Кредитование

Жалобные клиенты

Дата 1 июля знаменательна для банков и их клиентов не только тем, что вступает в силу норма, по которой Банк России вправе ограничивать полную стоимость кредитов. В этот день год назад вступил в силу закон о потребительском кредите. Однако, как выяснили активисты проекта «За права заемщика», многие нормы закона до сих пор не работают. Портал Банки.ру разбирался, почему.

Дата 1 июля знаменательна для банков и их клиентов не только тем, что вступает в силу норма, по которой Банк России вправе ограничивать полную стоимость кредитов. В этот день год назад вступил в силу закон о потребительском кредите. Однако, как выяснили активисты проекта «За права заемщика», многие нормы закона до сих пор не работают. Портал Банки.ру разбирался, почему.

На что жалуемся

1 июля исполняется год со вступления в силу федерального закона 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». В связи с этим проект Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» провел исследование, как исполняются нормы закона. Выяснилось, что многие нормы закона по факту оказались нерабочими. Активисты проекта провели телефонный опрос 15 крупнейших по потребительскому кредитованию банков – в четырех из 15 опрошенных кредитных организаций не смогли объяснить клиенту, что такое ПСК – полная стоимость кредита, либо объяснение было неправильным. Еще одним неприятным «сюрпризом» стало общение активистов с представителями банков на предмет передачи права требования по взысканию долга коллекторам — 14 из 15 банков заявили, что отказаться от услуги передачи данных коллекторам нельзя. 

Показательным стал и мониторинг жалоб граждан на банки за II квартал 2015 года, который провели представители организации, проанализировав форумы Банки.ру и других ресурсов. Всего было проанализировано 420 жалоб. Большая доля отзывов — 30% — жалобы на действия коллекторских агентств, судебных приставов. Чуть поменьше — 25% — на навязывание дополнительных услуг — страховки, комиссии, уведомления. 20% рассматриваемых в мониторинге клиентов кредитных организаций жаловались на действия в отношении вкладов – затягивание возврата средств, изменений условия по вкладу в одностороннем порядке. Про искажение кредитной истории рассказали 15% опрошенных, еще 10% рассказали о передаче персональных данных заемщика третьим лицам.

Ситуация на рынке микрофинансовых организаций также непростая. Проект «За права заемщиков» приводит в пример данные службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров за I квартал 2015 года. В службу поступило 1 122 жалобы – почти на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них 28% — жалобы, связанные с возвратом задолженности по договорам микрозайма, 10% — на соблюдение договора микрозайма, 8% — на коллекторов, 6% — по вопросам начисления процентов, 5% — на деятельность компаний, не включенных в реестр ЦБ. Почти половина жалоб – 43% – приходится на категорию «другое». 

Выводы, к которым пришли авторы мониторинга, неутешительны. В настоящий момент заемщикам невозможно отказаться от передачи права требования по долгу коллекторам. Банки и МФО навязывают клиентам дополнительные платные услуги — страховки, комиссии, СМС-уведомления, а суть полной стоимости кредита представители банков объяснить не могут. 

Банки с «фронтом» не согласны

Представители банков, опрошенные порталом Банки.ру, скептически относятся к мониторингу жалоб, проведенному «За права заемщиков», перед 1 июля. «Перечисленные виды жалоб относятся к наиболее распространенным спорным моментам в банковской практике. В то же время следует понимать, что для среднестатистического банка такая структура жалоб не характерна — например, стабильно работающий банк вряд ли будет иметь в своей структуре 20% жалоб о невыдаче средств с банковского вклада, а активно работающий на кредитном рынке банк не допустит массового искажения кредитных историй», — уверена начальник управления розничного кредитования АО «Тройка-Д Банк» Гульнара Фаттахетдинова. 

Что касается исполнения 353-ФЗ, выводы, к которым пришли авторы телефонного опроса, по мнению Фаттахетдиновой, излишне категоричны. «Невозможность отказа от передачи права требования по долгу третьим лицам — по меньшей мере преувеличение. Например, в кредитных договорах нашего банка такая норма не закреплена — клиент может разрешить банку переуступку прав требования или отказаться от переуступки без изменения условий кредитования», — поясняет начальник управления розничного кредитования Тройка-Д Банка. К тому же информация о ПСК есть как в приложении к кредитному договору, так и в размещенной на сайте информации об условиях предоставления, использования и возврата кредита.

Гульнара Фаттахетдинова указывает на психологический момент — при звонке в кол-центр банка сотруднику задается вопрос, который подразумевает потенциальную невозможность возврата кредита: будет ли передан долг коллекторам, если должник не будет его обслуживать. «Возможно, для рядового сотрудника психологически проще ответить о невозможности отказа от переуступки права требования. В любом случае, это снижает степень объективности результата мониторинга», – рассуждает она. 

Управляющий директор банка «БКС Премьер» Станислав Новиков соглашается с позицией коллеги, заявляя, что некоторые заключения авторов исследования спорны. «Например, включение банками в условия кредитного договора права банка передать требования по долгу третьим лицам рассматривается как ущемление его прав. Это трактуется как стремление банков при малейших проблемах передать клиента коллекторам. При этом упускается из вида тот факт, что обычной банковской практикой является продажа кредитных портфелей другим банкам», — отмечает он. По мнению банкира, если в планах кредитной организации есть продажа портфеля, то реализация этой стратегии никак не должна зависеть от желания клиента. «И включение этого пункта во всем мире является нормой при взаимоотношениях банка и клиента», — отмечает Новиков.

Он также указывает, что закон никак не мешает практике банков навязывать дополнительные платные услуги — страховки, комиссии, СМС-уведомления. «Да, это так. Но закон и не должен полностью исключить такую практику, ведь он в первую очередь направлен на упорядочение взаимоотношений клиента и банка: банки обязаны информировать клиента обо всех его затратах, связанных с кредитом», — рассуждает собеседник Банки.ру, подчеркивая, что закон работает. Более того – в нынешнем виде он учитывает как интересы заемщика, так и интересы банка. К примеру, введенное понятие ПСК помогает клиенту сравнить условия различных банков. В целом, как считает Новиков, ФЗ-353 призван сделать условия кредитования понятнее для клиента, помочь ему с выбором. 

Вместе с тем очень сложная формула расчета ПСК ставит клиентов в тупик. Объяснить, как она устроена, трудно не только финансово неподкованному клиенту, но и финансово грамотному человеку. «Пока с этим фактом приходится мириться. Если будет придуман другой механизм сравнения затрат клиента по кредиту, более простой, это будет лучше и для банков, и для клиентов», — рассуждает Станислав Новиков. 

МФО: на нас еще мало жалуются

Представители микрофинансовых организаций со своей стороны указывают на положительные изменения. 

«Несмотря на то что в отчете ОНФ количество жалоб выросло на 10%, оно все же остается достаточно низким. В реестре зарегистрировано более 3 800 МФО, на них поступило 1 122 жалобы – примерно по одной жалобе на четыре действующие компании. Для такого насыщенного рынка это крайне низкий показатель», — говорит генеральный директор ГК «Быстроденьги» Юрий Провкин.

Он подчеркивает, что обращения клиентов компания оценивает не как жалобы, а как заявления. Оставить свое обращение клиент может лично в каждом офисе МФО «Быстроденьги», по телефону горячей линии, через форму обратной связи на сайте, а также направить вопрос почтовым отправлением или электронным письмом. На всех рабочих места специалистов в офисах есть специальные воблеры с номером телефона горячей линии и предложением оставить свои пожелания по обслуживанию и задать интересующие вопросы, сервис доступен круглосуточно. Срок ответа — не более пяти календарных дней. Таким образом, обратная связь в компании полностью выстроена. Тематика обращений в МФО, по словам Юрия Провкина, схожа с представленной в отчете «За права заемщиков».

Начальник юридического отдела МФО «Фаст Финанс» Наталья Шелег отмечает, что в последнее время количество жалоб со стороны заемщиков выросло. При этом рост жалоб, по ее словам, связан с увеличением количества компаний, которые оказывают содействие должникам по урегулированию вопросов задолженности с банками и микрофинансовыми организациями. «Подобные компании взимают с людей дополнительную плату, а на практике деятельность большинства подобных организаций заканчивается шаблонным письмом в банк или микрофинансовую организацию. Это ставит заемщиков в еще более затруднительное положение», — отмечает Шелег. 

Эксперты в целом подчеркивают, что, несмотря на критику закона о потребительском кредитовании, недооценивать его не стоит. «Это закон, за который не стыдно», — заявил в ходе пресс-конференции 30 июня президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Алексей Саватюгин. 

В то же время на первый план, по мнению участников рынка, все больше выходит не процедура выдачи кредитов и их стоимость, а законодательное регулирование деятельности коллекторов и ситуация с так называемыми черными коллекторами. «Можно спрогнозировать, что в ближайшее время в публичном пространстве возрастет доля жалоб на действия коллекторов, поскольку банки активно переуступают им права требования по потребительским кредитам, и судебных приставов. Это связано с тем, что реальные доходы населения снижаются и, соответственно, ухудшается платежная дисциплина заемщиков», — рассуждает Гульнара Фаттахетдинова.

Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике, руководитель проекта «За права заемщиков» Виктор Климов также заявляет о необходимости поправок в закон № 353-ФЗ в части коллекторской деятельности. В частности, по мнению Климова, необходимо ограничить непосредственное взаимодействие с должником — не более двух раз в день, запретить распространение информации о долге кому бы то ни было, кроме должника и его поручителей. Кроме того, считает Климов, нужно хранить в течение года данные о взаимодействии коллектора с должником, включая запись телефонных разговоров.

Начать дискуссию

МИР

«Русский Стандарт» начал оформлять иностранцам карты «Мир» до их приезда в РФ

Иностранные туристы смогут оплачивать покупки в РФ картой «Мир». В отеле «Метрополь» гостям будут предлагать бесплатную банковскую карту. Ее можно пополнить со счета, которым турист пользуется в своей стране.

ПСН

Эксперт по налогам делится инструкцией для ИП и бухгалтеров по ПСН

Многим предпринимателям кажется, что патент – это панацея от всего. ПСН не требует особых трудозатрат, отчетности и учета. Но это далеко не так. Развеем эти мифы.

Инвестиции

Святой рандом июля. TATNP — дивидендные привилегированные акции Татнефти

Продолжаю третий сезон святого рандома с покупкой российских акций. Каждый месяц я выбираю одну рандомную акцию из индекса Мосбиржи. Ну как я, делает это святой рандом, он же генератор случайных чисел. Я её потом просто покупаю. Почему? Да потому что какой смысл ручками выбирать акции, если рынок ведет себя непредсказуемо ¯\_(ツ)_/¯

Святой рандом июля. TATNP — дивидендные привилегированные акции Татнефти

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Утренний бухгалтер № 5681. Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур + комментарии эксперта

Если до конца года не внесут новые уточнения на поправки в НК, с 2025 года абсолютно все упрощенцы, даже ИП с мизерным доходом, будут составлять счета-фактуры.

Майнинг

ФАС и Минцифры защитили майнеров от Минэнерго

Увеличение тарифов на электроэнергию может затронуть центры обработки данных и подорвать работу важной информационной инфраструктуры.

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Обзоры новостей

Обзор: проблемы Ивлеевой и Бейонсе, бесплатные продукты пенсионерам, налогоплательщики Z

События в налоговом мире. Налоговый дайджест за 16.07.2024 г.

Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

15

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Интересные материалы

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».