Сбербанк начал программу реструктуризации IT довольно давно, но «учить слона танцевать» оказалось с непросто и с технологической точки зрения — в работе банка случались масштабные технические сбои — и в 2011, и в 2012 годах. С неспособностью обеспечить требуемую надежность многие связывают вывод из правления Виктора Орловского, после чего курировать IT назначили отвечающего за риски Вадима Кулика. В сентябре 2013 года Сбербанк привлек на должность старшего вице-президента по IT Никиту Волкова, до этого 21 год проработавшего в одном из крупнейших банков Украины — ПриватБанке.
На встрече с журналистами 21 января Никита Волков рассказал, что было сделано в Сбербанке для обеспечения надежности IT и бесперебойности его работы. Прежде всего, интересно решение проблемы с авторизацией платежей, о которой еще летом 2012 года говорил сам Герман Греф — тогда после нескольких длительных перерывов в обслуживании карт глава Сбербанка пообещал, что будут предприняты все усилия, чтобы такая ситуация не повторилась — в частности, он говорил о возможности офлайн-авторизации операций по картам на случай, если системы Сбербанка на какое-то время выйдут из строя.
Теперь же в Сбербанке, по словам Никиты Волкова, реализована схема stand-in — введена дублирующая система, которая всегда имеет актуальные остатки по картам, и, соответственно, всегда может авторизовать покупку или перевод. Эта система поддерживает работу и в периоды технологических обновлений. При этом если раньше она не обеспечивала поддержку карт в «Сбербанк Онлайн», то вскоре и эта проблема будет устранена.
Новая масштабная программа по повышению надежности в была открыта в 2013 году. Главный IT-архитектор Сбербанка Андрей Хлызов говорит, что ее задача — повысить доступность все систем до «четырех девяток», то есть системы должны быть доступны 99,99% времени — допустим простой не более 52 минут в год. До начала программы, по словам Андрея Хлызова, доступность составляла не ниже 99,5.
На постоянной основе в программе повышения надежности задействованы более 1 тыс. сотрудников банка. Планировалось, что программа займет три года, однако поскольку в нее постоянно добавляются новые системы, теперь в Сбербанке рассчитывают, что на реализацию уйдет еще один дополнительный год. Результаты будут заметны для клиентов: к примеру, если сейчас в «Сбербанк Онлайн» деньги со вклада ночью снять нельзя, то теперь это будет возможно.
Уже сейчас, спустя полтора года работы программы, как рассказывает Андрей Хлызов, суммарное время простоя критичных систем банка сократилось в четыре раза, время простоя при проведении технических работ — в 2,5 раза, а количество инцидентов в системах — в 2,4 раза.
При этом нагрузка на системы за это время существенно возросла. Для розничного интернет-банка количество осуществляемых транзакций возросло почти в шесть раз — 20 млн его активных клиентов сейчас могут осуществлять 3,7 млн транзакций в день. В корпоративном интернет-банке нагрузка выросла почти в четыре раза — 1,2 млн клиентов и 1,5 млн транзакций в день максимум. Нагрузка на процессинг выросла почти в два раза — у Сбербанка сейчас 125 млн карт и 750 тыс. POS-терминалов, в день он может обрабатывать 54 млн карточных транзакций.
Повышенное внимание уделяется резервированию. Для дублирования систем банк сейчас арендует коммерческие ЦОД, но в 2016 году все-таки обещает построить второй МегаЦОД — в Сколково, причем мощность его будет выше, чем у существующего ЦОДа «Южный порт» — 32 МВт против 20 МВт.
Еще более масштабна проводящаяся в Сбербанке с середины 2011 года программа централизации, которая должна завершиться летом текущего года. В ней, по словам Андрея Хлызова, приняли участие 32 тыс. человек. При этом с точки зрения сокращения затрат программа оказалась очень эффективна — она окупилась уже на второй год, даже если не считать дополнительные доходы, которые получил бизнес.
Буквально в новогодние праздники в программе централизации состоялось весьма значимое событие — Сбербанк, наконец, полностью централизовал свою розничную АБС. Как утверждают в банке, это вторая по величине в мире система — после китайского ICBC. Централизация же корпоративной АБС все еще продолжается — пока в МегаЦОД перенесены лишь системы десяти территориальных банков, к ним предстоит добавить еще шесть.
Доступ к системам с рабочих мест тоже централизован — все они работают на базе «тонких» клиентов, то есть через браузер, что существенно для обеспечения мобильности сотрудников. Чтобы это стало возможным, Сбербанку пришлось провести большую работу и в обеспечении хороших каналов связи — к примеру, в восточной части России пришлось перейти на другой спутник.
Но главным результатом программы централизации Андрей Хлызов считает создание «колоссальной мощной команды». Такая команда Сбербанку действительно нужна — ведь если в 2011 году в нем велось около 200 IT-проектов, то сейчас их уже более 600. При этом значительные изменения претерпела не только IT-архитектура, но и операционная модель. К примеру, у каждого из бизнес-направлений — розничного, корпоративного, инвестиционного и т.д. — теперь есть свой IT-офис. На такую модель управления IT банк перешел в 2014 году.
Разразившийся кризис, как говорит Никита Волков, несущественно повлияет на работу IT-службы Сбербанка: «Мы разработали конкретные мероприятия и собираемся их выполнять». Однако он не отрицает, что ряд не самых приоритетных проектов — до 10% бюджета— может быть сдвинут с 2015-го на 2016 год.
Вопросом импортозамещения в Сбербанке, по словам Никиты Волкова, занимаются, однако понимают, что критические системы, такие как СУБД, заменить просто нечем — здесь, скорее, наоборот, идет перевод всей инфраструктуры на продукты стэка одного американского производителя. При этом руководитель IT-блока уверяет, что условия работы этих систем таковы, что никакие изменения не могут быть внесены извне — у Сбербанка все под контролем.
Самым инновационным, как следует из слов Никиты Волкова, столько крупный банк не может быть по определению. «Мы не стремимся быть первыми, но ставим задачу быть вторыми», — говорит он. То есть Сбербанк не хочет в ущерб надежности внедрять что-то раньше других, но, по словам IT-руководителя, если в банке видят работающую новую технологию, причем не только в России и не только в банковской сфере, то стараются ее внедрить в течение трех-шести месяцев.
Начать дискуссию