Сегодня складывается впечатление, что российская экономика исчерпала все свои резервы и возможности. Рост ВВП России окончательно скатился к отрицательным значениям, нефтегазовые доходы упали практически вдвое, а дефицит бюджета в феврале превысил 500 млрд рублей. Единственным драйвером роста экономики на сегодняшний день может стать только малый и средний бизнес. Но для этого необходимо создать эффективную систему поддержки и финансирования предприятий, основанную на работе региональных банков.
Ключевой элемент
На протяжении последних лет рост ВВП России обеспечивался за счет реализации крупных госпроектов – подготовка к саммиту АТЭС во Владивостоке, универсиада в Казани, зимняя Олимпиада в Сочи. Однако сегодня все прекрасно понимают, что вложение средств в очередную гигантскую стройку лишь временная отсрочка, а не кардинальное решение проблемы развития экономики страны. Несмотря на громкие призывы и заявления, звучавшие со стороны правительства, Россия так и не смогла перестроиться на новую модель, основанную не на внешних займах и нефтегазовых доходах, а на инновационном и технологичном развитии реального сектора. Как итог, в 2014 году темпы роста отечественного ВВП оказались минимальными за последние 25 лет – всего 0,6%.
Между тем в большинстве экономически развитых государств до 70–80% ВВП формируется только за счет предприятий малого и среднего бизнеса. Ведь МСБ – один из ключевых элементов экономики, обеспечивающий конкурентоспособность государства, создание новых рабочих мест, развитие инноваций, увеличение налоговых поступлений в бюджет. Только рост малого и среднего бизнеса может накормить страну, обеспечить социальную стабильность и импортозамещение во всех сферах производства. При этом в структуре ВВП России на долю МСБ по-прежнему приходится не более 20%. То есть при эффективном развитии только этого сектора экономики ежегодный рост ВВП может составить не 1-2%, а как минимум 10–20%.
Однако сегодня ситуация в сфере малого и среднего бизнеса развивается по совершенно иному сценарию. По статистике, 30% малых российских предприятий сходят с дистанции после первого же года работы. Главная причина – отсутствие средств на развитие. Как это ни прискорбно признавать, но за 20 с лишним лет рыночной экономики Россия так и не смогла создать эффективный механизм поддержки малого предпринимательства.
Деньги мимо бизнеса
На сегодняшний день в России существуют многочисленные федеральные и муниципальные структуры, занимающиеся финансированием бизнеса – выдачей субсидий, грантов, реализацией различных программ поддержки и т.д. Но проблема в том, что основная задача этих структур – распределить деньги. Они не несут никакой ответственности за то, какую реальную пользу принесут средства – будут ли созданы новые рабочие места, появится ли новое производство и т.д. Все, что от них требуется, – правильно заполнить документацию и отчитаться в том, что все деньги освоены. Отчитывается ли кто-нибудь в том, сколько новых компаний создано, сколько налогов внесено в бюджет, сколько продукции произведено? Нет. Это никого не интересует. Выдаст фонд сегодня некой компании грант на миллион рублей, а через несколько месяцев она обанкротилась. Пожмут плечами: ну что же, так получилось. Фонд за это никакой ответственности не несет. А там, где нет ответственности – нет результата.
Еще одним каналом финансирования малого бизнеса выступает банковская система. Однако и здесь ситуация складывается парадоксальным образом. Крупные государственные и коммерческие банки либо работают с аффилированным крупным бизнесом, либо развивают потребительское кредитование, либо занимаются финансовыми спекуляциями. Им просто некогда и не хочется возиться с небольшими региональными компаниями, вникать в суть их бизнеса, учитывать специфику работы и т.д. Есть типовая форма скоринговой оценки – ты либо подходишь под этот шаблон, либо нет. И чаще всего получается, что нет. Неудивительно, что большинство экспертов сегодня абсолютно обоснованно заявляют, что попытки вливать средства в реальную экономику через федеральные банки (как это было в 2009–2010 годах) – это все равно что пытаться унеси воду в решете. Но в феврале 2015 года правительство в очередной раз приняло решение выделить триллион рублей на докапитализацию крупнейших банков. А это значит, что все деньги опять уйдут на кредиты разным крупным холдингам или на валютный рынок.
Малые банки – малый бизнес
Между тем сегодня в России насчитывается около 300 региональных малых банков, которые занимаются непосредственно развитием МСБ: выдают кредиты на покупку скота и техники, модернизацию производств, создание новых рабочих мест и т.д. Они, как никто другой, знают сильные и слабые места региональной экономики, проблемы своих территорий и понимают, как эти проблемы решать. Региональные игроки находятся в непосредственной близости к заемщикам, знают их фактическую историю, деловую репутацию, могут адекватно оценить риски невозврата кредитов, основываясь не только на формальных данных, но и на реальном знании и непрерывном мониторинге состояния дел кредитуемых предприятий. Они сами являются малым бизнесом, а значит, напрямую заинтересованы в устойчивом и сбалансированном развитии территории своего присутствия.
Например, кредитный портфель Эл банка на сегодняшний день составляет около пяти миллиардов рублей. Нашими заемщиками являются порядка 500 юридических лиц – 500 компаний, которые занимаются сельским хозяйством, производством матрасов, поставкой опор для нефтепроводов в условиях вечной мерзлоты и т.д. И это только один банк.
А теперь представьте, какой эффект получает реальная экономика от трех сотен таких малых кредитных организаций.
Но проблема в том, что сегодня малые банки сильно ограничены в ресурсах и просто не в состоянии кредитовать предпринимателей в тех объемах, которые требуются для подъема ВВП. Из-за сложившейся на банковском рынке кастовой системы (основанной на размерах капитала) они оказались фактически отрезанными от доступа к средствам ЦБ РФ и Минфина России. Более того, сегодня в стране фактически проводится политика геноцида по отношению к малым игрокам. Массовые отзывы лицензий породили волну недоверия со стороны населения, в результате чего только в декабре 2014 года из региональных банков было изъято около триллиона рублей. Получается, что этот триллион, по сути, был изъят из малого и среднего бизнеса.
Национальное агентство развития малого бизнеса
Одним из вариантов решения данной проблемы могло бы стать создание Национального агентства развития малого бизнеса (с 100% государственным участием) как связующего звена между правительством и региональными банками. С одной стороны, агентство возьмет на себя задачи по стратегическому планированию развития сектора МСБ и аккумулированию бюджетных средств для решения поставленных задач. С другой – займется финансовой поддержкой региональных банков как основных кредиторов предприятий МСБ.
Подобная практика уже успешно реализуется на ипотечном рынке. АИЖК выстраивает свою работу по рефинансированию кредитов через несколько сотен мелких и средних банков, а также строительных компаний во всех регионах России. Как результат, объем жилищных кредитов вырос практически с нуля в 2002 году до 1,7 трлн рублей в 2014 году. Именно Агентство выступает инициатором и разработчиком различных льготных программ (например, военная ипотека), а также внедряет единые стандарты выдачи и сопровождения займов. Даже в кризис у людей сохраняется возможность покупать жилье, у строительных компаний – возводить новые дома, у банков – выдавать ипотеку, потому что у АИЖК есть четкая структура работы и понимание всей важности поставленной задачи. Аналогичную систему необходимо выстроить и в сфере поддержки МСБ.
Для организации финансовой поддержки региональных банков Национальное агентство развития малого бизнеса может использовать такие механизмы, как докапитализация в виде прямого вхождения в капиталы региональных банков или выдача льготных кредитов под залог активов. В совокупности на это потребуется всего около 300 млрд рублей. Эти деньги могут не просто поддержать, а всколыхнуть экономику страны. Для сравнения: аналогичную сумму правительство планирует выделить в 2015 году на докапитализацию всего нескольких крупнейших кредитных организаций.
Кроме того, в рамках статуса официального партнера агентства малые и средние банки смогут получить более широкие возможности восполнения ликвидности: залоговое и беззалоговое рефинансирование, работа со средствами пенсионных, бюджетных, внебюджетных фондов и т.д.
Исторический шанс
Сегодня российская экономика переживает далеко не самые легкие времена. Санкции, падающие цены на нефть, стремительная девальвация рубля, растущая инфляция… Но, пожалуй, именно сейчас перед нами появился исторический шанс изменить сложившуюся систему и выстроить новую экономическую модель работы. Это возможность пойти по пути импортозамещения, оказать поддержку отечественным производителям, поднять с колен наш малый и средний бизнес. Ведь до тех пор, пока Россия жила за счет нефтегазовой ренты, государству особо не было дела до небольших региональных предприятий. А сегодня именно малый и средний бизнес может стать тем спасательным кругом, который вернет к жизни всю страну.
Поддержка и развитие МСБ должны войти в список ключевых национальных проектов наравне со здоровьем, доступным жильем, повышением обороноспособности, проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году, развитием Крыма и т.д. Как и в случае с другими стратегическими проектами страны, за развитие МСБ должна отвечать ключевая фигура федерального масштаба – человек, который возьмет на себя непосредственную ответственность за решение поставленных задач. Должна быть выстроена строгая система работы. Необходима четкая структура распределения средств, одним из важных элементов которой должны стать малые и средние региональные банки. И поверьте, всего через пару лет мы не узнаем нашу страну.
Начать дискуссию