Президент РФ Владимир Путин подписал поручение правительству в течение трех месяцев составить список чиновников, которым запрещено иметь счета в зарубежных банках. Поручение опубликовано на официальном сайте правовой информации.
В мае 2013 года уже был подписан закон, который предусматривает запрет высокопоставленным чиновникам и госслужащим иметь иностранные счета и ценные бумаги в банках за рубежом. Запрет распространяется на заместителей генерального прокурора, членов совета директоров Банка России, чиновников российских регионов и госслужащих. Банки.ру спросил у экспертов, на кого стоит распространить этот запрет и окажется ли он эффективным.
«Новый запрет не привлечет дополнительный капитал в российскую банковскую систему»
Олег Иванов, вице-президент Ассоциации региональных банков России:
– Этот вопрос находится за пределами банковского регулирования. История с запретом иностранных счетов для чиновников направлена в первую очередь на борьбу с коррупцией. Чтобы лица, принимающие важные решения в России, не имели счетов в зарубежных банках. Если государство такие решения принимает и считает правильными, то они обоснованы. Предполагаю, что речь идет о том, чтобы российский чиновник, если он добросовестный и имеет счета за границей, переведет эти счета в российский банк и начнет думать об укреплении российской банковской системы. Но если чиновник недобросовестный, он как имел счета в иностранном банке, так и продолжит иметь. До тех пор, пока не появятся какие-либо подозрения в его отношении, обыски, выемки документов… Для добросовестного чиновника это будет еще и неприятно. Ведь он мог бы диверсифицировать свои вложения, для удобства открыть счет в зарубежном банке и пользоваться услугами этого банка. В этом нет ничего плохого, если учитывать, что у нас все-таки глобальная финансовая система. Но, видимо, из политических соображений, считается, что наличие счета в зарубежном банке несет какую-то угрозу. Непонятно, правда, какую. К тому же, на мой взгляд, новый запрет не привлечет какой-либо дополнительный капитал в российскую банковскую систему.
«Логично, чтобы чиновники доверяли тому государству, в котором занимают свои посты»
Юрий Амвросиев, директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка:
– Это адекватная мера в рамках продолжения курса на недопущение владения зарубежным имуществом и активами российских чиновников. Логично, чтобы чиновники доверяли именно тому государству, в котором они занимают свои посты.
«Распространение запрета на руководителей госбанков – чрезмерно»
Андрей Люшин, заместитель председателя правления Локо-Банка:
– Данное поручение вполне закономерно в рамках концепции по борьбе с коррупцией и общей геополитической напряженностью. Входить в этот список должны высокопоставленные чиновники, принимающие активное участие в политической и экономической жизни страны, но не связанные с международными отношениями. Распространение данного запрета на руководителей госбанков – чрезмерно, поскольку для профессиональной компетенции им необходимо иметь полное представление о работе финансовых организаций в других странах. Да и любые запреты в данном случае малоэффективны, поскольку банкиры имеют широкий доступ к международной финансовой инфраструктуре и при необходимости всегда смогут разместить свои средства в иностранной юрисдикции абсолютно анонимно.
«Если на нас напали, это все делается в том числе через счета за рубежом»
Евгений Федоров, член комитета по бюджету и налогам Государственной думы РФ:
– В базе данных законопроектов до сих пор висит наш законопроект, который частично был реализован президентом, о запрете чиновникам иметь счета и имущество за рубежом. Сегодня если чиновник Российской Федерации имеет счета за рубежом, он нарушает закон. В таком случае чиновник подлежит увольнению с государственной службы. Так что надо выполнять тот закон, который с большим трудом был когда-то пробит. Логика очень простая. Если на нас напали, и с нами ведут действия агрессивного характера – санкции и так далее, это все делается в том числе через счета за рубежом. Человек, который имеет счета за рубежом, не может работать в органах госвласти. Это элемент восстановления суверенитета.
«Запреты по нынешним временам эффективны»
Игорь Костиков, председатель совета общероссийской общественной организации потребителей «ФинПотребСоюз»:
– Отношение к поручению президента в целом позитивное. Уже почти два года действует закон, запрещающий отдельным категориям лиц иметь счета в иностранных банках. В основном он распространяется на чиновников высшего уровня. Но не только. Он также касается на руководителей государственных компаний, назначение которых производится президентом и правительством, а также применяется в отношении супругов и несовершеннолетних детей руководителей.
Очевидно, что перечень лиц, на которых распространяется ограничение, может изменяться. Допускаю, что сегодня целесообразно расширить перечень таких лиц за счет представителей силовых ведомств, аппарата правительства, региональных органов власти, на которых может оказываться давление при принятии важных решений. Некоторые руководители государственных банков и фондов уже сегодня подпадают по действие ограничений. Но абсолютное большинство топ-менеджеров госбанков никакого отношения к чиновничьему сословию не имеют и обладают свободой в размещении собственных денег. Это нормально. Но надеюсь, что в их отношении в перспективе будут полноценно работать принципы корпоративного управления, которые заставят их обнародовать собственные доходы, как это делается в западных странах.
Полагаю, что запреты по нынешним временам достаточно эффективны. Сегодня практически ни в одном кредитном институте абсолютного большинства развитых стран невозможно открыть счет без соответствующих документов. Банки очень серьезно относятся к усилиям государств, направленным на борьбу с коррупцией. Конечно, некоторые могут воспользоваться родственными и иными связями для открытия счетов на подставных лиц, но это уже может квалифицироваться по серьезной статье.
«Если это призвано предотвратить утечку капитала, надо действовать не запретами»
Михаил Беляев, главный экономист Института фондового рынка и управления:
– Такой список в известной мере правомерно составлять по отношению к тем людям, которые имеют непосредственное отношение к управлению государством и нашей экономикой, чтобы обеспечить соблюдение ими интересов своей страны. В целом в мягком варианте для экономики это абсолютно нейтрально. К экономике это никакого отношения не имеет, если только не считать имиджевый аспект, который скорее негативный, чем позитивный. Потому что когда говорят о каких-либо запретах – на бизнес, ведение и распоряжение своими личными доходами, если они действительно подтверждены, законны, это не улучшает имиджа страны, которая стремится к развитию. Если говорить о том, что это призвано предотвратить утечку капитала, надо действовать не запретами, а создавать такие условия в стране, чтобы не было побудительных моментов для переводов денег за рубеж.
«Любой чиновник должен быть как на ладони»
Анна Бодрова, старший аналитик компании «Альпари»:
– Это решение больше носит политический и структурный характер, нежели имеет какой-то особенный экономический смысл. Укрепления российской экономики от запрета чиновникам иметь иностранные вклады не произойдет. Но как мера дисциплинарного характера данный шаг вполне действенен. Любой чиновник должен быть как на ладони. Это сократит впоследствии и коррупционную составляющую, что благоприятно скажется на облике России в целом.
«Существует достаточно инструментов сокрытия реального владельца»
Владислав Кочерин, управляющий партнер юридической компании «Кочерин и партнеры»:
– Такой запрет может быть достаточно эффективен. В настоящее время уже действуют и успешно применяются на практике аналогичные запреты. Например, запрет чиновникам иметь недвижимость за рубежом, вследствие которого некоторые госслужащие уже лишились своих должностей из-за обнаруженной у них зарубежной недвижимости. Вместе с тем в практике зарубежных государств существует достаточно инструментов сокрытия реального владельца активов с помощью офшоров и трастов. Поэтому нет уверенности, что удастся сразу выявить всех таких владельцев, спрятанных за корпоративной вуалью. Однако на практике такая информация часто всплывает по тем или иным причинам и позволяет установить конечного бенефициара активов, что может повлечь применение предусмотренных санкций вплоть до увольнения.
«Такая мера может поставить под сомнение наш статус как демократического правового государства»
Ирина Живарева, главный специалист отдела анализа и маркетинговых исследований АО «КБ «РосинтерБанк»:
– В условиях текущей политической ситуации данная мера малоэффективна. С одной стороны, чиновники сами являются объектом, находящимся под особым надзором среди иностранных государств Европы и США. С другой стороны, российский менталитет не позволяет хранить крупные денежные средства на своем счете, занимая государственный пост. С экономической точки зрения данная мера была бы эффективна и позволила бы России пережить кризис менее болезненно, но со стороны соблюдения прав человека она может поставить под сомнение наш статус как демократического правового государства.
Начать дискуссию