Банки

Господдержка не для всех

Правительство принимает меры по стабилизации ситуации на банковском рынке и по созданию условий для экономического роста. Сможет ли программа докапитализации достичь этих целей – покажет только время.

В первые месяцы 2015 года власти готовили бизнес к более серьезной и продолжительной стагнации, чем кризис 2008 года, и не исключали возможности «жесткой посадки» национальной экономики. Однако весной пришла не только календарная оттепель, но и «оттепель» во всевозможных заявлениях и прогнозах: высокопоставленные чиновники заговорили о том, что, возможно, удастся избежать худшего, в том числе массовых банкротств финансово-кредитных организаций, особенно если «сработает» объявленная государством программа докапитализации банков через облигации федерального займа (ОФЗ). По состоянию на середину марта, из прошедших отбор 27 игроков, готовность получить господдержку с соблюдением необходимых требований подтвердили лишь некоторые из счастливчиков.

Хорошо забытое старое

Докапитализация банков за счет средств бюджета (или, как чаще называют этот инструмент, за счет средств налогоплательщиков) – явление неновое ни для России, ни для стран с развитой экономикой. События кризиса 2007–2009 годов, вспыхнувшего из-за перегрева рынка ипотеки subprime в США, до сих пор все помнят. Тогда многие страны предоставили банкам капитал первого уровня: «инъекции» производились главным образом через приобретение государством привилегированных акций или других гибридных инструментов, соответствующих критериям капитала первого уровня. В США объем подобных вливаний достиг триллиона долларов, в России, конечно, масштабы господдержки оказались скромнее. 

Как это часто бывает, инструмент, рожденный в эпоху одного кризиса и доказавший свою эффективность на практике, используется для преодоления последствий следующего кризиса. Поэтому для рынка не стало неожиданностью то, что в декабре прошлого года Госдума РФ одобрила законопроект о наделении Агентства по страхованию вкладов (АСВ) правом осуществлять меры по повышению капитализации российских банков. В соответствии с данным законом АСВ докапитализирует кредитные организации на сумму до триллиона рублей путем размещения облигаций федерального займа в обязательства банков по субординированным кредитам. 

Как пояснил министр финансов России Антон Силуанов, реализация данного механизма повысит капиталы второго уровня банков, даст возможность финансово-кредитным организациям привлекать больше ресурсов с рынка и направлять эти ресурсы на увеличение своих активов, то есть на кредитование экономики, которая в нынешних условиях испытывает явный дефицит финансирования. 

По словам представителей правительства, АСВ не будет входить в уставный капитал банков, а будет приобретать субординированные обязательства кредитных учреждений, оплачивая их ОФЗ. При определенных условиях эти обязательства могут быть обменены на обыкновенные акции банков, что предусматривается договором с АСВ. Таким образом, у финансовых институтов появляется возможность привлекать если не бесплатное, то сравнительно дешевое финансирование (выплаты по субординированным обязательствам равны купонному доходу по ОФЗ плюс 1%), замечают эксперты. При этом предполагается, что регулятор рынка будет осуществлять серьезный контроль за реципиентами, которые, в свою очередь, будут обязаны увеличивать свои кредитные портфели на величину, составляющую не менее 1% в месяц. Причем этот рост должен быть обеспечен за счет кредитования отраслей экономики, перечисленных в приложении к документу о механизме докапитализации. 

В перечень банков, удовлетворяющих условиям докапитализации через ОФЗ, вошли крупнейшие государственные и частные игроки, размер собственных средств которых составляет не менее 25 млрд рублей, а доля потребительских кредитов в их портфелях не превышает 40% активов банка. Среди них такие кредитные организации, как ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, ВТБ24, Банк Москвы, банк «ФК Открытие», Промсвязьбанк, МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК, Банк УРАЛСИБ и другие. 

«Кредитные организации, вошедшие в список, составляют абсолютное большинство активов банковской системы после Сбербанка, которого в списке нет», – замечает директор практики оказания услуг финансовым организациям PwC в России Антон Ефремов. Таким образом, государство создает благоприятные условия для деятельности банков, кредитующих как крупные предприятия, так и МСБ и ипотечных заемщиков. Они смогут наращивать темпы кредитования, поскольку на каждый рубль дополнительного капитала финансовые институты смогут выдать до десяти рублей кредитов. Следовательно, в целом от этой операции российская экономика может получить до десяти триллионов рублей кредитных ресурсов, что в условиях спада и дефицита средств для развития промышленного производства крайне необходимо.

«Важно сегодня, чтобы эти средства действительно направлялись на кредитование реального сектора экономики, малого и среднего бизнеса, в том числе и на развитие собственных производств в России, а не на рынок финансовых инструментов, не связанных с таким кредитованием», – подчеркивает Антон Ефремов (PwC). 

Торопись медленно!

Сами банкиры оценивают перспективы программы докапитализации, а также перспективы участия в ней своих организаций менее оптимистично. Об этом, к примеру, говорит то, что к середине марта совет директоров АСВ одобрил заявки на докапитализацию через ОФЗ только четырех игроков: банка «Петрокоммерц», Новикомбанка, Совкомбанка и банка «Россия». В то же время главный управляющий директор вошедшего в «список избранных» Альфа-Банка Алексей Марей сообщил, что пока не видит необходимости в этом. «С точки зрения достаточности капитала такой потребности у нас нет. Поэтому мы будем принимать решение ближе к июню», – сказал он.

Не спешит отвечать на уведомление от АСВ о возможности докапитализации через ОФЗ на сумму около 30 млрд рублей и Промсвязьбанк. По словам заместителя председателя правления банка Владислава Хохлова, для кредитной организации важнее капитал первого уровня, чем капитал второго уровня. Он добавил, что в настоящее время идет дискуссия в том числе с мажоритарными акционерами о дополнительной эмиссии. 

В этот же период Банк УРАЛСИБ сообщал об увеличении основного капитала путем конвертации ранее привлеченного субординированного займа в размере 71,6 млн долларов в капитал первого уровня. «Текущая рыночная ситуация предъявляет повышенные требования к финансово-кредитным организациям, и потребность в докапитализации характерна для большинства участников рынка. Именно поэтому акционерами банка было принято решение о его поддержке через увеличение капитала первого уровня», – пояснили представители руководства Банка УРАЛСИБ.

Наблюдатели напоминают, что и в прошлый раз – во время кризиса 2008–2009 годов – порыв банков к получению господдержки в рамках докапитализации был умеренным. Причина в том, что обязательства, под которыми подписываются реципиенты, сформулированы довольно жестко. Далеко не все финансово-кредитные организации готовы безоговорочно их принимать, некоторые склонны полагаться больше на собственные силы, чем на помощь извне. 

Полет нормальный?

В кризис 2008–2009 годов основным инструментом рекапитализации были субординированные кредиты ВЭБ, которые позволили банкам справиться с последствиями падения рентабельности и запустить кредитование с восстановлением экономики (кредитный портфель сократился на 2,4% в 2009 году, но вырос на 13,1% уже в 2010 году). Также ЦБ РФ прибегал к временным послаблениям в расчете резервов, что позволило ослабить давление на рентабельность сектора. 

«Достаточность капитала банковского сектора на данный момент выглядит относительно комфортной (12,5% на 1 февраля 2015 года), однако не предполагает серьезного запаса прочности для уменьшения возможных потерь от формирования дополнительных резервов и давления на маржу», – отмечает ведущий аналитик департамента исследования рыночной конъюнктуры Газпромбанка Андрей Клапко. 

«По нашим подсчетам в кризис 2008–2009 годов объем рекапитализации банковского сектора составил 1,1 трлн рублей, или 29% от капитала сектора на 1 января 2009 года, – продолжает эксперт. – На данный момент озвучены меры по поддержке на общую сумму порядка 1,4 трлн рублей, что составляет порядка 18% от капитала сектора на 1 января 2015 года. Таким образом, пакет озвученных мер относительно масштабов сектора пока уступает объему помощи в предыдущий кризис». 

Андрей Клапко (Газпромбанк) уверен, что степень достаточности существующих мер поддержки будет определяться тем, с какими вызовами столкнется банковский сектор в 2015 году, и тем, насколько острыми будут эти вызовы. Речь, по мнению эксперта, следует вести в первую очередь о необходимости формирования дополнительных резервов под неработающие кредиты, о сжатии процентной маржи на фоне роста стоимости фондирования в результате жесткой монетарной политики ЦБ РФ. Негативную роль, как легко догадаться, может сыграть волатильность на валютном и долговом рынках. 

«Данная программа похожа на схему докапитализации банковского сектора 2009 года, – замечает директор Центра структурных исследований Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара Михаил Хромов. – Только на этот раз средства Фонда национального благосостояния остаются нетронутыми, а в роли денежных средств выступят ОФЗ. По сути, это завуалированный инструмент денежной эмиссии. В дальнейшем банку необходимо будет реализовывать эти облигации на финансовом рынке или же оставить в активе в качестве инвестиций». 

По мнению эксперта, скорее всего, одной из целей использования такой схемы докапитализации было расширение залоговой базы в активах банков, позволяющей в критических ситуациях получать больше дополнительной ликвидности от ЦБ. «Безусловно, эта мера окажет положительный эффект на достаточность капитала банковского сектора, который в конце 2014 года был на очень низком уровне. Но суммы, озвученной АСВ, очевидно, недостаточно для того, чтобы решить все проблемы банковского сектора, – замечает Михаил Хромов. – Кроме того, наличие дополнительных обязательств по наращиванию кредитного портфеля в течение трех лет снизит непосредственный эффект для уровня капитализации этих игроков». 

Эксперт Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара видит причину наблюдаемого осторожного отношения банков к участию в программе докапитализации в том, что с учетом соблюдения установленных требований она будет оказывать больше влияния на поддержание роста кредитования экономики, а не на финансовое состояние кредитной организации. 

«Если кредитный портфель банка сформирован в основном кредитами приоритетным категориям заемщиков с точки зрения условий докапитализации (к ним относятся МСБ, ряд определенных отраслей экономики и ипотечные клиенты), то ему придется направлять значительную часть полученных средств на наращивание активных операций. При этом в текущей неблагоприятной экономической ситуации значительно возрастают требования к отбору заемщиков, особенно с учетом того, что финансовый институт будет вынужден поддерживать выдачу кредитов для выполнения условий докапитализации», – поясняет Михаил Хромов (Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара).

Антон Ефремов (PwC) видит риск для коммерческой деятельности частных банков в дополнительном мониторинге и контроле со стороны государства, предусмотренном условиями докапитализации. «Естественно, это может привести к ограничению гибкости и скорости принимаемых решений. Из позитивных факторов можно указать некоторое повышение надежности банка в глазах рядовых граждан», – рассуждает Антон Ефремов.

Регионы в интересах МСБ

На фоне куда более стабильных системообразующих банков из «списка избранных» средние частные и региональные игроки в сложившихся в результате кризиса условиях чувствуют себя не слишком хорошо. Что и неудивительно – стоимость фондирования сильно возросла, а возможности размещать активы «усохли» из-за падения платежеспособности как предприятий, так и населения, поясняют эксперты. 

Если частный банк стремится успешно и независимо продолжать свою деятельность, то стоит рассматривать прежде всего вариант докапитализации за счет собственников, уверен Антон Ефремов (PwC). Однако каждый собственник придирчиво оценивает рентабельность и целесообразность дополнительных инвестиций в банковский бизнес, который в настоящее время не является высокодоходным и несет серьезные риски. При этом акционеры не исключают того, что в ближайшие несколько лет ситуация вряд ли изменится к лучшему. 

«Альтернативой по источникам дофинансирования могло бы стать размещение акций банка на российской бирже, то есть первичное публичное размещение (IPO), – делится мнением Антон Ефремов. – К сожалению, у нас пока затраты по выводу акций средних банков на биржу очень велики, при этом отсутствует достаточный спрос со стороны внутренних российских институциональных инвесторов и физических лиц». 

В капиталы региональных игроков – не очень больших, но важных для своих регионов – из триллиона рублей планируется направить всего 170 млрд рублей. Наблюдатели считают – этого явно недостаточно для того, чтобы придать новый импульс процессу кредитования региональных компаний. 

В начале марта президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин обратился к правительству и ЦБ с просьбой поддержать разработанные в РСПП критерии отбора региональных банков на получение государственной поддержки через докапитализацию. В основе критериев предлагается рассматривать прежде всего качественные показатели. В частности, системная значимость банка для региона должна быть подтверждена органами государственной власти субъекта Российской Федерации, банк должен входить в первую тройку региональных финансово-кредитных организаций по размеру капитала, не менее 50% выдаваемых им кредитов должно быть предназначено предприятиям малого и среднего бизнеса. Кроме того, у потенциального реципиента господдержки должна быть развитая филиальная сеть.

Впрочем, есть и другие предложения. Так, ряд экспертов считают, что определяющим должен быть не размер капитала, а устойчивость, законопослушность, активное участие в проектах по кредитованию МСБ. Сторонники этого подхода указывают на то, что частыми были прецеденты – не только в российской истории, но и в истории стран с развитой экономикой – когда «падали» финансово-кредитные организации, располагавшие огромным капиталом.

В одном все эксперты солидарны: проводя программу докапитализации малых и средних банков, фокусируясь на региональных кредитных организациях, государство получит возможность не только защитить регионы от экономического спада, но и создать импульс для дальнейшего развития. А это в условиях, когда Россия борется за каждую долю процента роста ВВП, чрезвычайно важная и актуальная задача.

Начать дискуссию

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Интересные материалы

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть