Финансовый кризис

Приоритеты антикризисной обороны

Нынешний кризис воспринят на удивление спокойно. Привыкли. Четверть века живём, по существу, в кризисе, прерываясь на короткие периоды спокойствия и ностальгические воспоминания о бездарно прожитых «тучных» годах. И может, главный урок этого опыта в том, что острая фаза кризиса в первую очередь вымывает тех, кто хочет и умеет работать. Удастся ли хоть на этот раз сохранить рыночную среду, возникшую вопреки всему за последние годы?

Нынешний кризис воспринят на удивление спокойно. Привыкли. Четверть века живем, по существу, в кризисе, прерываясь на короткие периоды спокойствия и ностальгические воспоминания о бездарно прожитых «тучных» годах. И может, главный урок этого опыта в том, что острая фаза кризиса в первую очередь вымывает тех, кто хочет и умеет работать. Удастся ли хоть на этот раз сохранить рыночную среду, возникшую вопреки всему за последние годы? 

Поделиться своими мыслями на этот счет редакция попросила председателя правления Финансовой группы «Лайф» Александра ЖЕЛЕЗНЯКА — одного из тех, кто стоял у истоков создания современной банковской системы страны и прошел вместе с нею все «вторники», «четверги» и дефолты.

От всех предыдущих кризисов нынешний отличается прежде всего тем, что ни в 1998-м, ни в 2008-м не было санкций против России. Сегодня нам полностью перекрыли финансирование из-за рубежа. Система между тем была выстроена по простой логике: Сбербанк, ВТБ и другие крупные банки привлекали ресурсы на международном рынке капитала и кредитовали системообразующие компании. Этот порядок в одночасье рухнул. А внутри страны — спад экономического роста. Сложились объективные факторы, которые и определили сегодняшний кризис.

БДМ: Смогут ли банки противостоять возникшим вызовам? 

Самостоятельно, думаю, нет. Без поддержки регулятора и правительства банкам справиться с новыми реалиями не удастся. Кризис обострил все застарелые болезни. Во-первых, лопнул «пузырь» потребительского кредитования: риски невозвратов и просроченной задолженности достигли критического рубежа. Мы должны признать, что корпоративное кредитование также находится на критически низком уровне, что капитализация банковской системы по этой причине крайне низка. И если Центральный банк и правительство не предпримут меры для докапитализации — не только 27 крупнейших, а и средних региональных банков, имеющих долгосрочную стратегию развития, профессиональный менеджмент и реальную клиентскую базу, то система может рухнуть.

БДМ: И что практически нужно сделать, чтобы этого не произошло?

Во-первых, существенно расширить набор инструментов рефинансирования. Главный из них — кредитование под залог кредитного портфеля — практически не работает. Прежде всего для региональных банков, потому что у них нет портфелей, подходящих под требования регулятора. Хотя есть другие, вполне работающие и без просрочек. Многие могли бы предложить портфели своих розничных кредитов, которые исправно обслуживаются. Почему бы не предоставить им рефинансирование, пусть даже с 50%-ным дисконтированием таких залогов? Подобным образом можно поступить и с валютными кредитами. Таких ниш реального возвратного рефинансирования достаточно много, и все их нужно срочно запускать, учитывая, что межбанковский рынок схлопнулся по причине исчезнувшего доверия.

Второй важнейший момент — докапитализация. Предположим, действительно огромные деньги, выделяемые сейчас крупным банкам, дойдут до реального сектора. Но ведь есть еще малый и средний бизнес, по которому кризис бьет сильнее всего. А это самый мобильный сектор экономики, способный в считанные месяцы перейти на новую продукцию, что особенно важно, если мы всерьез говорим об импортозамещении. Но в соответствии с принятой программой деньги до него навряд ли дойдут. По той простой причине, что финансируют малый и средний бизнес отнюдь не федеральные банки. Его кредитуют региональные кредитные учреждения. Поэтому было бы логично выделенный государством триллион рублей разделить и половину отдать крупным банкам, а вторую половину — региональным. Среди них много финансово устойчивых банков, с хорошей историей и репутацией, с широкой клиентской сетью. К сожалению, сейчас о них забыли.

БДМ: А как вы в целом оцениваете действия регулятора?

В последнее время Центральный банк принял ряд правильных решений — и по отчетности, и по резервированию, и по другим направлениям. Особо выделю меры, направленные на снижение нагрузки на банки, на капитал, реально помогающие адаптироваться к новым условиям. Но — жизнь бежит быстрее, и возникает ощущение, что мы все время догоняем.

Регулятор последовательно оздоравливает банковскую систему. Но двигаясь в направлении отзывов лицензии у недобросовестных игроков, нужно чуть больше осмотрительности. Центробанк обязан контролировать все процессы, в том числе и те, что связаны с массовым отзывом лицензий. У нас сложился кризис доверия. Первыми забили тревогу банкиры, потом забеспокоились уже и вкладчики. А их реакция предсказуема, и это сразу же отразилось на структуре пассивов банковского сектора.

БДМ: Разделяете ли вы тревогу, которую высказывают многие банкиры в связи с ключевой ставкой в 17%?

Тут все очень легко считается. После закрытия окна внешних заимствований у банков остается только два источника: рефинансирование ЦБ и пассивы населения. Уже в декабре проценты по вкладам подскочили до 25%. А значит, кредит не может быть дешевле 30%. Какой бизнес способен обеспечить такую рентабельность?

БДМ: Торговля, наверное, впишется.

Если не связана с импортом. Продают-то они в рублях. Сколько же раз им придется менять ценники, чтобы поймать баланс? И из бизнеса не выйдешь — кредиты остались. А что делать банку? Что делать бизнесу, у которого рентабельность 20%? Он 10 лет выстраивал, например, производство гвоздей и шурупов, их сбыт, кредитуясь под 13–15%. Теперь — лидер на рынке. И какой ему предлагается выход — на полном ходу остановиться? Конечно, он будет брать непосильные кредиты, надеясь, что ситуация изменится. И он прав: все опять придет к равновесию на новом уровне цен. Однако этот отрезок — для кого-то месяцы, а для кого-то и год–полтора — надо прожить. Банки в свою очередь будут перекредитовывать такой бизнес, потому что другого способа вернуть уже выданные кредиты не существует.

Разумеется, каждый отдельный такой случай — беда небольшая. Но мы хорошо знаем, как они выстраиваются в цепочки, порождая эффект домино. Мне кажется, что в настоящее время стоит задуматься о создании банка «токсичных» активов. Это позволит расчистить банковские балансы и высвободить средства, направляемые на кредитование. В настоящее время формирование больших резервов под проблемную задолженность заемщиков уменьшает капитал банков, не позволяет привлечь нужный объем средств для рефинансирования.

БДМ: Кризис Пробизнесбанк встретил, входя в Топ-5 самых устойчивых банков страны. А есть ли связь между устойчивостью и тем, например, что, приобретая в регионах банки, вы оставляете их самостоятельными? Хотя всем известно, что филиалом управлять удобнее.

Превращая их в филиалы, мы сразу же потеряли бы огромное число вкладчиков: люди всегда больше доверяют своим «домашним» банкам, чем московским. А у наших региональных брендов 10-летняя история и репутация, им доверяет население.

БДМ: Но топ-менеджмент в региональных банках вы все равно поменяли?

Только там, где банки приобретались нами в рамках процедуры санации. И кстати: все серьезные решения, в соответствии с принятой в группе «Лайф» корпоративной культурой, принимаются именно на местах. Банкам предоставлены огромная самостоятельность и широкие права, а уравновешивается это — ответственностью.

БДМ: С правами понятно, а вот с ответственностью — не очень…

Попробую объяснить на конкретном примере. Как правило, из ста претендентов мы принимаем на работу двоих — только тех, кто готов разделять ценности группы и прошел жесткий отбор через ассесмент-центры.

Мы живем так уже давно. Началось все с того, что наши ведущие, авторитетные специалисты (не руководство, замечу) сформулировали ценности, которых требует наш бизнес. Их пять: честность и открытость перед клиентами и партнерами; доверие и ответственность; командная работа; деловое партнерство; открытость к новым идеям, обучению; построение долгосрочных отношений с клиентами. Соответственно и на работу мы принимаем людей с такими компетенциями, как клиентоориентированность, «заточенность» на достижение цели, предпринимательский подход, честность, умение работать в команде. И если профессиональные знания иногда не дотягивают до нужного уровня — им можно научить. Научить культуре ценностей нельзя.

И когда возникает критическая масса людей с общими ценностями, начинается процесс самоорганизации. Коллектив сам освобождается от «чужаков». А те, кто остался, — раскрываются по-новому. Радуются успеху коллег, охотно откликаются на просьбу о помощи, сами стараются выложиться, точно зная, что это оценят. И тогда возникает ответственность иного порядка: не из страха наказания, а из уважения к делу, к тем, кто вместе с тобой работает и кого никак нельзя подвести.

БДМ: На удивительно грустную мысль вы меня навели своим замечательным рассказом. Ведь в каждом хорошем банке по тем же принципам — пусть и не в таком «продвинутом», как у вас, формате — годами выстраивались подобные взаимосвязи. Но кризисов без потерь не бывает, а рвется, как известно, там, где тонко. Удастся ли сберечь банки с такой философией?

Серьезный вопрос, и суть его в приоритетах — чем мы можем поступиться в кризис, а за что должны биться до последнего. Любой продукт и даже технологии можно скопировать. И только человеческие взаимоотношения нельзя воспроизвести. Именно поэтому, кстати, мы сохраняем бренд банка и его топ-менеджмент — носителей доверия тысяч людей.

Все понимают, что кризис сродни стихийному бедствию. Никто не ожидал от санкций таких последствий, не предполагал, что корпоративный сектор начнет так плохо платить по кредитам. Теперь нас ждет вал невозвратов и просроченной задолженности. Они тоже возникли не из-за умысла предпринимателей или их неумения вести рыночную деятельность. По существу, это форс-мажор. И мы вправе рассчитывать на адекватную поддержку государства.

Что принципиально важно сказать. Никто не просит: давайте всем все простим. Нужны реальные инструменты. Прежде всего рынку надо предоставить недостающую сегодня ликвидность. На возвратной, естественно, основе: те же кредиты под розничные портфели вернутся через полгода, и ликвидность можно будет запускать по второму кругу. Второй важнейший рычаг — налоговые, надзорные и иные послабления, которые бы упростили сегодняшнюю жизнь бизнеса. В целом же антикризисная программа, на мой взгляд, должна быть нацелена на сохранение всех здоровых рыночных структур в стране — и банков, и предпринимательского бизнеса. На их становление ушли десятилетия, и это главный капитал нашей экономики, который не оценивается никакими деньгами.

Беседовал Виталий КОВАЛЕНКО

Начать дискуссию

Утренний бухгалтер № 5683. Упрощенцы с НДС 5% и 7% смогут брать к вычету НДС с авансов

В нормы НК, регулирующие вычет по НДС с авансов, никаких поправок власти не вносили.

Когда нужен товарный знак: чек-лист от Роспатента

Роспатент назвал шесть причин зарегистрировать товарный знак.

Розыгрыш налоговых льгот для пожилых, НДФЛ при уступке по ДДУ, снижение акциза на табак в обзоре

Налоговые события за день

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

ФНС есть дело до всего. Теперь налоговики будут помогать Роспотребнадзору находить нелегальный общепит. 🌭«Ночной бухгалтер» № 1727

Налоговики стали проникать буквально во все сферы деятельности бизнеса и взаимодействовать с кучей разных ведомств. Теперь они будут передавать информацию в РПН, чтобы тот своевременно выявлял предприятия общепита, не сообщившие о начале своей деятельности. Например, ФНС будет передавать данные о регистрации на новых точках ККТ и пробитии первого чека.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Бесплатно с Отчетность

Формы и сроки сдачи отчетности за полугодие 2024 года

Чтобы ничего не потерять и вовремя отчитаться за полугодие, собрали всю полезную информацию в одной таблице.

Формы и сроки сдачи отчетности за полугодие 2024 года
3
Общество

Врачи в новых регионах дополнительно получат до 2 млн рублей

Медицинский персонал получит компенсации за переезд на работу в новые регионы, на Дальний Восток, Крайний Север и в Арктическую зону.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экономика России

В июне инфляция выросла до 8,59%

В 62 регионах России ускорился рост цен на большинство товаров и услуг.

Социальный вычет

💊 Соцвычет по НДФЛ можно получить на покупку любых лекарств

По расходам на покупку лекарств, назначенных лечащим врачом и приобретаемых за счет собственных средств, предусмотрен социальный налоговый вычет по НДФЛ.

2

В РФ прошел первый эксперимент по маркировке в открытом океане

Компания «Доброфлот» приняла участие в эксперименте по маркировке консервов в Тихом океане.

ФТС собрала за полгода больше 3 трлн рублей

Время типового досмотра грузового транспорта на границе сократится до 10 минут.

Мошенничество

Мошенники добрались до домовых чатов: новые схемы обмана

МВД сообщило, что мошенники активно осваивают новые площадки. И одна из них — чаты жильцов многоквартирных домов.

Бесплатно с 6-НДФЛ

Как в 1С заполнить 6-НДФЛ за 1 полугодие 2024 года: пошаговая инструкция

В 2024 году форма и порядок заполнения расчета 6-НДФЛ в очередной раз претерпели изменения. Рассказываем, как заполнить в 1С 6-НДФЛ за первое полугодие по правилам 2024 года, на что обратить внимание.

Как в 1С заполнить 6-НДФЛ за 1 полугодие 2024 года: пошаговая инструкция

Как работодателю учесть выплаты по договорам ГПХ

Договоры ГПХ часто оказываются под пристальным вниманием контролирующих органов. Чтобы не давать им повода для штрафов и доначислений, проверьте, все ли у вас правильно. Рассказываем про особенности бухгалтерского учета и налогообложения при расчетах по договорам ГПХ.

Как работодателю учесть выплаты по договорам ГПХ
Зарплата

После смены работы доход россиян увеличился на 20%

Те, кто решились поменять место работы в 2023 году, сейчас зарабатывают на 20% больше.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: мигрантам ограничат места работы, в США создали автоматизированную домашнюю пивоварню, а хакеры украли криптовалюту на 235 млн долларов

Подготовили обзор главных событий дня — 18 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

РСВ

После увольнения всех работников ИП сдает зарплатные отчеты до конца года

РСВ, ЕФС-1 и персонифицированные сведения о физлицах ИП сдают, только если они являются работодателями.

Трудовое право

Вышла новая версия Методических рекомендаций по созданию первичной профсоюзной организации

Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) обновила методичку по созданию профсоюзной ячейки в организации.

Разбираемся в 1С: основные аспекты и подбор конфигурации для вашего бизнеса

Чтобы выбрать программное обеспечение, которое эффективно справится с поставленными целями — важно понимать особенности решений 1С и какие процессы в бизнесе требуют автоматизации.

Разбираемся в 1С: основные аспекты и подбор конфигурации для вашего бизнеса
Мошенничество

Мошенники не могут украсть недвижимость на Госуслугах

Решения по сделкам с недвижимостью принимает Росреестр. Даже если к мошенникам попадет смартфон жертвы, они не смогут перерегистрировать право собственности.

Интересные материалы

Профсоюзы рекомендуют в жару уходить с работы домой

При плохом самочувствии из-за жары нужно сообщить об этом работодателю, остановить работу и покинуть рабочее место.