В неблагоприятные времена и банки, и их клиенты начинают особенно ценить дистанционные формы взаимодействия, позволяющие снижать издержки. Появление такой банковской услуги, как самоинкассация, стало реакцией на прошлый кризис. Сегодня она вновь очень актуальна.
Самоинкассацией называют самостоятельное внесение юридическим лицом наличных средств на расчетный счет через терминал либо банкомат с функцией cash-in. Для этого банк выпускает для компании-клиента специальную карту или несколько карт, которыми могут пользоваться сотрудники — например, продавцы разбросанных по городу торговых точек, — чтобы сдавать в конце рабочего дня выручку. Как правило, такие карты позволяют совершать лишь один вид операций — внесение наличных. Расходные по ним не предусмотрены, что делает невозможным несанкционированное снятие средств с расчетного счета компании.
Прежде всего услуга нацелена на компании малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, у которых значительная часть выручки поступает в наличной форме. О профиле типичного пользователя услуги хорошо рассказывает статистика, которую в начале прошлого года опубликовал один из банков: средний размер вносимой суммы составил в Москве 31,5 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге — 14 тыс.; основной род деятельности большинства компаний — торговля и обслуживание.
В чем преимущества самоинкассации для бизнеса? В среднем по рынку комиссия за внесение наличных средств на расчетный счет составляет около 0,2%, если используется банкомат собственной сети банка (возможна дополнительная комиссия в случае использования чужих АТМ). Это меньше, чем комиссия при зачислении средств через кассы в офисах банков (в среднем 0,3%), а тем более — чем стоимость обычных инкассаторских услуг (доходит до 2% от суммы).
При этом клиент получает возможность сдавать выручку в любое время дня и ночи, независимо от режима работы офисов банка. Банкомат превращается в полезное передаточное звено: через него компания в удобное для себя время вносит средства на счет, а служба инкассации, не согласовывая время с клиентом (как это происходит при классической инкассации), производит изъятие средств из устройства. Предпринимателю не приходится аккумулировать большие средства в одном месте, снимая кассу на различных торговых точках, или оставлять деньги в кассе на несколько дней, тем самым «замораживая» средства. А значит, это более безопасно.
Большинство банков, предлагающих эту услугу, отражает зачисление средств в течение часа, но не позднее следующего дня после внесения, то есть вполне оперативно. Разумеется, все инструменты, которые предполагает дистанционное банковское обслуживание, доступны предпринимателю и в связи с услугой самоинкассации: СМС-информирование, отслеживание поступления средств через личный кабинет в интернет-банке и т. д. А у сотрудника, внесшего средства через банкомат, для отчетности остается на руках чек с подробными реквизитами платежа.
Если наличный оборот торговой точки достаточен, банк может согласиться на установку терминала для самоинкассации непосредственно на площади клиента. Точки с небольшим оборотом тоже могут при определенных условиях заинтересовать банк как место для установки терминала, но на условиях аренды — например, за 7 тыс. рублей в месяц (на рынке есть такие предложения). Разумеется, наличие терминала «под боком» заметно упрощает для предприятия самоинкассацию — в любое время, неограниченное количество раз в сутки. Устройство производит проверку подлинности банкнот и автоматический пересчет купюр, гарантируя безошибочность и точность подсчета, чего полностью не может обеспечить ни один сотрудник. Можно сэкономить на штате кассиров, которые пересчитывают и обрабатывают наличные средства. Помимо этого, не стоит забывать, что все терминалы и банкоматы предлагают целый спектр услуг для физических лиц — платежи, переводы, пополнение интернет-кошелька. Это обеспечивает точке клиента дополнительный трафик людей, которых можно ориентировать на свои продукты.
Стоит заметить, что самоинкассация — услуга не для одного только малого бизнеса. В последнее время ею всерьез заинтересовались крупные сетевые ритейлеры — METRO Cash & Carry, X5 Retail Group и др. Более того — в их случае экономический эффект от применения дистанционной формы инкассации оказывается очевиднее и весомее. Для крупных игроков создаются специальные технические решения — индивидуальные автоматизированные депозитные машины (АДМ). Одним из первых проектов самоинкассации для крупного ритейла в России стало сотрудничество METRO Cash & Carry и компании IT Service Retail & Banking. Последняя разработала для сети АДМ, которая состоит из управляющего программного обеспечения, сейфа II класса устойчивости к взлому (опционально можно установить I или III класс), оборудованного самозапирающимся инкассаторским мешком или кассетным приемником, купюроприемника, обеспечивающего проверку банкнот не менее чем по четырем машиночитаемым защитным признакам, чекового принтера, считывателей контактных и бесконтактных карт доступа, а также ЖК-дисплея.
АДМ часто разрабатываются или кастомизируются специально под крупного клиента. Например, для ТНК-BP компания IT Service Retail & Banking спроектировала устройства с небольшим сейфом, поскольку разместить депозитную машину предполагалось в ограниченном пространстве автозаправки.
Банки также очень заинтересованы в развитии самоинкассации. Во-первых, услуга воспринимается как некое новаторство и одновременно проявление заботы о клиентах. Во-вторых, она сокращает очереди у касс в офисах и снижает расходы на инкассацию. Дело в том, что направление классической инкассации банки никогда не рассматривали как интересное и доходное. Скорее это было операционной необходимостью — создавать собственную службу (по этому пути пошел, например, Сбербанк) или привлекать стороннюю специализированную структуру (Росинкас, Инкахран). Поэтому любая оптимизация затрат на этом направлении только приветствуется, и большинство банков услуги самоинкассации предлагает. Среди крупных исключение составляют Сбербанк (услуга предоставляется только в регионе Уральского Банка Сбербанка России) и группа ВТБ.
Официально правила самоинкассации были закреплены совсем недавно — в указании Банка России № 3353-У, подтвердившем возможность зачисления наличных средств организациями на банковский счет без участия инкассаторской службы и службы кредитных организаций. Указание датируется 1 ноября 2014 года. Однако де-факто услуга существует в России с 2010 года. И можно с уверенностью сказать, что будет и дальше развиваться и интегрироваться в прочие банковские продукты. Поскольку заинтересованных сторон две — и банки, и их клиенты.
Начать дискуссию