Банки

В расчете!

В банковском деле есть свои защищенные от кризиса тихие гавани. Открытие и ведение счетов и расчетно-кассовое обслуживание — одна из них. Пока существует бизнес, у него есть счета и движение средств по ним, а у банков — возможность зарабатывать. В условиях нынешнего кредитного сжатия, возникшего после резкого повышения ключевой процентной ставки ЦБ РФ в конце прошлого года, российские банкиры возлагают большие надежды именно на РКО.

В банковском деле есть свои защищенные от кризиса тихие гавани. Открытие и ведение счетов и расчетно-кассовое обслуживание — одна из них. Пока существует бизнес, у него есть счета и движение средств по ним, а у банков — возможность зарабатывать. В условиях нынешнего кредитного сжатия, возникшего после резкого повышения ключевой процентной ставки ЦБ РФ в конце прошлого года, российские банкиры возлагают большие надежды именно на РКО. Возрастающая конкуренция в этой сфере сулит определенные «бонусы» и клиентам: новые сервисы, удобные ИТ-решения, а возможно — и снижение тарифов на обслуживание.

Кредитование, долгое время служившее основным драйвером роста доходов российского банковского сектора, резко сократилось в объеме, и это непременно приведет к изменению структуры прибыли банков по итогам года: доля процентных доходов уменьшится, комиссионных — возрастет. А львиную долю комиссионных доходов банкам приносит как раз расчетно-кассовое обслуживание (РКО).

Комиссионные доходы российских банков показывают устойчивый рост на протяжении последних пяти лет. Даже в не очень благополучном прошлом году они выросли как минимум на 10% (предварительные оценки; точные данные ЦБ РФ обнародует ближе к маю). В первом полугодии 2014‑го объем чистых комиссионных доходов банков, по данным «Эксперт РА», достиг 340,6 млрд рублей, из которых 70% пришлось на РКО. Так что живейший интерес к нему банкиров легко объясним.

Комиссия по доходам

«Операции РКО — действительно безрисковый источник формирования доходов любого банка, — подтверждает Андрей Возмилов, вице-президент, директор департамента координации корпоративного бизнеса Банка Москвы. — В нынешних экономических условиях увеличение доли комиссионного дохода в общем доходе банка — актуальная задача для всех». Спрос на заемные средства на рынке заметно упал (что не удивительно при таких кредитных ставках), качество самих заемщиков снизилось, риски невозврата средств возросли. В таких условиях кредитование превращается для банков в рискованное занятие. Другое дело — РКО, говорит эксперт: оно не требует большого количества капитала и не создает дополнительных кредитных рисков, что позволяет банку диверсифицировать доходы и повысить устойчивость.

― Банки сегодня сталкиваются со многими угрозами в своей деятельности, — говорит Наталия Блинова, директор департамента корпоративного бизнеса Росгосстрах Банка. — Международная экономическая и политическая ситуация оставляют желать лучшего, стоимость фондирования растет, регуляторы ужесточают правила игры, в том числе требования к капиталу и контролю над рисками. В такой ситуации рост бизнеса и рентабельность все больше зависят от умения банков зарабатывать деньги с приемлемым уровнем риска.

Сейчас лучше себя чувствуют диверсифицированные банки. Ставшая некоторое время назад популярной на рынке модель монолайнера (кредитного учреждения, специализирующегося на одном виде услуг — ипотечном кредитовании, кредитных картах, автокредитовании и т. д.) в кризис себя не оправдывает. «Диверсифицируя свой бизнес и доходы, — поясняет Наталия Блинова, — банки обращают все больше внимания не только на процентные, но и на комиссионные прибыли, стараясь зарабатывать в том числе и на классическом транз­акционном банкинге, кросс-продажах и прочем».

На процентные доходы влияют такие факторы, как объем и качество кредитного портфеля, на спекулятивные — конъюнктура рынка. В свою очередь, комиссионные доходы менее подвержены колебаниям. При этом их объем и структура зависят от бизнес‑модели банка, а также от объема и деловой активности имеющейся клиентской базы. На российском финансовом рынке есть даже примеры построения бизнес‑моделей, основанных исключительно на комиссионных услугах.

― Наш банк всегда считал РКО базовым продуктом, востребованным всегда и всеми клиентами, а кредитование рассматривал исключительно как рискованный и дополнительный сервис, — говорит Сергей Мокрышев, вице-президент Банка Авангард. — Поэтому мы уделяли повышенное внимание тарифам и совершенствованию технологий. В некоторые периоды доходы банка от РКО полностью покрывали все операционные расходы, и банк фактически мог окупаться без кредитных сделок. Это своего рода идеальная модель, к которой мы стремимся, так как ситуация на кредитном рынке бывает негативной.

В нынешних условиях, чтобы обеспечить себе стабильность, все участники рынка будут стремиться к наращиванию доли доходов от РКО. (По мнению эксперта, эти доходы должны составлять не менее 50% от операционных расходов банка, а в идеале — приближаться к 100%.) Но делать это будут по-разному: кто-то за счет роста клиентской базы, а кто-то путем повышения тарифов. Наиболее перспективно внедрение новых платных сервисов, востребованных в кризис и способных повысить доходность.

Объемы заработанной комиссии по РКО становятся предметом гордости некоторых банков. Так, у Банка Москвы чистый комиссионный доход от РКО только в сегменте малого и среднего бизнеса в 2014 году составил 2 млрд рублей. Как отмечает Андрей Возмилов, по сравнению с предыдущим годом он увеличился на 25%.

Однако, по словам Сергея Мокрышева, приносить немалый доход и во многом окупать операционные расходы банка РКО может даже при невысоких тарифах. Только от введения платы за обслуживание счетов в размере 500 рублей в месяц и повышения стоимости платежек до среднерыночной Банк Авангард получил в прошлом году дополнительный доход более чем в 500 млн рублей.

Счет в пользу банка

Стандартный набор услуг по РКО обычно включает открытие и ведение счета в рублях или валюте, прием и выдачу наличных, проведение операций по переводу денежных средств, предоставление справок по оборотам и остаткам на счетах, оформление чековой книжки по счету клиента, удаленный доступ и т. д. Сформировать уникальное предложение по РКО банкам довольно сложно: перечень услуг и продуктов конечен, стандарты в той или иной степени унифицированы, да и тарифы примерно равны. Тогда за счет каких параметров идет сейчас в основном конкуренция в сфере РКО?

― При выборе расчетного банка есть три ключевых фактора: цена, сервис и надежность, — говорит Сергей Мокрышев. — В зависимости от масштаба бизнеса эти факторы имеют различный вес: для малого бизнеса важнее цена, для среднего — сервис, для крупного — надежность.

Фактор надежности, впрочем, в последнее время приобретает все большее значение: после отзыва лицензий у целого ряда банков предприниматели вне зависимости от размеров бизнеса стали очень трепетно относиться к выбору банка для открытия счета. Более или менее защищенными себя чувствуют лишь индивидуальные предприниматели — после того как в начале 2014 года система страхования вкладов распространилась и на их счета. Показателен еще один тренд: в последнее время многие компании заводят «резервные» счета в других банках — на всякий случай, чтобы иметь возможность продолжать операционную деятельность даже при банкротстве своего опорного банка.

Что касается ценовой составляющей, то тарифы на РКО по большому счету практически у всех банков одинаковы. Периодически тот или иной банк устраивает акцию и корректирует свою ценовую политику — снижает тарифы, отменяет комиссии на отдельные операции или повышает процентные ставки, начисляемые на остатки средств на счете. Бывают и случаи удорожания услуг. Банкам, не собравшим клиентскую базу, достаточную для вывода РКО как бизнес-направления на окупаемость, порой ничего не остается, кроме как пытаться компенсировать затраты на рекламу и автоматизацию лишь за счет повышения тарифов. Однако в целом, по мнению большинства банкиров, опрошенных «Бизнес-журналом», ценовой фактор при выборе расчетного банка все же является для клиентов второстепенным.

Так что создание конкурентных преимуществ у банкиров больше идет по линии совершенствования сервиса. Тем более что клиенты стали ценить внимание, скорость решения своих вопросов и индивидуальный подход. По словам Наталии Блиновой (Росгосстрах Банк), среди основных потребностей корпоративных клиентов, которым стараются соответствовать сегодня игроки рынка, можно отметить минимизацию операционных рисков, круглосуточность и оперативность осуществления платежей, возможности выбора средства платежа, автоматизацию расчетов и внедрение безбумажных форм, наличие у банка разветвленной сети, скорость информирования клиента о зачислении денежных средств, продолжительность операционного дня.

«Мы, например, — говорит Андрей Возмилов из Банка Москвы, — стали одним из первых банков в стране, которые проводят круглосуточные внутрибанковские платежи корпоративных клиентов, позволяющие вести расчеты со своими контрагентами мгновенно и, что немаловажно, совершенно бесплатно». Помимо этого, в банке действует уникальная для рынка сервисная модель, в рамках которой реализовано персонифицированное обслуживание: у каждого корпоративного клиента есть свой менеджер счета (операционист), осуществляющий и сопровождающий все его расчетно-кассовые операции, а кроме того, отвечающий за качество обслуживания, за активность клиента и объем предоставляемых ему услуг.

Довольно новым для рынка форматом РКО являются комплексные договоры. Заключив такой с банком один раз, клиент получает доступ к целому набору банковских услуг без необходимости подписания контрактов по каждой из них отдельно. Часто такой комплексный договор предполагает также значительную скидку. Именно в эту схему обслуживания — «в комплексе», «в пакете» — и встраивают сейчас модель транзакционного бизнеса большинство банков. Например, юридическое лицо получает кредит на развитие бизнеса и одновременно пользуется услугами инкассации, оформляет зарплатный проект и т. д.

Как отмечает Светлана Сырцова, начальник управления расчетных продуктов и услуг департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ24, подобные пакетные предложения хорошо воспринимаются клиентами, так как позволяют им значительно экономить на стоимости банковского обслуживания — ведь полный спектр требующихся им услуг и продуктов в этом случае предоставляется по «оптовой» цене. Естественно, чем больше услуг клиент получает в одном банке, тем больше на этом может зарабатывать и сам банк.

По словам Наталии Блиновой, для повышения конкурентных преимуществ и лояльности клиента в стандартные услуги РКО сейчас встраиваются дополнительные сервисы, порой даже не совсем типичные для кредитной организации, но пользующиеся спросом у клиентов. Такие, например, как бесплатные юридическая консультация, экспресс-аудит компании, налоговая консультация, а также прием документов на регистрацию ООО или ИП.

В погоне за клиентом банки даже принимают специальные тарифные планы, как говорится, «на злобу дня». Например, в арсенале Росгосстрах Банка есть тарифный план «Надежный партнер», предусматривающий трехмесячное бесплатное обслуживание юридических лиц и ИП по основным услугам РКО при условии, что такой клиент имел или имеет расчетные или иные счета в банках, у которых недавно отозвана лицензия или в отношении которых проводятся меры по предупреждению банкротства (санация).

Держать дистанцию

Высокий уровень конкуренции заставляет банки развивать и технологии. Все больше внедряются электронные формы РКО, не только позволяющие клиенту оперативно управлять своим счетом на расстоянии, но и предоставляющие возможность сократить затраты на стоимости платежных поручений. По результатам исследования, проведенного компанией AnalyticResearchGroup, количество счетов с дистанционным доступом уже составило в прошлом году около 40% от общего числа открытых юрлицами в банках. И доля их из года в год только растет.

«Бумажный документооборот остается в прошлом, — говорит Светлана Сырцова. — Использование дистанционных сервисов стало объективной реальностью. При внедрении услуги РКО любой банк старается обеспечить клиентам возможность управлять счетом дистанционно». Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) — не только сервис для клиента, но и прямая экономия для банка: удаленное взаимодействие значительно снижает расходы.

— Казалось бы, традиционные способы взаимодействия «клиент — банк» были заменены интернет-банкингом совсем недавно, — говорит Сергей Мокрышев. — Между тем юрлица уже получили возможность дистанционно управлять таким обширным перечнем услуг, что могут годами не появляться в банке. Мы, например, недавно первыми предложили сервис онлайн-покупки и продажи валюты по биржевому курсу, транслируя данные о курсе в систему «Авангард Интернет-банк». А сейчас такой сервис стал доступен и клиентам ряда других банков.

Банку Авангард удалось недавно внедрить и онлайн-сервис по привязке паспортов сделок, валютных платежей и таможенных документов, анализу объемов и сроков исполнения контрактов, а также предупреждению нарушения законодательно установленных сроков во избежание штрафов. И речь идет уже не просто о возможности дистанционно открыть паспорт сделки, предоставив отсканированные копии требуемых документов, но и о контроле исполнения контрактов, так как банки теперь имеют возможность получать информацию о прохождении грузов непосредственно из таможни.

О своей новинке в области дистанционного РКО рассказала и Наталия Блинова. Недавно в Росгосстрах Банке была введена круглосуточная услуга онлайн-резервирования расчетного счета. Новая услуга позволяет подать через сайт заявку на резервирование номера расчетного счета с реквизитами банка без предъявления необходимых документов и посещения офиса. Зарезервированный номер счета клиент сможет передавать контрагентам и указывать в документах, например, для участия в тендере. Счет бесплатно резервируется на 30 календарных дней.

Долгое время банки использовали РКО в жесткой привязке к кредитованию: берешь в банке кредит — изволь открыть свой расчетный счет здесь же. Это давало банку возможность оценить реальное финансовое состояние клиента: банковские аналитики отслеживали движение по счету, обороты, оценивали платежеспособность потенциального заемщика — и только после этого принимали решение об открытии кредитной линии.

Практика постепенно сошла на нет: в гонке за качественными заемщиками банкиры постепенно смягчили свои требования, и кредитование и РКО стали самодостаточными и не связанными друг с другом продуктами. Для многих клиентов открытие счета (а это требование законодательства) становится первым опытом взаимодействия с банком. В Банке Москвы, к примеру, клиентов, не имеющих кредитной нагрузки, но активно работающих с этой кредитной организацией по РКО, — более 80% от общего числа.

У нынешнего экономического кризиса наверняка будут и полезные для развития последствия. Одним из них может стать формирование новых стандартов расчетно-кассового обслуживания — качественного, удобного, персонализированного. По крайней мере, банковский сектор сейчас активно продвигается в этом направлении.

Сергей Мокрышев, вице-президент Банка АВАНГАРД

Одну и ту же стратегию по привлечению клиентов на РКО мы целенаправленно реализуем уже на протяжении нескольких лет. И довольно успешно: в 2014 году достигли рубежа в 100 тыс. клиентов. В настоящее время мы ежедневно открываем в среднем по сто счетов в день для новых компаний и индивидуальных предпринимателей. Привлекаем клиентов тарифами, технологиями, надежностью, клиентоориентированностью, оптимальностью продуктового предложения. Притом что во многих других банках стоимость РКО растет, мы сохраняем низкие тарифы. У нас можно максимально использовать дистанционное обслуживание. Клиенты Авангарда могут удаленно получать и обслуживать ряд кредитных продуктов банка, размещать депозиты и неснижаемые остатки вообще без посещения банка, могут открывать и полностью обслуживать паспорта сделок, 24 часа в сутки 7 дней в неделю проводить внутренние платежи, выплачивать зарплату. Мы предлагаем максимальную скорость и прозрачность в проведении основных операций: рублевые расчеты банк ведет в течение всего дня рейсами каждые 20 минут, клиент видит смену статусов платежа в режиме онлайн, а поступившие на корсчет средства автоматически зачисляются на расчетные счета в течение всего дня.

Виталий Анпилогов, управляющий директор управления расчетного бизнеса блока «Транзакционный Бизнес» Альфа-Банка

В целом банковскую деятельность можно разделить на две большие части: финансирование и обеспечение расчетов. Вторую часть и все, что с ней связано, принято относить к РКО. Если говорить о тенденциях и динамике, то они определяются в целом деловой активностью в стране, макроэкономикой, а также микроэкономическими трендами в отдельных отраслях и регионах. С точки зрения операционной деятельности банка процессы, связанные с РКО, наиболее массовые — а следовательно, наиболее затратные. Те изменения, которые происходят внутри банка, обычно направлены на оптимизацию и автоматизацию этих процессов. Если говорить о клиентской части изменений в РКО, то здесь есть несколько базовых векторов развития: качество обслуживания, удобство, автоматизация на стороне клиента. Кроме того, есть ряд услуг, которые также активно развиваются: повышение финансового контроля операций, а также оптимизация денежных потоков и, как следствие, снижение потребности в оборотном капитале компании. Совокупность этих факторов в сочетании с надежностью банка и репутацией бренда определяет конкурентное положение банка на рынке. Заметную, но не определяющую роль играют тарифы. Более важно обеспечить клиентам бесперебойные своевременные расчеты и качество сервиса. К последнему относится и технологическая база банка, и в частности система ДБО. В последнее время существует тенденция к интеграции систем ДБО банка и бухгалтерских систем клиента. Если банк умеет это делать быстро и эффективно, он получает конкурентное преимущество.

Начать дискуссию

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.