Вклады

И равные станут неравными...

С 1 июля 2015 года российские банки могут обязать уплачивать дифференцированные взносы в фонд страхования вкладов в зависимости от размера ставок по депозитам физических лиц.

С 1 июля 2015 года российские банки могут обязать уплачивать дифференцированные взносы в фонд страхования вкладов в зависимости от размера ставок по депозитам физических лиц. Комитет Государственной думы Российской Федерации по финансовому рынку поддержал поправки в закон о страховании вкладов. Согласно документу планируется введение трех видов ставок страховых взносов: базовая, дополнительная и повышенная дополнительная. Большинство экспертов признают, что внедрение дифференцированных отчислений не приведет к принципиальному изменению ситуации с процентными ставками. В условиях когда регулятор рекомендует банкам не превышать среднерыночные уровни более чем на два процентных пункта, разброс ставок уже достаточно мал.

Кто рискует, тот заплатит

Возможность введения дифференцированной системы отчислений в фонд АСВ в зависимости от процентной ставки по вкладам обсуждается не первый год. 

Еще в 2007 году Александр Турбанов, на тот момент возглавлявший Агентство по страхованию вкладов, высказал идею о целесообразности введения дифференцированных взносов банков в фонд страхования. Первый руководитель и один из создателей АСВ считал, что размер взноса должен напрямую зависеть от степени рисков, которые финансово-кредитные организации принимают на себя при привлечении средств населения. 

В результате в 2013 году данная инициатива материализовалась в законопроект о внесении изменений в федеральные законы «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в части увеличения размера страхового возмещения по вкладам). Два года назад законопроект был принят Государственной думой в первом чтении. А в декабре 2014 года комитет Госдумы по финансовому рынку поддержал соответствующие поправки в закон о страховании вкладов.

Необходимость введения дифференцированной системы отчислений в фонд страхования вкладов назрела уже давно, отмечают участники рынка. 

«Повышать общую ставку нерационально: Россия и так занимает одно из первых мест среди стран по величине отчислений в систему страхования вкладов. В условиях ухудшения макроэкономической ситуации может вырасти число банков, проводящих агрессивную политику по привлечению средств вкладчиков и размещению их в рискованные активы. А это несет дополнительные риски для фонда АСВ, если финансовое положение таких участников рынка ухудшится. Вместе с тем дифференцированный подход к отчислению в ФСВ стоит вводить не только в зависимости от ставок по депозитам, но и в зависимости от уровня кредитоспособности конкретного финансового института, который оценивается как регулятором, так и рейтинговыми агентствами», – считает директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Станислав Волков.

По словам специалиста, для одних кредитных организаций (в зависимости от бизнес-модели) установление процентной ставки по привлеченным средствам выше среднерыночной вполне оправданно, для других – те же самые действия несут существенные риски с точки зрения финансовой устойчивости. К тому же сегодня Банк России имеет право ограничивать деятельность игроков, ставки по депозитам у которых превышают максимальную ставку по десяти крупнейшим банкам более чем на два процентных пункта. Дифференцированные взносы в ФСВ – это более прозрачный и гибкий инструмент, чем ограничение деятельности, которое, конечно, может применяться, но уже в крайних случаях. 

Новацию поддерживает и начальник департамента пассивных и страховых продуктов Ханты-Мансийского банка Открытие Александр Ефремов. «Однако я считаю, что логичнее было бы оценивать уровень риска того или иного игрока не столько по величине ставок по вкладам, сколько с учетом того, куда банк впоследствии размещает привлеченные средства и какие там риски. Эта инициатива будет способствовать снижению маржи у некоторых игроков, следовательно, она спровоцирует такие кредитные организации идти на большие риски при размещении привлеченных вкладов», – говорит специалист. 

Начальник аналитического отдела Банка Оранжевый Дмитрий Рождественский отмечает: «В условиях когда бизнес-модели кредитных организаций отличаются и банки ориентируются на разные сегменты кредитования, идея о дифференциации отчислений в фонд страхования вкладов кажется справедливой, в том числе с точки зрения здравого смысла. Чем выше риск банковских операций и, как следствие, более значима вероятность дефолта, тем весомее должна быть ставка отчислений в ФСВ. Впрочем, крупные банки научились обходить несправедливые, на их взгляд, условия и стали предлагать физическим лицам повышенные, по сравнению с депозитами, процентные ставки по сберегательным сертификатам».

К чему же на практике приведет внедрение дифференцированной системы отчислений в фонд?

Руководитель направления развития продаж Банка Интеза Антон Лопанцов считает, что все будет зависеть от реализации предложенной шкалы ставок. «С одной стороны, это позволит уменьшить страховую нагрузку в сегменте вкладов с низкой ставкой, ввести некий регулирующий эффект в ценовую политику кредитных организаций. С другой стороны, это поставит в неравное положение банки, фондирование которых в большей степени зависит от привлечения вкладов физических лиц и которые по данной причине ведут более агрессивную ценовую политику. Поэтому финальную оценку можно дать только на основе сбалансированности решения», – анализирует специалист. 

С точки зрения начальника отдела маркетинга и разработки розничных продуктов и услуг БАНКа ИТБ Евгения Бедарева, на практике не так много банков отказываются следовать данным рекомендациям. Однако за такие нарушения не предусмотрена прямая финансовая ответственность. Изменения же предполагают экономические санкции: если превышение составит от 2 до 3% годовых, то игроку придется отчислять в фонд АСВ, из которого осуществляются страховые выплаты, суммы по высокому тарифу. Если же превышение будет более 3%, то отчисления будут производиться по повышенному тарифу. С одной стороны, это может увеличить отчисления для банков, готовых переплачивать за привлеченные пассивы. С другой – это предоставит для них дополнительные возможности, поскольку узаконит превышение рекомендуемых ставок. 

«Наш банк с момента введения практики рекомендаций ЦБ не переступал данный порог ни разу. Мы всегда держали ставки на конкурентном уровне, позволяющем нашим вкладчикам получать доход, превышающий аналогичные показатели в ведущих кредитных организациях страны. Для банка это означает держать ставки в районе рекомендованного регулятором максимума. Я считаю: если конкуренция сохранится, выиграют прежде всего вкладчики, так как финансовые институты, готовые превышать базовый уровень отчислений в АСВ путем увеличения ставок, потянут рынок вверх. В то же время хедлайнеры, на основе данных которых формируется индикатор в виде максимальной ставки, тоже не смогут стоять на месте и будут повышать свои ставки. В итоге некое равновесное состояние рынка остановится на значениях, которые были бы достигнуты без внедрения дифференцированной системы отчислений», – отмечает Евгений Бедарев (БАНК ИТБ). 
Основной целью законопроекта является борьба с ситуациями, когда плохо чувствующий себя банк начинает резко повышать ставки по вкладам, привлекая сверхдорогие ресурсы, которые явно не сможет столь же выгодно разместить.

По словам вице-президента, директора юридического департамента РосЕвроБанка Александра Баркалева, в результате есть риск, что кредитная организация начнет существовать по принципам финансовой пирамиды, когда последующие вклады обеспечивают выплаты процентов по ранее привлеченным. Разумеется, обычно это заканчивается весьма печально. «Основная нагрузка по возврату вкладов ложится в результате на АСВ, которое выплачивает вкладчикам средства, по сути, за счет взносов добропорядочных банков. В этом контексте подобную инициативу можно только приветствовать», – говорит топ-менеджер. 

Иное мнение у директора департамента розничного бизнеса банка «АК БАРС» Владимира Орбова: «Каждая кредитная организация решает вопрос привлечения ресурсов по-своему. Справедливо, чтобы клиенты имели возможность выбора. Возможно, одни готовы рисковать ради высокого дохода, а другие предпочтут банк с консервативной депозитной политикой, но с застрахованными средствами. Главное, чтобы информация о том, какие вклады участвуют в системе страхования, а какие нет, была максимально прозрачной и доступной для клиентов». 

Всего лишь первый шаг?

Дифференциация по размеру процентной ставки, устанавливаемой банками, – это только первый шаг. На деле же при определении размера взноса кредитной организации в фонд страхования вкладов должна учитываться финансовая устойчивость банка. Такое заявление сделал на заседании Межрегионального банковского совета при Совете Федерации первый заместитель председателя Банка России Алексей Симановский.

«Процентная ставка – простой индикатор. Финансовая устойчивость – сложный, поскольку ее следует оценивать по комплексу критериев», – пояснил Алексей Симановский. Поэтому в целом Банк России выступает за подход, предполагающий последовательность шагов в данном вопросе: сначала следует ввести дифференциацию в зависимости от величины процентной ставки, потом можно усложнять систему. 

Позицию регулятора поддерживает Владимир Орбов (банк «АК БАРС»). «Необходимо активное участие в предупреждении банкротства кредитных организаций. Подобные механизмы формируются в настоящее время в целом ряде экономически развитых стран, в частности в США и государствах ЕС», – считает эксперт. 

Здесь интересен чужой опыт – методики определения страховых взносов, используемые в других государствах. Насколько практика введения ступенчатой шкалы отчислений соответствует мировому опыту? 

«Дифференцированная система отчислений в фонд страхования вкладов в целом соответствует мировой практике, однако определяющий индикатор – процентная ставка – выглядит неоднозначно. Как правило, в тех странах, где подобная практика применяется, в качестве критерия используется оценка риска бизнеса на основании набора индикаторов, свидетельствующих о кредитоспособности банка и вероятности возврата средств в случае банкротства и ликвидации. В то же время построение моделей оценки рисков невозможно без достоверной и информативной отчетности, а также без высокого качества надзора за деятельностью кредитных организаций. К сожалению, в России эти вопросы пока не решены», – комментирует кредитный аналитик направления «Рейтинги финансовых институтов» Standard & Poor’s Роман Рыбалкин.

«В международной практике дифференциация страховых отчислений применяется достаточно широко, однако сам подход в большинстве случаев отличается от предложенного. Чаще всего он базируется на количественных или качественных показателях банка – оценивается стабильность и основные рисковые показатели. Таким образом, ставка для кредитной организации устанавливается индивидуально», – анализирует ситуацию Антон Лопанцов (Банк Интеза). 

Вместе с тем наблюдатели отмечают, что введение ступенчатой шкалы отчислений в ФСВ – один из индикаторов зрелости банковской системы страны. 

«Во многих государствах существуют разные механизмы дифференциации, в том числе отличаются условия включения банков в реестр для повышенных отчислений. Наши законодатели решили применить комбинированную систему, которая предполагает учет как количественных, так и качественных характеристик», – констатирует Евгений Бедарев (БАНК ИТБ). 

Соединенные Штаты Америки, которые разработали систему страхования вкладов в разгар первой Великой депрессии, спустя 60 лет (в 1993 году) одними из первых в мире перешли на дифференцированную систему отчислений в ФСВ, напоминает Станислав Волков (Эксперт РА). «Эта система в США функционирует до сих пор, при этом отчисления по страхованию вкладов зависят от уровня финансовой устойчивости кредитной организации: к банкам с низким уровнем кредитоспособности и, соответственно, с высокой вероятностью дефолта применяется повышенная ставка отчислений. В 2004 году, когда появилось обязательное страхование вкладов физических лиц в России, уровень развития финансового регулирования и инфраструктуры банковской системы (в частности, рынка рейтинговых агентств) еще не позволял ввести дифференциацию взносов», – подчеркивает эксперт. По мнению аналитика, сейчас более благоприятные условия для успешного введения такой новации в России, к тому же актуальной стала задача ограничения риск-аппетитов участников рынка.

Делайте ставки! 

По данным ЦБ, средняя максимальная ставка по рублевым вкладам в десяти банках РФ, привлекающих наибольший объем депозитов физических лиц в рублях, в первой декаде декабря 2014 года выросла до 10,58% годовых против 10,37% декадой ранее. Впервые за два года средняя ставка по рублевым вкладам поднялась выше 10% годовых во второй декаде ноября – тогда она составила 10,07%. Ранее этот показатель превышал 10% в сентябре 2012 года. Как сильно могут снизиться ставки по депозитам в случае внедрения нового подхода к формированию фонда АСВ? 

«Если у небольшого банка возникнет острая необходимость в ресурсах, то повышение ставки взносов даже на 200 процентных пунктов вряд ли заставит его отказаться от игры со ставками. Напомню, сейчас уровень взносов – 0,1% от средневзвешенного объема вкладов. Однако, несомненно, дифференциация снизит нагрузку по выплатам, которую вынуждено нести АСВ. Думаю, данная мера практически не повлияет на размер процентной ставки по вкладам. Тариф зависит исключительно от рыночных условий. Например, сейчас наблюдается тенденция к повышению ставок, вызванная внешними кризисными явлениями, и переломить эту тенденцию повышение взносов в АСВ вряд ли сможет», – убежден Александр Баркалев (РосЕвроБанк). 

Эксперты подчеркивают, что большая часть финансовых институтов остается в рамках рекомендованной Центральным банком Российской Федерации ставки. Опускать доходность по вкладам ниже определенной отметки очень рискованно, потому что населению в этом случае станет невыгодно нести свои деньги в банк – они начнут вкладывать средства в альтернативные рынки.

«Ощутимого давления на ставки крупных игроков эта мера, скорее всего, не окажет. Все значимые банки устанавливают свои депозитные ставки исходя из сложившейся конъюнктуры рынка. Кроме того, на рынке уже сейчас действует рекомендация регулятора о том, что величина максимальной ставки не должна превышать среднюю ставку в ТОП-10 депозитных банках более чем на два процентных пункта. В то же время дифференциация ставок отчислений в фонд АСВ поможет предотвратить попытки вести излишне рискованную депозитную политику со стороны банков второго и третьего эшелонов», – отмечает аналитик Хоум Кредит энд Финанс Банка Станислав Дужинский.

Такой же позиции по данному вопросу придерживается Антон Лопанцов (Банк Интеза). «Я бы не говорил о значительных колебаниях ставок в случае принятия данного решения, так как их уровень определяют макроэкономические факторы», – уверен специалист.

Наблюдатели убеждены, что проценты по депозитным ставкам будут зависеть прежде всего от текущей ситуации в экономике страны. 

«Сильного влияния на ставки по депозитам от данной новации мы не ждем. В условиях дефицита ликвидности на рынке и роста ключевой ставки Банка России тенденция к повышению ставок по вкладам продолжится. Внедрение дифференцированной системы позволит ограничить разброс ставок и приведет к снижению ставок у отдельных участников рынка, проводящих рискованную политику», – комментирует Станислав Волков (Эксперт РА). По его мнению, все зависит от того, как будет определяться среднерыночная ставка по вкладам. С высокой вероятностью можно предположить, что на ее уровень будет влиять максимальная ставка по вкладам десяти крупнейших банков. В таком случае аналитики «Эксперт РА» не ожидают негативных последствий для банков – большинство участников рынка уже давно строят свою политику на основе показателя максимальной ставки. 

«В случае увеличения ставки отчислений депозит может оказаться невыгодным игроку, что приведет к сокращению программ по вкладам для населения или к изменению условий в худшую для клиентов сторону», – считает Владимир Орбов (банк «АК БАРС»). 

«Дело в том, что сформировавшийся тренд роста стоимости денег в стране носит, на наш взгляд, долгосрочный характер. А поскольку тенденцией последнего времени стало ухудшение показателей ликвидности ряда банков, которые еще совсем недавно предлагали повышенные проценты по депозитам, то можно смело предположить, что фактор дифференциации отчислений будет носить второстепенный характер. К тому же вклады населения часто являются основным источником фондирования для целого ряда банков и замену ему найти сложно», – прогнозирует Дмитрий Рождественский (Банк Оранжевый).

По мнению опрошенных специалистов, кредитные организации, предлагающие вкладчикам повышенные ставки по депозитам, находятся под контролем регулятора. Анализ тарифов показывает, что уже сейчас в подавляющем большинстве случаев депозитные ставки банков незначительно отличаются от формируемых крупнейшими розничными игроками. Значит, ожидать падения средней депозитной ставки в случае введения данной инициативы не стоит. Но есть все основания ожидать роста доходности средств, размещенных на депозитных счетах – к этому банки подвигают дефицит ликвидности и тот факт, что вклады физических лиц, несмотря на все возможные минусы, остаются самым доступным и надежным источником фондирования.

Начать дискуссию