Снижение международным рейтинговым агентством S&P суверенного рейтинга России до «мусорного» уровня не повлечет кардинальных перемен для российских банков и крупнейших компаний, считают аналитики. Сценарий понижения рейтинга уже был заложен в котировки ценных бумаг российских эмитентов, а инвесторы имели возможность привести свои портфели активов под эти ожидания.
Рейтинг «спекулятивный», прогноз «негативный»
Вечером 26 января международное рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило суверенный кредитный рейтинг России до «спекулятивного» уровня «ВВ+» с инвестиционного «ВВВ-», прогноз «негативный». «BB+» означает «рискованные обязательства с чертами спекулятивных». Суверенные кредитные рейтинги России по обязательствам в иностранной валюте понижены до «BB+/B» с «BBB-/A-3». Суверенные кредитные рейтинги по обязательствам в национальной валюте понижены до «BBB-/A-3» с «BBB/A-2». S&P вывело эти рейтинги из списка CreditWatch, то есть сняло с пересмотра.
«С нашей точки зрения, гибкость денежно-кредитной политики снизилась, а перспективы экономического роста РФ ухудшились», — объяснило свое решение S&P. «На наш взгляд, Центробанку все труднее принимать решения в сфере денежно-кредитной политики для поддержания устойчивого роста ВВП», — говорится в сообщении агентства. Прогноз может быть пересмотрен до «стабильного» в случае улучшения финансовой устойчивости и перспектив экономического роста страны. Однако S&P не исключает и дальнейшего понижения рейтингов в течение ближайших 12 месяцев в случае введения валютного регулирования, что может снизить гибкость монетарной политики.
Другие участники большой тройки рейтинговых агентств — Fitch и Moody's понизили рейтинг России в январе до нижней инвестиционной категории (Fitch — «ВВВ-», Moody's – «Baa3»). От «мусорного» рейтинга их отделяет одна ступень. В Fitch Банки.ру сообщили, что плановый пересмотр рейтинга России запланирован на середину апреля. В Moody's отметили, что позиция агентства была обозначена в январе. В агентстве заявляли, что при дальнейшем пересмотре будет оцениваться, в частности, состояние торгового баланса России под давлением низких цен на нефть и возможность дальнейшего снижения золотовалютных резервов.
«Чрезмерный пессимизм»
Реакция на действия S&P со стороны российского правительства была оперативной. «Решение, принятое международным рейтинговым агентством S&P, понизить суверенный кредитный рейтинг РФ до уровня «ВВ+» демонстрирует чрезмерный пессимизм агентства», — заявил министр финансов Антон Силуанов. По мнению министра, рейтинговое агентство не учитывает целый ряд факторов, характеризующих сильные стороны российской экономики: накопленные крупные международные резервы, в том числе суверенные фонды, объем которых в рублевом выражении существенно увеличился (хотя внешние долги компаниям надо отдавать не в рублях. — Прим. ред.), профицит счета текущих операций и крайне низкий уровень государственного долга. По словам главы Минфина, это «бесспорные преимущества России в нынешних макроэкономических условиях».
Силуанов полагает, что отдельные прогнозы S&P необоснованно негативные, как в сравнении с прогнозами российского Минфина, так и с прогнозами международных организаций. «Например, S&P прогнозирует профицит счета текущих операций на уровне 1,1% ВВП в 2015 году, в то время как, согласно нашим расчетам, в текущем году данный показатель составит 6% ВВП, а по последнему прогнозу Всемирного банка — 7,2% ВВП», — заявил министр. «В целом никаких оснований драматизировать ситуацию мы не видим. Говорить о возникновении формальных оснований для выхода иностранных инвесторов из российских активов не приходится, так как для подобных действий необходима потеря эмитентом инвестиционного рейтинга не менее чем от двух агентств», — сказал Силуанов.
Также, считают в Минфине, нет оснований ожидать массового предъявления кредиторами к досрочному погашению долговых обязательств российских эмитентов: данный риск весьма преувеличен.
В ведомстве не прогнозируют дополнительного серьезного влияния на рынок капитала из-за действий S&P, поскольку риски снижения кредитных рейтингов России уже заложены участниками рынка в котировки российских активов. Кроме того, подчеркивает министр, рейтинг от S&P по обязательствам РФ в национальной валюте по-прежнему на инвестиционном уровне «ВВВ-». «Резкого снижения доли нерезидентов в структуре держателей ОФЗ мы не ожидаем», — говорит министр.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев связал решение рейтингового агентства с политикой. «Рейтинги, о которых сейчас много говорят, — это политический инструмент в чистом виде», — заявил Медведев на совещании по развитию животноводства.
Первый заместитель председателя ЦБ Ксения Юдаева в свою очередь назвала снижение рейтинга S&P «ожидаемым событием».
Внешние рынки все равно закрыты
Руководитель департамента продвижения продуктов банка «БКС Премьер» Ольга Трегубова считает, что снижение суверенного кредитного рейтинга РФ означает, что стоимость заимствований для нашей страны и российских компаний заметно вырастет, а большинство крупных фондов, в том числе и пенсионных, вынуждены будут избавляться от российских долговых бумаг. Причем речь идет не только о государственных облигациях, но и о большинстве корпоративных ценных бумаг, оценки которых S&P позже снизит автоматически, поскольку они могут работать только с бумагами инвестиционного уровня. Впрочем, руководитель департамента БКС уверяет, что ничего критичного в связи с изменением рейтинга не ожидается: «Что все это может значить для российского рынка и рядовых граждан? В текущей ситуации – пока ничего критичного».
«В целом снижение рейтинга сказывается, прежде всего, на привлечении новых заимствований, которые могут дополнительно подорожать. Более того, ряд инвесторов, согласно правилам инвестиционных деклараций, не могут инвестировать в активы с рейтингом ниже инвестиционного. То есть привлечение внешнего финансирования значительно удорожается, а возможности его привлечь сокращаются», — говорит руководитель направления анализа долговых рынков Промсвязьбанка Игорь Голубев. В то же время он напоминает, что и без рейтингового решения российские компании и банки не могли привлекать средства, учитывая текущую конъюнктуру.
По мнению главного экономиста АФК «Система» Евгения Надоршина, снижение рейтинга больше оказывает психологическое воздействие. «Непосредственное влияние будет крайне скромным. Внешние рынки закрыты для многих независимо от кризиса. Если у вас закрыты внешние рынки, какие могут быть ограничения по рейтингам?» — рассуждает Надоршин.
Начальник аналитического департамента агентства RusRating Александр Овчинников соглашается, что решение агентство является нейтральным по отношению к российским активам, обращающимся на внешних и внутреннем рынках. «В значительной степени ожидание подобного шага уже было заложено в цены активов, которые давно оценены рынком даже не на уровне рейтингов категории «ВВ», а на уровне «В», — говорит Овчинников.
Игорь Голубев говорит, что до конца определить объем инструментов, где учитываются ковенанты по рейтингам, довольно сложно. «И все же большинство банков и компаний старалось избегать использования таких ковенант. Так, по выпускам евробондов рейтинговые ковенанты довольно редки. Такого рода ограничения встречаются в синдицированных кредитах, сделках по торговому финансированию и по соглашениям ISDA (Международная ассоциация по свопам и деривативам. — Прим. ред.)», — считает Голубев. Он указывает, что чисто теоретически снижение рейтинга может повлиять на досрочное погашение ряда синдицированных кредитов. «Однако опять же стоит оговориться, что детали большинства сделок не известны и оценить данный объем довольно проблематично», — добавляет аналитик.
С ним соглашается и главный аналитик Нордеа Банка Валерий Евдокимов: «Рынок облигаций сейчас не вполне отражает инвестиционные и кредитные качества эмитентов, поскольку наиболее ликвидные и надежные бумаги в значительной степени находятся в залоге по сделкам РЕПО».
Никакого влияния на суверенные евробонды ситуация с S&P не окажет, полагает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. По его мнению, гораздо больший эффект имеют санкции. «Сейчас суверенные облигации России торгуются даже с большей доходностью, чем суверенные облигации Египта, у которого рейтинг «В-». В котировках суверенных облигаций заложен не рейтинг, а санкции. И уже не важно, какой рейтинг. Санкции означают, что де-факто никаких финансовых трансакций страна проводить не может», — поясняет аналитик.
Санкции и дальше останутся основным фактором, ограничивающим доступ к международным рынкам капитала, подчеркивают аналитики. «В нашем базовом сценарии до конца 2015 года останутся санкции, а это означает, что у нас будет слабый рост рублевого кредитования, обусловленный и высокими ставками по кредитам», — говорит Денис Порывай.
Банки грязи не боятся
Влияние понижения рейтинга РФ на российские банки, по мнению экономистов, будет ограниченным также и потому, что регулятор оградил влияние рейтингов «большой тройки» на банки. Напомним, Банк России, после того как международное рейтинговое агентство Fitch понизило рейтинги 30 российских фининститутов, включая ВЭБ, Сбербанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, определил даты, по состоянию на которые принимаются рейтинги кредитоспособности при применении нормативных актов регулятора. Для выпущенных этими банками финансовых инструментов, включая ценные бумаги, при применении нормативных актов ЦБ будет учитывать рейтинги агентств «большой тройки» до 1 марта 2014 года. Для иных компаний и выпущенных ими финансовых инструментов – до 1 декабря 2014 года.
«Непосредственных последствий снижение рейтинга, как в свое время его повышение до уровня инвестиционного, иметь не будет. Санкции, отрезав от международного рынка капиталов ряд крупнейших игроков, снизили остроту рейтинговых действий», — говорит заместитель председателя правления МСП Банка Кирилл Семенов.
Ранее в интервью Банки.ру исполнительный директор — главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников высказал уверенность, что предъявлений к досрочному погашению бумаг Сбербанка не будет. «Для этого просто нет оснований. Банк не нарушал и не нарушает ни одну из действующих ковенант и не видит оснований для таких нарушений в будущем», — указывал Матовников. Он также подчеркнул, что в пресс-релизе Fitch Ratings о снижении рейтингов российских банков было особо отмечено, что «рейтинг Сбербанка по-прежнему поддерживается его сильной кредитоспособностью на самостоятельной основе и потенциалом получения поддержки от государства».
На момент подготовки материала акции Сбербанка прибавили 1,14%, ВТБ — 0,06%. «Российская валюта также укреплялась, отыгрывая 1,16 рубля у доллара, 80 копеек у евро», — говорит заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Дарья Желаннова. В долгосрочном плане динамика цен на ценные бумаги будет зависеть от того, как тот или иной эмитент сможет адаптироваться к новым экономическим условиям, говорит Валерий Евдокимов из Нордеа Банка. «В любом случае рынок адекватно реагирует на положительные или отрицательные финансовые результаты бизнеса эмитента, причем рейтинги могут играть далеко не главную роль в реакции рынка», — рассуждает Евдокимов. В качестве примера он приводит акции «Русала», которые выросли в рублевой цене с начала 2014 года почти в пять раз, несмотря на все санкции, снижения рейтингов и политические риски в отношении ценных бумаг российских эмитентов.
Начать дискуссию