Согласно опросу Superjob, россияне считают надежными всего семь отечественных банков, среди которых шесть – с госучастием. Портал Банки.ру c помощью экспертов выяснял, почему россияне выделяют в качестве надежных лишь каждый сотый банк страны.
Компания Superjob провела по заказу портала Банки.ру опрос населения по поводу надежности российских банков. Опрос проводился в 267 населенных пунктах среди 1 600 респондентов. Респонденты должны были выбрать три самых надежных, на их взгляд, кредитных организации. В итоге большинство голосов набрали всего семь банков, среди которых шесть государственных и один частный, Альфа-Банк. (Всего по состоянию на 1 марта 2015 года в России были зарегистрированы 773 банка.) На Сбербанк пришлось 84% голосов, на ВТБ – 42%, на ВТБ 24 – 30%, на Газпромбанк – 27%, на Альфа-Банк – 17%, на Россельхозбанк – 16%, на Банк Москвы – 6%. На остальные крупные коммерческие банки пришлось от 1% до 5%. В прошлом году в таком же опросе Сбербанк набрал 74% «лайков», ВТБ 24 – 52%, Газпромбанк – 28%, Альфа-Банк – 17%, Райффайзенбанк – 12%, Россельхозбанк – 9%, Банк Москвы – 5%.
«Наши клиенты по-разному понимают и характеризуют надежность банка: для кого-то это срок существования компании, для кого-то наличие господдержки или широкая сеть отделений и банкоматов. Это может быть наличие материнской компании за границей РФ, размеры активов, универсальность, а может – популярность, наличие клиентов банка среди знакомых, позиции в рейтингах», – говорят в Альфа-Банке.
«Сбербанк – это самый крупный банк в стране, мы гордимся тем, что миллионы людей доверяли и доверяют Сбербанку на протяжении более 170 лет», – комментируют в Сбербанке.
«ВТБ 24 вызывает доверие клиентов как банк с государственной поддержкой, давно представленный на рынке и известный. Их привлекает разнообразие нашей продуктовой линейки, динамичность, широкая сеть отделений, качественный сервис и активная рекламная и медиаподдержка», – рассказали в ВТБ 24.
Прежде всего, необходимо отметить, что банки, набравшие больше всего голосов, не только связаны с государством, но являются одними из крупнейших в стране, говорит аналитик рейтингового агентства RusRating Евгений Славнов. При этом Альфа-Банк, будучи частным банком, набрал сопоставимое количество голосов с Россельхозбанком. Это дает основания полагать, что размер играет важную роль, добавляет Славнов. «При этом, например, банк «ФК Открытие», несмотря на сопоставимые размеры, набрал всего 1% голосов, что, вероятно, является результатом относительной молодости данного бренда. Таким образом, я полагаю, в глазах населения самыми надежными банками являются крупнейшие кредитные организации, чьи имена давно себя зарекомендовали», – прокомментировал результаты опроса аналитик.
Безусловно, близость к государству тоже играет свою роль – часть клиентов при выборе банка исходят из логики «правительство спасет данный банк в случае проблем». Однако данный фактор вряд ли является определяющим – в противном случае АБ «Россия» должен был бы набрать больше голосов, а Альфа-Банк – напротив, значительно меньше, рассуждает Евгений Славнов.
Как указывает представитель коммерческого банка, не попавшего в топ опросника, одним из основных показателей надежности кредитной организации является доверие вкладчиков. «Что касается результатов исследования, то их вряд ли можно считать показательными, поскольку выборка респондентов слишком общая. В данном случае правильнее было бы опрашивать активных пользователей финансовых услуг – и прежде всего вкладчиков», – считает банкир.
Вообще, если говорить о розничном банкинге, массовый потребитель крайне не искушен в выборе банковских услуг, утверждает управляющий партнер брендингового агентства Depot WPF Алексей Андреев. «Людям известны только самые очевидные маркеры, такие как процент по кредиту и процент по депозиту. Второй аспект, влияющий на потребительские оценки надежности банков, – это исторически сложившееся отношение россиян к банковским услугам. За последние годы мы пережили несколько тяжелейших «черных вторников и четвергов». И практический опыт россиян подсказывает нам, что чем банк ближе к государству, тем меньшим рискам он подвержен. Надо честно сказать, что большей образованности населения добиться трудно», – сожалеет Андреев.
Среднестатистический клиент банка совершенно не представляет себе, как анализировать отчетность банка и на какие показатели следует обращать особое внимание, чтобы понять уровень его устойчивости, добавляет Евгений Славнов. «Кроме того, довольно часто отзыв лицензии у банка сопровождается сообщением, что данная кредитная организация предоставляла недостоверную финансовую отчетность. То есть совершенно не факт, что, даже обладая соответствующими навыками, потенциальный клиент увидел бы из отчетности реальное состояние дел в банке», – говорит аналитик.
«На примере этого опроса можно видеть результаты вложения банков в PR, в свой имидж: некоторые пользуются популярностью у населения исключительно из-за того, что находятся на слуху и присутствуют на постоянной основе в прессе», – считает заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин.
«Коммерческие банки сейчас активно пытаются повысить узнаваемость, предлагая новые продукты и рассказывая о них, демонстрируя свою доброжелательность, открытость, инновационность, подвижность, открывая новые офисы. Они выбирают этот путь, так как конкуренцию с причастными к государству банками на уровне цифр им выдержать сложно», – заключает управляющий партнер брендингового агентства Depot WPF Алексей Андреев.
Начать дискуссию