В банковском деле есть свои защищенные от кризиса тихие гавани. Открытие и ведение счетов и расчетно-кассовое обслуживание — одна из них. Пока существует бизнес, у него есть счета и движение средств по ним, а у банков — возможность зарабатывать. В условиях нынешнего кредитного сжатия, возникшего после резкого повышения ключевой процентной ставки ЦБ РФ в конце прошлого года, российские банкиры возлагают большие надежды именно на РКО. Возрастающая конкуренция в этой сфере сулит определенные «бонусы» и клиентам: новые сервисы, удобные ИТ-решения, а возможно — и снижение тарифов на обслуживание.
Кредитование, долгое время служившее основным драйвером роста доходов российского банковского сектора, резко сократилось в объеме, и это непременно приведет к изменению структуры прибыли банков по итогам года: доля процентных доходов уменьшится, комиссионных — возрастет. А львиную долю комиссионных доходов банкам приносит как раз расчетно-кассовое обслуживание (РКО).
Комиссионные доходы российских банков показывают устойчивый рост на протяжении последних пяти лет. Даже в не очень благополучном прошлом году они выросли как минимум на 10% (предварительные оценки; точные данные ЦБ РФ обнародует ближе к маю). В первом полугодии 2014‑го объем чистых комиссионных доходов банков, по данным «Эксперт РА», достиг 340,6 млрд рублей, из которых 70% пришлось на РКО. Так что живейший интерес к нему банкиров легко объясним.
Комиссия по доходам
«Операции РКО — действительно безрисковый источник формирования доходов любого банка, — подтверждает Андрей Возмилов, вице-президент, директор департамента координации корпоративного бизнеса Банка Москвы. — В нынешних экономических условиях увеличение доли комиссионного дохода в общем доходе банка — актуальная задача для всех». Спрос на заемные средства на рынке заметно упал (что не удивительно при таких кредитных ставках), качество самих заемщиков снизилось, риски невозврата средств возросли. В таких условиях кредитование превращается для банков в рискованное занятие. Другое дело — РКО, говорит эксперт: оно не требует большого количества капитала и не создает дополнительных кредитных рисков, что позволяет банку диверсифицировать доходы и повысить устойчивость.
― Банки сегодня сталкиваются со многими угрозами в своей деятельности, — говорит Наталия Блинова, директор департамента корпоративного бизнеса Росгосстрах Банка. — Международная экономическая и политическая ситуация оставляют желать лучшего, стоимость фондирования растет, регуляторы ужесточают правила игры, в том числе требования к капиталу и контролю над рисками. В такой ситуации рост бизнеса и рентабельность все больше зависят от умения банков зарабатывать деньги с приемлемым уровнем риска.
Сейчас лучше себя чувствуют диверсифицированные банки. Ставшая некоторое время назад популярной на рынке модель монолайнера (кредитного учреждения, специализирующегося на одном виде услуг — ипотечном кредитовании, кредитных картах, автокредитовании и т. д.) в кризис себя не оправдывает. «Диверсифицируя свой бизнес и доходы, — поясняет Наталия Блинова, — банки обращают все больше внимания не только на процентные, но и на комиссионные прибыли, стараясь зарабатывать в том числе и на классическом транзакционном банкинге, кросс-продажах и прочем».
На процентные доходы влияют такие факторы, как объем и качество кредитного портфеля, на спекулятивные — конъюнктура рынка. В свою очередь, комиссионные доходы менее подвержены колебаниям. При этом их объем и структура зависят от бизнес‑модели банка, а также от объема и деловой активности имеющейся клиентской базы. На российском финансовом рынке есть даже примеры построения бизнес‑моделей, основанных исключительно на комиссионных услугах.
― Наш банк всегда считал РКО базовым продуктом, востребованным всегда и всеми клиентами, а кредитование рассматривал исключительно как рискованный и дополнительный сервис, — говорит Сергей Мокрышев, вице-президент Банка Авангард. — Поэтому мы уделяли повышенное внимание тарифам и совершенствованию технологий. В некоторые периоды доходы банка от РКО полностью покрывали все операционные расходы, и банк фактически мог окупаться без кредитных сделок. Это своего рода идеальная модель, к которой мы стремимся, так как ситуация на кредитном рынке бывает негативной.
В нынешних условиях, чтобы обеспечить себе стабильность, все участники рынка будут стремиться к наращиванию доли доходов от РКО. (По мнению эксперта, эти доходы должны составлять не менее 50% от операционных расходов банка, а в идеале — приближаться к 100%.) Но делать это будут по-разному: кто-то за счет роста клиентской базы, а кто-то путем повышения тарифов. Наиболее перспективно внедрение новых платных сервисов, востребованных в кризис и способных повысить доходность.
Объемы заработанной комиссии по РКО становятся предметом гордости некоторых банков. Так, у Банка Москвы чистый комиссионный доход от РКО только в сегменте малого и среднего бизнеса в 2014 году составил 2 млрд рублей. Как отмечает Андрей Возмилов, по сравнению с предыдущим годом он увеличился на 25%.
Однако, по словам Сергея Мокрышева, приносить немалый доход и во многом окупать операционные расходы банка РКО может даже при невысоких тарифах. Только от введения платы за обслуживание счетов в размере 500 рублей в месяц и повышения стоимости платежек до среднерыночной Банк Авангард получил в прошлом году дополнительный доход более чем в 500 млн рублей.
Счет в пользу банка
Стандартный набор услуг по РКО обычно включает открытие и ведение счета в рублях или валюте, прием и выдачу наличных, проведение операций по переводу денежных средств, предоставление справок по оборотам и остаткам на счетах, оформление чековой книжки по счету клиента, удаленный доступ и т. д. Сформировать уникальное предложение по РКО банкам довольно сложно: перечень услуг и продуктов конечен, стандарты в той или иной степени унифицированы, да и тарифы примерно равны. Тогда за счет каких параметров идет сейчас в основном конкуренция в сфере РКО?
― При выборе расчетного банка есть три ключевых фактора: цена, сервис и надежность, — говорит Сергей Мокрышев. — В зависимости от масштаба бизнеса эти факторы имеют различный вес: для малого бизнеса важнее цена, для среднего — сервис, для крупного — надежность.
Фактор надежности, впрочем, в последнее время приобретает все большее значение: после отзыва лицензий у целого ряда банков предприниматели вне зависимости от размеров бизнеса стали очень трепетно относиться к выбору банка для открытия счета. Более или менее защищенными себя чувствуют лишь индивидуальные предприниматели — после того как в начале 2014 года система страхования вкладов распространилась и на их счета. Показателен еще один тренд: в последнее время многие компании заводят «резервные» счета в других банках — на всякий случай, чтобы иметь возможность продолжать операционную деятельность даже при банкротстве своего опорного банка.
Что касается ценовой составляющей, то тарифы на РКО по большому счету практически у всех банков одинаковы. Периодически тот или иной банк устраивает акцию и корректирует свою ценовую политику — снижает тарифы, отменяет комиссии на отдельные операции или повышает процентные ставки, начисляемые на остатки средств на счете. Бывают и случаи удорожания услуг. Банкам, не собравшим клиентскую базу, достаточную для вывода РКО как бизнес-направления на окупаемость, порой ничего не остается, кроме как пытаться компенсировать затраты на рекламу и автоматизацию лишь за счет повышения тарифов. Однако в целом, по мнению большинства банкиров, опрошенных «Бизнес-журналом», ценовой фактор при выборе расчетного банка все же является для клиентов второстепенным.
Так что создание конкурентных преимуществ у банкиров больше идет по линии совершенствования сервиса. Тем более что клиенты стали ценить внимание, скорость решения своих вопросов и индивидуальный подход. По словам Наталии Блиновой (Росгосстрах Банк), среди основных потребностей корпоративных клиентов, которым стараются соответствовать сегодня игроки рынка, можно отметить минимизацию операционных рисков, круглосуточность и оперативность осуществления платежей, возможности выбора средства платежа, автоматизацию расчетов и внедрение безбумажных форм, наличие у банка разветвленной сети, скорость информирования клиента о зачислении денежных средств, продолжительность операционного дня.
«Мы, например, — говорит Андрей Возмилов из Банка Москвы, — стали одним из первых банков в стране, которые проводят круглосуточные внутрибанковские платежи корпоративных клиентов, позволяющие вести расчеты со своими контрагентами мгновенно и, что немаловажно, совершенно бесплатно». Помимо этого, в банке действует уникальная для рынка сервисная модель, в рамках которой реализовано персонифицированное обслуживание: у каждого корпоративного клиента есть свой менеджер счета (операционист), осуществляющий и сопровождающий все его расчетно-кассовые операции, а кроме того, отвечающий за качество обслуживания, за активность клиента и объем предоставляемых ему услуг.
Довольно новым для рынка форматом РКО являются комплексные договоры. Заключив такой с банком один раз, клиент получает доступ к целому набору банковских услуг без необходимости подписания контрактов по каждой из них отдельно. Часто такой комплексный договор предполагает также значительную скидку. Именно в эту схему обслуживания — «в комплексе», «в пакете» — и встраивают сейчас модель транзакционного бизнеса большинство банков. Например, юридическое лицо получает кредит на развитие бизнеса и одновременно пользуется услугами инкассации, оформляет зарплатный проект и т. д.
Как отмечает Светлана Сырцова, начальник управления расчетных продуктов и услуг департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ24, подобные пакетные предложения хорошо воспринимаются клиентами, так как позволяют им значительно экономить на стоимости банковского обслуживания — ведь полный спектр требующихся им услуг и продуктов в этом случае предоставляется по «оптовой» цене. Естественно, чем больше услуг клиент получает в одном банке, тем больше на этом может зарабатывать и сам банк.
По словам Наталии Блиновой, для повышения конкурентных преимуществ и лояльности клиента в стандартные услуги РКО сейчас встраиваются дополнительные сервисы, порой даже не совсем типичные для кредитной организации, но пользующиеся спросом у клиентов. Такие, например, как бесплатные юридическая консультация, экспресс-аудит компании, налоговая консультация, а также прием документов на регистрацию ООО или ИП.
В погоне за клиентом банки даже принимают специальные тарифные планы, как говорится, «на злобу дня». Например, в арсенале Росгосстрах Банка есть тарифный план «Надежный партнер», предусматривающий трехмесячное бесплатное обслуживание юридических лиц и ИП по основным услугам РКО при условии, что такой клиент имел или имеет расчетные или иные счета в банках, у которых недавно отозвана лицензия или в отношении которых проводятся меры по предупреждению банкротства (санация).
Держать дистанцию
Высокий уровень конкуренции заставляет банки развивать и технологии. Все больше внедряются электронные формы РКО, не только позволяющие клиенту оперативно управлять своим счетом на расстоянии, но и предоставляющие возможность сократить затраты на стоимости платежных поручений. По результатам исследования, проведенного компанией AnalyticResearchGroup, количество счетов с дистанционным доступом уже составило в прошлом году около 40% от общего числа открытых юрлицами в банках. И доля их из года в год только растет.
«Бумажный документооборот остается в прошлом, — говорит Светлана Сырцова. — Использование дистанционных сервисов стало объективной реальностью. При внедрении услуги РКО любой банк старается обеспечить клиентам возможность управлять счетом дистанционно». Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) — не только сервис для клиента, но и прямая экономия для банка: удаленное взаимодействие значительно снижает расходы.
— Казалось бы, традиционные способы взаимодействия «клиент — банк» были заменены интернет-банкингом совсем недавно, — говорит Сергей Мокрышев. — Между тем юрлица уже получили возможность дистанционно управлять таким обширным перечнем услуг, что могут годами не появляться в банке. Мы, например, недавно первыми предложили сервис онлайн-покупки и продажи валюты по биржевому курсу, транслируя данные о курсе в систему «Авангард Интернет-банк». А сейчас такой сервис стал доступен и клиентам ряда других банков.
Банку Авангард удалось недавно внедрить и онлайн-сервис по привязке паспортов сделок, валютных платежей и таможенных документов, анализу объемов и сроков исполнения контрактов, а также предупреждению нарушения законодательно установленных сроков во избежание штрафов. И речь идет уже не просто о возможности дистанционно открыть паспорт сделки, предоставив отсканированные копии требуемых документов, но и о контроле исполнения контрактов, так как банки теперь имеют возможность получать информацию о прохождении грузов непосредственно из таможни.
О своей новинке в области дистанционного РКО рассказала и Наталия Блинова. Недавно в Росгосстрах Банке была введена круглосуточная услуга онлайн-резервирования расчетного счета. Новая услуга позволяет подать через сайт заявку на резервирование номера расчетного счета с реквизитами банка без предъявления необходимых документов и посещения офиса. Зарезервированный номер счета клиент сможет передавать контрагентам и указывать в документах, например, для участия в тендере. Счет бесплатно резервируется на 30 календарных дней.
Долгое время банки использовали РКО в жесткой привязке к кредитованию: берешь в банке кредит — изволь открыть свой расчетный счет здесь же. Это давало банку возможность оценить реальное финансовое состояние клиента: банковские аналитики отслеживали движение по счету, обороты, оценивали платежеспособность потенциального заемщика — и только после этого принимали решение об открытии кредитной линии.
Практика постепенно сошла на нет: в гонке за качественными заемщиками банкиры постепенно смягчили свои требования, и кредитование и РКО стали самодостаточными и не связанными друг с другом продуктами. Для многих клиентов открытие счета (а это требование законодательства) становится первым опытом взаимодействия с банком. В Банке Москвы, к примеру, клиентов, не имеющих кредитной нагрузки, но активно работающих с этой кредитной организацией по РКО, — более 80% от общего числа.
У нынешнего экономического кризиса наверняка будут и полезные для развития последствия. Одним из них может стать формирование новых стандартов расчетно-кассового обслуживания — качественного, удобного, персонализированного. По крайней мере, банковский сектор сейчас активно продвигается в этом направлении.
Сергей Мокрышев, вице-президент Банка АВАНГАРД
Одну и ту же стратегию по привлечению клиентов на РКО мы целенаправленно реализуем уже на протяжении нескольких лет. И довольно успешно: в 2014 году достигли рубежа в 100 тыс. клиентов. В настоящее время мы ежедневно открываем в среднем по сто счетов в день для новых компаний и индивидуальных предпринимателей. Привлекаем клиентов тарифами, технологиями, надежностью, клиентоориентированностью, оптимальностью продуктового предложения. Притом что во многих других банках стоимость РКО растет, мы сохраняем низкие тарифы. У нас можно максимально использовать дистанционное обслуживание. Клиенты Авангарда могут удаленно получать и обслуживать ряд кредитных продуктов банка, размещать депозиты и неснижаемые остатки вообще без посещения банка, могут открывать и полностью обслуживать паспорта сделок, 24 часа в сутки 7 дней в неделю проводить внутренние платежи, выплачивать зарплату. Мы предлагаем максимальную скорость и прозрачность в проведении основных операций: рублевые расчеты банк ведет в течение всего дня рейсами каждые 20 минут, клиент видит смену статусов платежа в режиме онлайн, а поступившие на корсчет средства автоматически зачисляются на расчетные счета в течение всего дня.
Виталий Анпилогов, управляющий директор управления расчетного бизнеса блока «Транзакционный Бизнес» Альфа-Банка
В целом банковскую деятельность можно разделить на две большие части: финансирование и обеспечение расчетов. Вторую часть и все, что с ней связано, принято относить к РКО. Если говорить о тенденциях и динамике, то они определяются в целом деловой активностью в стране, макроэкономикой, а также микроэкономическими трендами в отдельных отраслях и регионах. С точки зрения операционной деятельности банка процессы, связанные с РКО, наиболее массовые — а следовательно, наиболее затратные. Те изменения, которые происходят внутри банка, обычно направлены на оптимизацию и автоматизацию этих процессов. Если говорить о клиентской части изменений в РКО, то здесь есть несколько базовых векторов развития: качество обслуживания, удобство, автоматизация на стороне клиента. Кроме того, есть ряд услуг, которые также активно развиваются: повышение финансового контроля операций, а также оптимизация денежных потоков и, как следствие, снижение потребности в оборотном капитале компании. Совокупность этих факторов в сочетании с надежностью банка и репутацией бренда определяет конкурентное положение банка на рынке. Заметную, но не определяющую роль играют тарифы. Более важно обеспечить клиентам бесперебойные своевременные расчеты и качество сервиса. К последнему относится и технологическая база банка, и в частности система ДБО. В последнее время существует тенденция к интеграции систем ДБО банка и бухгалтерских систем клиента. Если банк умеет это делать быстро и эффективно, он получает конкурентное преимущество.
Начать дискуссию