Банки

Драйвер развития банка

ИТ-стратегия отвечает на вопрос, как решать бизнес-задачи. От ее продуманности зависит, насколько успешной окажется кредитная организация.

На банковском рынке сегодня складывается ситуация, когда ресурсов становится меньше, а требования к качеству работы ИТ-департамента возрастают. Безусловно, это требует оптимизации расходов и существенного повышения эффективности работы банковских ИТ-служб. Немаловажным фактором здесь становится выработка правильной и своевременной ИТ-стратегии, которая отражала бы реальные потребности банка.

Бизнес через технологии

Существует прямая связь между стратегией банка и ИТ-стратегией. Последняя базируется на структуре и главных задачах бизнес-стратегии, и ИТ-проекты отражают основные направления 
бизнес-стратегии финансово-кредитной организации.

По словам CIO ФГ Лайф Алексея Пирогова, ИТ-стратегия является ответом на вопрос, как решать бизнес-задачи и достигать целей бизнеса с помощью технологий. С учетом этого, она не может идти вразрез со стратегией бизнеса. 

Руководитель группы системного администрирования банка «ДельтаКредит» Андрей Столяров также считает, что в большинстве своем ИТ-стратегия отражает бизнес-задачи. «Технологичность является только следствием и средством достижения целей, – подчеркивает эксперт. – Как ни странно, при разработке стратегии бизнес оказал немалое влияние непосредственно на технологичность».
Директор департамента информационных технологий банка «Международный финансовый клуб» Владимир Бескровный солидарен со своими коллегами в том, что стратегия, безусловно, отражает в первую очередь цели бизнеса. «Сугубо технологические задачи являются преломлением бизнес-задач и рисков», – говорит эксперт.

Локомотивная роль ИТ

В идеале ИТ-службы банков стремятся к тому, чтобы информационные технологии стали движущей силой того или иного направления бизнеса на длительный срок, но никак не тормозом или источником рисков для финансово-кредитной организации.

Эксперты в области банковских информационных технологий уверены, что ИТ не просто могут, а должны выступать драйвером развития, особенно в нынешних рыночных условиях, когда банки стремятся любыми способами увеличить долю непроцентного дохода. Например, ИТ-специалисты Финансовой группы Лайф надеются, что их проект по продаже облачных сервисов из технологического эксперимента превратится в направление бизнеса и позволит ФГ Лайф получать дополнительную прибыль.

По мнению Алексея Пирогова, ИТ может стать тормозом только в случае, если банк не верит в реализацию тех или иных бизнес-задач. «Дальше все зависит от культуры в конкретной финансово-
кредитной организации, – говорит эксперт. – В ФГ Лайф, например, если мы видим дополнительные риски в той или иной бизнес-модели, то всегда обсуждаем с представителями бизнеса, почему та или иная бизнес-идея может не «выстрелить», и совместно ищем способы решения потенциальных проблем».

В финансово-кредитных организациях информационные технологии традиционно оказывают ключевое влияние на бизнес, поэтому ситуации, когда ИТ становятся катализатором или тормозом бизнес-процессов встречаются довольно часто, уверен Андрей Столяров (банк «ДельтаКредит»). С его точки зрения, причиной локомотивной роли ИТ является то, что сотрудникам ИТ-департаментов приходится быть по разные стороны технологических баррикад, в отличие от бизнес-аналитиков, которые замкнуты только на конкретных направлениях.

Среди причин, тормозящих развитие бизнеса по вине ИТ, эксперт банка «ДельтаКредит», называет следующие. Во-первых, низкий уровень технологичности ИТ. Например, излишне децентрализованная ИТ-инфраструктура, отсутствие виртуализации систем, базовых ITIL-процессов. 

Во-вторых, малый уровень зрелости бизнеса. «Если бизнес банка считает ИТ поглотителем времени и бюджета, то прохладные отношения между ними не дадут выработать полезные решения», – предупреждает специалист.

Третий фактор, способный осложнить жизнь, – низкий уровень зрелости ИТ и неквалифицированный персонал. «Чтобы ИТ-департамент не стал слабым звеном, важно выстраивать отношения с бизнес-подразделениями, а также работу внутренних процессов и процедур», – делает выводы Андрей Столяров.

Владимир Бескровный (банк «Международный финансовый клуб») уверен, что информационные технологии не только могут, но и становятся драйвером развития бизнеса. «Это происходит незаметно, каждый день, – говорит эксперт. – Сегодня некоторые банки даже позиционируют себя как ИТ-компании с банковской лицензией».

ИТ должны быть подвижными 

Логично предположить, что в процессе планирования ИТ-стратегии может возникать некая неопределенность, например, в какие сроки будет выполнен тот или иной проект. Здесь важно выдерживать четкую координацию между бизнесом и ИТ, не разрывая взаимообусловленные процессы. 

Сложности могут возникать в том случае, если ИТ-департамент не успевает сделать то, что прописано в ИТ-стратегии, или если у бизнеса поменялись приоритеты. Оба сценария развития событий могут считаться штатной ситуацией. Ведь далеко не все ИТ-проекты завершаются в срок и в рамках бюджета, впрочем, как и любые другие проекты в любой другой сфере деятельности. Вполне нормальной является ситуация, когда в ходе реализации проекта возникают неизвестные ранее требования бизнеса и в уже готовые продукты вносятся необходимые бизнесу корректировки.

Конфликт потребностей в ресурсах может отложить реализацию одних проектов ради других. Изменения сроков и приоритетов неизбежны в повседневной жизни. Адекватные взаимоотношения ИТ и бизнеса предполагают активное управление ожиданиями бизнеса и требованиями к информационным технологиям. 

ИТ-стратегия тесно связана с бизнес-стратегией, а в бизнесе не может быть определенности, считает Алексей Пирогов (ФГ Лайф). «Конечно, теоретически в ИТ-стратегию можно заложить ядро, платформу, которая поддержит любую стратегию бизнеса. Но, на мой взгляд, сейчас настало слишком динамичное время. Банковские ИТ должны быть готовы к тому, что через месяц или даже завтра стратегия бизнеса может измениться, и придется пойти совершенно в противоположном направлении», – уверен Алексей Пирогов. 

Андрей Столяров (банк «ДельтаКредит») рассказал о нескольких правилах, которых придерживаются в банке, где он работает, при планировании ИТ-стратегии. Во-первых, необходима тесная связь с бизнес-подразделениями как при планировании, так и в процессе осуществления инициатив. Это поможет обосновывать траты и избежать хаотичных покупок. Во-вторых, если существует неопределенность, то всегда есть положительный опыт других организаций. В этом плане полезны референс-визиты в другие компании, говорит эксперт. Наконец, нужно делать ставку на неопределенность, то есть давать некоторую свободу во времени и предусматривать несколько вариантов действий в зависимости от ключевых событий, происходящих в бизнесе.

По мнению Владимира Бескровного (банк «Международный финансовый клуб»), существуют различные способы преодоления неопределенности в процессе планирования ИТ-стратегии. К таким способам можно отнести использование agile-методик ведения проектов и разработок в области ИТ. Гибкая методология разработки (англ. agile software development) – это концептуальный подход, в рамках которого выполняется разработка программного обеспечения. Существует несколько подобных методик. 

Требования к программному обеспечению меняются в процессе его создания, поэтому продукт и система его создания должны быть гибкими для своевременных изменений и учета новых требований. Методики agile позволяют разрабатывать такое гибкое программное обеспечение, которое будет отвечать требованиям современного бизнеса.

Живые стратегии

Каждый банк разрабатывает ИТ-стратегию исходя из собственных целей и поставленных задач. В новой экономической реальности одни финансово-кредитные организации продолжают воплощать в жизнь действующую стратегию, другие меняют ее или корректируют. Например, в банке «Международный финансовый клуб» ИТ-стратегия не изменилась, поскольку она всегда строилась исходя из фактора дефицита ресурсов. В нынешней ситуации претерпели изменения только тактика и параметры финансовой оценки проектов. 

ИТ-стратегия ФГ Лайф

CIO ФГ Лайф Алексей Пирогов рассказал о выработке новой стратегии ИТ-блока Финансовой группы Лайф, ее сроках и содержании.

В конце 2014 года в связи с изменением экономической ситуации Группой было принято решение приостановить реализацию текущей ИТ-стратегии до 2016 года. Это было связано с тем, что на первый план вышли другие приоритеты. 

В текущем году перед ИТ-напра-влением ФГ Лайф стоят следующие задачи. Во-первых, повысить эффективность ИТ-процессов и, как следствие, увеличить экономию. Во-вторых, необходимо сохранить достигнутое и не допустить потерь и деградации ИТ-инфраструктуры. И, наконец, надо найти способ заработать с помощью ИТ.

ИТ-стратегия ФГ Лайф разработана до 2017 года. Консультантом в этом вопросе выступала компания Gartner, с которой Группа давно сотрудничает. Приоритетными блоками развития в стратегии были объявлены инфраструктура, безопасность, управление сервисами и приложениями. Еще одним важным блоком, на котором запланировано сконцентрировать усилия, стало предоставление облачных сервисов клиентам Группы и возможность зарабатывать с помощью этого. 

Начать дискуссию