHA. При отсутствии обозначенных средств безопасности у клиентбанка риск несанкционированного доступа хакера в систему очень высок.

В дополнение к антивирусному ПО, которое обнаруживает и нейтрализует вирусы-шпионы, некоторые поставщики услуг клиент-банка предлагают использовать виртуальную клавиатуру при вводе постоянного пароля. Информация вводится без использования физической клавиатуры, соответственно, вирусам, если они проникли в систему, нечего перехватывать. Это эффективно, но не очень удобно для клиента, так как набирать символы на настоящей клавиатуре проще и быстрее.

Если злоумышленник все же нашел уязвимость и проник в систему «Клиент-банк», ущерб для клиента и банка будет минимальным при использовании антифрод-систем (Anti-Fraud) в кредитной организации. Данные системы позволяют отслеживать и предотвращать случаи финансового мошенничества путем блокировки счетов клиента.

Несмотря на то что безопасность информационной системы – один из приоритетных вопросов, необходимо помнить о потребностях клиентов в качественном и удобном сервисе. Об этом говорит начальник управления депозитных и комиссионных продуктов МОСКОВСКОГО КРЕДИТНОГО БАНКА Наталья Розенберг: «Способов усилить безопасность множество, однако мы всегда придерживаемся строгого принципа: уровень защиты не должен расти за счет удобства, а многофункциональность не должна идти вразрез с правилами безопасности».

Начать дискуссию

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.