Портал Банки.ру подготовил рейтинг автокредитных банков по итогам 2014 года. Кредитные организации «ужимают» автокредитование в своих розничных портфелях, просрочка по данному виду займов растет. Как видно из исследования, некоторые банки, вопреки традиционно «наваристому» окончанию года, сократили объемы выдач во втором полугодии.
Сбербанк везде Сбербанк
Банки.ру составил новый рейтинг автокредитных банков. На этот раз мы изучили итоги 2014 года. В рамках исследования были рассмотрены объемы автокредитных портфелей банков, уровень просрочки по ним, а также объемы выдач и количество выданных автокредитов по Москве, Московской области и другим регионам.
В рейтинге приняла участие 51 кредитная организация (с учетом того, что в группу Сбербанка России входят Сбербанк и Сетелем Банк). Из них 45 поделились данными об уровне своей просрочки.
Совокупный портфель автокредитов участников рейтинга на 1 января 2015 года составил 720,9 млрд рублей. По объему портфеля автокредитов лидирует группа Сбербанка России, в которую входят сам Сбербанк и Сетелем Банк: портфель группы насчитывает 144,5 млрд рублей. На втором месте — ВТБ 24 (117,6 млрд рублей), на третьем — Русфинанс Банк (84,5 млрд). В пятерку банков с крупнейшим портфелем автокредитов также входят ЮниКредит Банк (свыше 73 млрд) и Росбанк (59,4 млрд рублей).
За прошедший год лучшую динамику по росту портфеля автокредитов физлицам из представленных кредитных организаций продемонстрировали Связь-Банк (плюс 147,08%) и Сетелем Банк (плюс 120,82%).
Наибольшее падение отмечено у банка «Первомайский» (минус 72,43%), а среди финорганизаций с портфелем более миллиарда рублей — у Кредит Европа Банка (минус 25,75%).
Вниз по накатанной
Большинство участников рейтинга снизило долю автокредитов в розничном портфеле во втором полугодии 2014 года. Наибольшее сокращение отмечено у Европлан Банка (с 99,06% по состоянию на июль 2014 года до 87,12% на январь 2015 года). Также выделяются ЮниКредит Банк (падение доли с 53,22% до 46,54%) и Кредит Европа Банк (с 44,86% до 39,81%). Напомним, что рынок автокредитования покинул такой заметный игрок, как Райффайзенбанк, ранее входивший в десятку нашего рейтинга по объему портфеля.
В Европлан Банке не стали комментировать сокращение доли. Как пояснили в ЮниКредит Банке, уменьшение доли связано с тем, что автокредиты на несколько популярных брендов теперь выдаются дочерним банком этого автоконцерна, часть которого принадлежит группе UniCredit.
«Мы прогнозируем рост доли, так как ЮниКредит Банк сохраняет фокус на автокредитовании. Наш банк продолжает выдавать автокредиты и сохраняет поддержку всех действующих программ автокредитования со всеми партнерами — автопроизводителями и автодилерами. Наиболее выгодные для клиента условия сейчас у дилеров таких брендов, как Jaguar, Land Rover, Subaru, Honda, Lifan, Volvo, Lada, Harley Davidson, — рассказал начальник управления по работе с партнерами ЮниКредит Банка Александр Мартынов. — Также мы в четвертый раз присоединились к программе льготного автокредитования Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Мы рассчитываем, что эта программа поможет поднять продажи автомобилей и, конечно, отразится на продажах в кредит. Что касается планов, нами заложен существенный рост на кредиты, подпадающие под условия программы».
Снижение доли автокредитов в портфеле банка «Балтика» (с 9,93% до 8,02%) в кредитной организации связывают с увеличением объема досрочного погашения при падении общего спроса населения на этот продукт. Тем не менее в кредитной организации ожидают, что к концу первого полугодия 2015 года автокредиты будут составлять 10—15% от розничного кредитного портфеля, так как банк намерен развивать данный сегмент кредитования за счет участия в программе госсубсидирования.
На общем фоне заметно выделяются банки, нарастившие долю автокредитов. К ним относятся Плюс Банк (рост за второе полугодие 2014 года на 14,39 процентного пункта до 90,46%), АйМаниБанк (рост на 11,06 п. п. до 70,88%), Первобанк (рост на 4,51 п. п. до 51,33%) и Сетелем Банк (рост доли на 3,56 п. п. до 81,38%).
«Это увеличение ожидаемое с нашей стороны: во второй половине 2013 года наш банк сфокусировался на автокредитовании в сегменте подержанных авто, что отразилось на росте портфеля в 2014 году, — объясняет исполнительный директор, директор департамента банковских продуктов Плюс Банка Кирилл Григорьев. — С начала 2014 года мы улучшаем сервисные показатели в автокредитовании: скорость принятия решения у нас стабильно ниже одного часа, и оформление сделки занимает менее 30 минут. Также мы активно шли в регионы. На текущий момент у нас более 50 регионов присутствия кредитных предложений банка, доля региональных продаж достигла 60%. Мы планируем сохранить фокус на автокредитовании, расширяя сегменты (новые авто у официальных дилеров, участие в госпрограмме). Соответственно, и доля автокредитования останется на уровне 90—95%».
По мнению Григорьева, можно ожидать, что некоторые банки сейчас будут уходить из автокредитования, так как без достаточной компетенции в рисках, партнерской сети, сервисных показателях данный продукт может быть нерентабельным. «Многие банки, которые не специализируются на автокредитовании, это уже осознали или осознают в скором времени», — уверен собеседник Банки.ру.
«В целом в ближайшее время большинство активных участников рынка переключатся на программу государственного софинансирования. Многие в очередной раз попытаются активизировать работу на рынке подержанных авто. Но, как показывает практика, такие попытки не увенчаются особым успехом и будут заброшены, как только рынок начнет восстанавливаться, — прогнозирует директор департамента розничного бизнеса Росгосстрах Банка Андрей Борискин. — Часть игроков, для которых сектор автокредитования не был приоритетным, уйдет. Некоторые оставят данный продукт в портфелях, но временно уберут его из списка приоритетных».
Борискин полагает, что этот год будет тяжелым для автокредитования, каким был и кризисный 2009-й. Но впоследствии можно будет наблюдать существенный рост, связанный в первую очередь со старением легкового автопарка в целом. Также мы увидим смещение спроса в пользу корейских и японских производителей, как минимум в связи с сокращением российской части бизнеса европейских автопроизводителей, уверен эксперт.
Александр Мартынов отмечает, что некоторые банки, действительно, уходят из автокредитования, но при этом приходят и новички. Поэтому конкуренция сохраняется.
Платят с торможением
О своей просрочке по автокредитам согласились рассказать 45 банков из числа участников рейтинга. Среди них наименьшая просрочка у Сургутнефтегазбанка — 0,1%. Также минимальный уровень просроченной задолженности у Московского Индустриального Банка (0,51%) и Тойота Банка (0,54%).
В среднем просрочка среди участников рейтинга составляет 15,24%. У семи из них доля просроченной задолженности в портфеле автокредитов на 1 января 2015 года не превышала 1%.
Отметим, что за второе полугодие 2014 года более чем у 70% банков, поделившихся данными о проблемных долгах, просрочка выросла.
«Уровень просрочки по автокредитам банка вырос в связи с естественным выгашиванием портфеля и временным прекращением выдач по программам автокредитования в рамках ужесточения кредитной политики банка на фоне кризиса, — говорит Андрей Борискин из Росгосстрах Банка. — Что касается просрочки по рынку, стоит отметить, что с началом программы льготного автокредитования банки ожидаемо могут столкнуться с резким увеличением числа запросов на выдачу кредитов, как и с необходимостью более тщательной проверки платежеспособности заемщиков. Число желающих оформить кредит по сниженным ставкам вырастет, а вот число людей, которые реально будут вносить ежемесячные платежи исправно, сократится. Поэтому ожидаем серьезный рост просрочек по автокредитам».
Кирилл Григорьев уверен, что для роста просрочки имеются как макроэкономические, так и качественные факторы. К макроэкономическим факторам он относит ухудшение финансового положения населения в связи с ростом цен, стагнацией доходов, ростом безработицы, что связано с экономическим спадом, а к качественным — устаревшие подходы в оценке рисков, рост кредитного мошенничества, попытку угнаться за выполнением плана продаж в ущерб качеству портфеля. «Пока не изменятся макроэкономические факторы, просроченная задолженность продолжит расти», — полагает эксперт.
Александр Мартынов из ЮниКредит Банка также наблюдает предпосылки для роста просрочки по автокредитам, поскольку в условиях экономической рецессии происходит общее снижение доходов граждан.
Нетипичное сокращение
По итогам 2014 года 46 банков, принявших участие в рейтинге и поделившихся данными об объеме и количестве выдач, в совокупности выдали физическим лицам автокредитов на 398,8 млрд рублей.
Больше всего автокредитов выдала группа Сбербанка России (свыше 84 млрд рублей, включая 71,8 млрд, выданные Сетелем Банком). На втором месте — ВТБ 24 (60,9 млрд), а на третьем — Русфинанс Банк (51,6 млрд рублей).
Эти же кредитные учреждения лидируют по количеству предоставленных займов. Так, за 12 месяцев 2014 года группа Сбербанка России выдала 150,5 тыс. автокредитов (из них 128,2 тыс. Сетелем Банк). На ВТБ 24 приходится 114,6 тыс., а на Русфинанс Банк — 107,1 тыс.
Все вместе участники рейтинга выдали 725,6 тыс. займов на приобретение автомобилей в течение прошлого года.
Обратим особое внимание на тот факт, что Альфа-Банк и Росавтобанк предоставили данные по объемам и количеству выданных автокредитов только за второе полугодие 2014 года, и поэтому не были ранжированы по этим показателям по итогам всего 2014 года.
Несмотря на то что в конце года кредитные продажи обычно растут, а зимние месяцы 2014 года стали раздольем для некоторых российских дилеров после того, как соотечественники бросились скупать иномарки из-за скачков курсов валют, некоторые банки показали значительное снижение выдач во втором полугодии прошлого года по сравнению с первым.
С января по июль 2014 года ЮниКредит Банк выдал автокредитов физлицам на 29,9 млрд рублей, а с июля 2014 года по январь 2015 года — на 16,4 млрд рублей. У Московского Кредитного Банка соотношение составило 2,3 млрд против 526,9 млн, у банка «Санкт-Петербург» — 1,1 млрд против 756,8 млн рублей.
«Второе полугодие 2014 года выдалось очень непростым и для авторынка, и для рынка автокредитования, — вспоминает вице-президент автофинансовой компании «Европлан» Александр Михайлов. — Снижение выдачи автокредитов обусловлено как ростом ставок, так и гораздо более избирательным подходом кредиторов к заемщикам. Стремясь минимизировать свои риски, банки одобряли меньше автокредитов и повысили требования к кредитной истории и финансовому положению заемщика. Параллельно с этим снижалась и активность со стороны самих клиентов».
«Конец года, как мы помним, был ознаменован высокой волатильностью курсов валют и ослаблением рубля, когда многие россияне пытались понять, куда бежать и вкладывать обесценивающиеся сбережения. В том числе одним из популярных инструментов для инвестиций были автомобили, которые россияне покупали за счет имеющихся сбережений, естественно, не прибегая ни к каким кредитам», — комментирует Андрей Борискин из Росгосстрах Банка.
С этим мнением согласен Александр Мартынов из ЮниКредит Банка. Он обращает внимание, что во втором полугодии на рынке был спад продаж автомобилей. Только декабрь показал положительные результаты, но в этот период автомобили приобретались преимущественно за наличные с целью сохранения сбережений в кризисный период.
По словам Кирилла Григорьева из Плюс Банка, весь рынок автокредитования по итогам первого полугодия прошлого года показал незначительный рост, но по итогам второго полугодия — значительное падение. В результате за 2014 год рынок автокредитования и вовсе показал отрицательную динамику.
«В 2015 году стоит ожидать падения рынка, но запуск программы субсидирования ставок от Минпромторга позволит его уменьшить. В основном это связано с повышением цен на авто и достаточно высокими ставками кредитования», — считает Григорьев.
Новая автореальность
Александр Мартынов признает: с учетом текущих реалий спрос на автокредитование снизился. В зависимости от ценовой политики дистрибьюторов можно ожидать, что рынок продаж новых автомобилей может сократиться вплоть до 50%. «В целом общий уровень автокредитования будет зависеть от ключевой ставки ЦБ, ситуации в экономике, емкости предложения автомобилей от дистрибьюторов, — отмечает собеседник Банки.ру. — Если говорить в целом про рынок, в первом квартале 2015 года мы наблюдали рост спроса на подержанные автомобили. Также можно выделить тренд, когда универсальные банки по итогам 2014 года показали большую долю в продажах дилеров, чем кэптивные».
Александр Михайлов из автофинансовой компании «Европлан» ожидает, что что рынок автокредитования в 2015 году значительно сократится по сравнению с 2014 годом. «Заметно наращивать объем автокредитов в своих портфелях смогут только кэптивные банки и банки-монолайнеры, — уверен он. — У универсальных банков увеличения доли автокредитов не будет, или оно будет несущественным. Тенденции 2014 года остались и в этом году: снижение общей доступности автокредитов, перераспределение рынка между банками и рост доли вторичного рынка вместе со спросом на кредиты для покупки подержанных автомобилей».
Знаковым для рынка событием Михайлов считает запуск Минпромторгом не только программы льготного автокредитования, но и льготного автолизинга. Лизинг автомобилей в дополнение к существующим и развитым формам автокредита позволит сделать новые автомобили более доступными не только для юридических, но и для физических лиц.
«Из-за экономического кризиса в России рынок автокредитования серьезно сократился. Повышены ставки, часть банков отказалась от сегмента автокредитования, падают реальные доходы населения и платежеспособность граждан. В 2014 году авторынок сократился на 10%. В январе — марте 2015 года падение продолжилось. В связи с чем программа льготного автокредитования внесла некоторое оживление. Продлена на второй квартал 2015 года и программа утилизации автомобилей. Также с 1 апреля стартовала программа льготного автолизинга, — перечисляет Андрей Борискин из Росгосстрах Банка. — При этом данные программы, скорее, помогут смягчить падение рынка, но не устранят его. Сегодня многие россияне все-таки не уверены в завтрашнем дне, поэтому не рискнут брать автомобиль в кредит, да и ставки даже в рамках программы льготного автокредитования не такие привлекательные, как раньше. Некоторые банки временно приостанавливают или вообще прекращают выдавать автокредиты. Другие предлагают потребителям высокие ставки — около 25% годовых. Ставки по автокредитам, как и по прочим направлениям кредитования, сейчас не более чем реакция на резкое ухудшение экономической ситуации. Поэтому делать какие-либо серьезные выводы по действующим на рынке ставкам на текущий момент абсолютно бессмысленно».
Тем не менее Борискин наблюдает некоторую стабилизацию рынка и считает, что в июне уже можно будет судить о том, насколько действительно выросла стоимость автокредита и в какую сторону сориентируется автомобильный рынок. «Особого бума выдач по партнерским программам ожидать не стоит, — говорит эксперт. — Как правило, такие программы необходимы для успешной рекламы и в лучшем случае приносят очень низкий доход, а то и вовсе убыточны. Чаще потери по совместным программам приходится компенсировать за счет доходности стандартных предложений».
Начать дискуссию