Эффективное построение различных видов отчетности является важнейшей задачей любой финансово-кредитной организации. Формирование регуляторной, управленческой отчетности и отчетности по МСФО – достаточно сложная задача, в которой немало различных тонкостей и нюансов.
Факторы успеха
Эффективное построение различных видов отчетности зависит от целого ряда факторов. Во-первых, необходим строго регламентированный процесс, в результате которого все вовлеченные в подготовку отчетности подразделения будут работать согласованно, рассказывает начальник управления банковских технологий Банка Интеза Сергей Кобышев. «При этом данный процесс должен включать в себя также все этапы консолидации отчетности по разным критериям – по стандартам материнской компании, филиалов, головного и операционного офиса и т.д. Это необходимо для того, чтобы качество консолидированной отчетности было на высоком уровне», – подчеркивает специалист.
Вторым важным фактором эффективного построения отчетности является высокая квалификация персонала.
Станьте мастером управленческой отчетности! Наш курс научит вас создавать точные и информативные управленческие отчеты. Получите знания, которые помогут вам улучшить финансовое управление. Цена курса — 6 900 ₽!
Наконец, в банке должна быть установлена качественная база автоматизации, которая позволит выпускать отчетность с минимальным (лучше – с нулевым) использованием ручного труда, подчеркивает Сергей Кобышев.
Главный бухгалтер, начальник управления финансового контроля Дойче Банка Александр Киреев уверен, что в процессе эффективного построения отчетности основа основ – это целеполагание. «Зачем или, точнее, для чего будет использоваться та или иная отчетность, а также качество, сроки и репрезентативность – все эти факторы определяют, сколько ресурсов будет выделено на построение эффективных внутренних процессов и контролей, а также на систему учета и обработки данных», – говорит эксперт.
Масштабы бизнеса определяют систему автоматизации
Спросом среди финансово-кредитных организаций пользуются системы автоматизации, которые учитывают специфику работы банковской отрасли, в том числе банковское законодательство, и позволяют строить отчетность по разнообразным срезам, считает Сергей Кобышев (Банк Интеза). На рынке банковского программного обеспечения в настоящее время представлено большое количество таких систем.
Например, в работе с отчетностью специалисты Банка Интеза используют системы как российских производителей, так и собственной разработки (in-house). Построение отчетности происходит, как правило, на периодической основе (ежедневно, еженедельно, ежемесячно). Для построения регуляторной отчетности Банк Интеза использует систему от крупной российской компании, а также системы собственной разработки, рассказывает Сергей Кобышев. Отчетность по МСФО строится с помощью системы Datа Warehouse (DWH) собственной разработки и системы той же российской компании. Управленческая отчетность – с помощью системы Datа Warehouse собственной разработки и системы материнской компании – Группы Интеза Санпаоло.
«Выбор используемых средств автоматизации зависит от масштаба и характера бизнеса каждого банка и уровня его автоматизации», – высказывает свою точку зрения на проблему заместитель председателя правления банка «Международный финансовый клуб» Олеся Фирсик.
Систем достаточно много и разные кредитные организации делают свой выбор в зависимости от поставленных задач, масштабов бизнеса и финансовых возможностей, отмечает Александр Киреев (Дойче Банк). «Идеальной системы, как бы нам ни хотелось, не существует, поэтому при выборе проводится многофакторный анализ, это позволяет каждому банку выбирать то, что максимально удовлетворит его потребности и ожидания».
Так, в Дойче Банке процессы и контроль строятся таким образом, чтобы гарантировать полноту и своевременность отражения операций в учете и отчетности, а также по возможности минимизировать неэффективное использование ресурсов. «Для этого мы используем комплекс систем, где обрабатывается транзакционная и учетно-операционная информация, – рассказывает Александр Киреев. – На определенном этапе обработки единый информационный поток направляется в системы, используемые нами для подготовки регулятивной, управленческой и отчетности по МСФО. Все это обеспечивает высокое качество предоставляемых данных, а также позволяет оперативно реагировать на изменения требований к отчетным данным как со стороны внешних, так и со стороны внутренних пользователей».
Сложности формирования отчетности
Достоверность и своевременность предоставления – это основные требования регулятора к обязательной отчетности. Необходимо понимать, почему же возникают риски достоверности и происходит срыв сроков по предоставлению отчетности.
Существуют три основных этапа получения отчетности: сбор данных, расчет показателей, консолидация и получение сводных отчетов.
На первый этап расходуется очень много рабочего времени по причине децентрализации данных первичного учета. Источниками информации являются автоматизированные банковские системы, разнообразные модули учета сделок и договоров, настольные базы данных. Для крупных многофилиальных банков с разветвленной региональной сетью усугубляет ситуацию наличие нескольких АБС от различных производителей. Проблемы возникают и в случае слияний и поглощений игроков. Качество исходных данных снижается и по причине отсутствия синхронизации нормативно-справочных сведений, используемых в различных учетных системах.
Второй этап – расчет показателей – также децентрализован, поскольку выполняется и специализированными модулями, входящими в состав АБС, и бэк-офисными приложениями, и даже вручную.
Для многофилиальных учреждений последний этап подготовки отчетности – это консолидация отчетов филиалов. Здесь могут возникнуть расхождения между отчетами филиалов и консолидированной отчетностью. Наличие централизованной АБС в какой-то мере позволяет снизить эти риски.
Сложность формирования любой отчетности в банке в первую очередь зависит от количества используемых учетных систем (например, главная книга, кредитный фронт-офис, депозитный модуль, ценные бумаги), считает Олеся Фирсик (банк «Международный финансовый клуб»). «При наличии «зоопарка» используемых ИТ-систем для эффективного построения отчетности обычно применяется хранилище данных. Но в этом случае на первое место выходят вопросы полноты и качества информации, решаемые внедрением жестких регламентов и механизмов очистки данных, а также процедурами контроля за их полнотой. У нас, например, на текущий момент отсутствует необходимость запуска проекта по внедрению хранилища данных, так как большинство бизнес-процессов банка реализовано в одной АБС, – рассказывает эксперт. – На мой взгляд, для ряда регламентных форм отчетности самым оптимальным является ее формирование непосредственно из АБС.
Это и наш подход, так как при аутсорсинге ИТ-услуг у сторонних компаний такое построение отчетности является эффективным».
Управленческая отчетность
При построении управленческой отчетности существует другой подход.
Управленческая отчетность служит для выработки управленческих решений руководством банка и руководителями бизнес-направлений, для информирования о результатах деятельности, отмечает Олеся Фирсик (банк «Международный финансовый клуб»). При этом требования бизнеса и руководства к составу отчетности постоянно меняются с учетом текущих задач, поэтому поставленные задачи лучше всего решать с использованием средств бизнес-аналитики (BI).
Также хотелось бы упомянуть еще один важный фактор, влияющий на построение эффективной отчетности. Так как процесс создания системы управленческой отчетности непосредственно зависит от требований высшего руководства банка и начальников бизнес-направлений, то чрезвычайно важна их активная позиция в формировании таких требований, подчеркивает Олеся Фирсик. «Я считаю, что именно конструктивное взаимодействие бизнес-подразделений и финансовых служб банка в данном вопросе является фактором успеха в построении эффективной системы управленческой отчетности», – резюмирует эксперт.
Ранее в банке «Международный финансовый клуб» управленческая отчетность формировалась в Excel, в настоящее время заканчивается проект по внедрению модуля «Управленческая отчетность» от крупной российской компании, который позволит автоматизировать ряд основных форм управленческой отчетности.
Мнение эксперта
Ольга Чебунина, руководитель центра развития бизнес-приложений департамента аналитических систем компании R-Style Softlab
Для подготовки отчетности многие банки используют учетные системы: АБС и бэк-офисы, решения собственной разработки, а в некоторых случаях даже Excel. При таком подходе финансовые организации неизбежно сталкиваются с рядом проблем: с повышенной нагрузкой на учетные системы; с низким качеством данных, получаемых из различных источников при ручном формировании отчетов; с затруднениями при оперативном учете изменений законодательства или при появлении новых бизнес-требований; с несвоевременностью подготовки отчетности.
Решением всех перечисленных проблем является внедрение специализированных систем для формирования отчетности. Нашей компанией разработан ряд бизнес-приложений на базе технологической платформы RS-DataHouse: «RSDH: Отчетность ЦБ РФ», «RSDH: Отчетность МСФО», «RSDH: Управленческая отчетность» и «RSDH: Портфельная отчетность».
Ярким примером из практики R-Style Softlab является проект по автоматизации подготовки регламентированной отчетности в «Лето Банке» (банк Группы ВТБ) на базе решения «RS-DataHouse: Отчетность ЦБ РФ». ИТ-компания завершила работы, позволяющие финансовой организации использовать 13 наиболее актуальных для нее отчетных форм, к примеру «Сведения о счетах клиентов и платежах, проведенных через кредитную организацию», «ФОР» и прочие. К концу года планируется реализовать 34 формы проекта, в том числе обязательные нормативы, публикуемую отчетность, расчет показателя краткосрочной ликвидности (Базель III).
Наша компания выполнила более 30 проектов по построению отчетности в банках, среди которых Россельхозбанк, МДМ Банк, ФК «Открытие», Инвестторгбанк, Внешпромбанк и ряд других игроков в России и странах СНГ.
Начать дискуссию