Банки

«Унижение» тарифов

В нашей стране одни из самых низких тарифов на денежные переводы. И, соответственно, агентское вознаграждение банков тоже невелико. Более того, кредитные организации не могут заставить операторов систем денежных переводов увеличить размер комиссий, и поэтому вынуждены сами придумывать, как заработать на «падающем» (с позиции тарифов) рынке.

В нашей стране одни из самых низких тарифов на денежные переводы. И, соответственно, агентское вознаграждение банков тоже невелико. Более того, кредитные организации не могут заставить операторов систем денежных переводов увеличить размер комиссий, и поэтому вынуждены сами придумывать, как заработать на «падающем» (с позиции тарифов) рынке.

Сейчас в России среднерыночная стоимость отправки денежного перевода — 1–2% от суммы отправления. А с учетом многочисленных рекламных акций — еще ниже. В то время как в мире (по данным Всемирного банка) этот показатель составляет 7,72%. Например, в Японии он равен 13,43%, а в Южной Африке — 18%. Среди стран G20 в России самый низкий показатель.

Другой интересный факт. В 2014 году, с позиции потребителей, группу наиболее привлекательных тарифов формировали российские игроки рынка денежных переводов. Участники, представляющие страны СНГ и дальнего зарубежья, проигрывали российским конкурентам почти во всех направлениях и по всем контрольным суммам.

Кто виноват в низких тарифах

«Тарифные войны между системами денежных переводов начались не вчера. Как следствие, на сегодня из-за минимальной доходности этот бизнес для многих банков уже не так интересен, как это было 10 лет назад», — рассказал заместитель начальника департамента розничного бизнеса банка «Возрождение» Олег Коркин.

С ним не согласен начальник управления розничного бизнеса банка «Кольцо Урала» Денис Белогуров. По его мнению, «существуют участники рынка другого порядка (можно привести в пример систему «Юнистрим») — сильные и не снижающие тарифы». Добавим, что в конце 2014 года тарифы также повысила Western Union. Оба оператора объяснили свои действия стремлением увеличить рентабельность собственных отделений и доходы банков-участников и партнеров системы.

Председатель совета директоров платежной системы «Лидер» Ольга Вилкул уверена, что и другие системы денежных переводов скоро начнут увеличивать размер агентского вознаграждения. «Мы ожидаем роста комиссии в результате конкуренции между платежными системами, заинтересованными в привлечении банков, развивающих комиссионный бизнес», — сообщила она.

«Ставки уже давно определены, и менять их в меньшую сторону никто сильно не заинтересован. Но, к сожалению, это неизбежно при таком количестве систем», — в этом уверен управляющий директор Тройка-Д Банка Андрей Третьяков.

По мнению начальника управления комиссионных продуктов Восточного экспресс банка Владимира Кудряшова, часть вины за минимизацию размера агентских вознаграждений лежит на самих кредитных организациях. «Ирония в том, что status quo возник при активном и совершенно добровольном участии некоторых российских банков, которые зачастую просто следовали общему тренду и принимали активное участие в ценовых вой­нах. И в результате все меньше и меньше зарабатывали». Более того, он уверен, что «в России сейчас очень интересные условия для потребителей данных сервисов, системы денежных переводов наработали приличную аудиторию, при этом банки, участвующие в истории, иногда даже не компенсируют транзакционные издержки, вызванные оказанием услуги».

Почему операторы снижают вознаграждение агентам

По мнению вице-президента — управляющего директора ТрансКапиталБанка Игоря Антонова, «размер агентского вознаграждения меняется не в лучшую сторону. Видимо, системы вынуждены конкурировать с новыми каналами и способами перевода денег, например, через карты».

С тем, что одна из причин снижения тарифов — конкурентная борьба между системами денежных переводов, согласна замес­титель председателя правления Первобанка Ирина Симакова. «Действительно, в силу высокой конкуренции платежных систем идет ценовая борьба, платежные системы снижают стоимость переводов, что сказывается на маржинальности всех участников процесса, в том числе банков», — рассказала она. Несмотря на это «существующая в настоящее время маржинальность достаточна, чтобы данное направление бизнеса было доходным для банка», уверена эксперт.

Оба оператора объяснили свои действия стремлением увеличить рентабельность собственных отделений и доходы банков-участников и партнеров системы

Хотя кроме конкурентных, есть и причины экономического характера. Ведь кризис повлиял не только на банковский сектор, но и на российский рынок денежных переводов. «Все сокращают свои издержки и, соответственно, меняют свою денежную политику в отношении своих партнеров», —- рассказал начальник управления платежных систем Банка расчетов и сбережений Эдуард Ахуньянов.

«Размер агентского вознаграждения тесно связан с размером комиссии, которую платит клиент за перевод. Она действительно достаточно низкая. Клиентские тарифы в некоторых странах мира на порядок отличаются от тех, которые действуют в нашей стране», — сообщил начальник управления депозитных и расчетных продуктов Промсвязьбанка Наталья Волошина.

Как заработать

Управляющий директор Мособлбанка Елена Спирина утверждает, что данный бизнес уже давно стал низкомаржинальным. Более того, «в последние несколько лет тарифы стабилизировались, и дальнейшего снижения агентского вознаграждения пока не происходит. Теперь тарифы приблизительно одинаковы у всех систем, и снижение наблюдается в основном в период проведения акций», пояснила она. Какой из этого утверждения можно сделать вывод? За эти несколько лет кредитные организации должны были научиться зарабатывать на этом низкомаржинальном сервисе или отказаться от него.

По мнению Андрея Третьякова, от банков требуется оптимизация процесса отправки перевода. «Дешевая операция должна проводиться быстрее. Выигрывают те, кто вкладывается в автоматизацию. При этом, как ни парадоксально, большей популярностью у нас пользуются наиболее дорогие переводы WesternUnion», — рассказал он.

Свой рецепт нейтрализации негативных последствий от снижения тарифов предложила заместитель председателя правления Азиатско-Тихоокеанского Банка Татьяна Чеконова. «Своей основной задачей мы видим переориентацию наших клиентов на классические банковские переводы для увеличения получаемого дохода», — сообщила она.

«В случае снижения тарифа для клиента за перевод возрастает поток клиентов, и за счет увеличения оборотов снижения доходности операций по системам переводов не происходит», — поделилась своим наблюдением с «Б.О» руководитель направления центра комиссионных продуктов Бинбанка Виктория Ермакова.

Старший вице-президент банка «Интеркоммерц» Денис Хренов указал на то, что каждый банк принимает для себя решение: работать или нет при определенном уровне комиссии. Говоря другими словами, если кредитную организацию не устраивают предложенные конкретной системой денежных переводов условия сотрудничества, то он может отказаться.

Несмотря на постоянное снижение размера комиссионного вознаграждения, «этот бизнес остается интересным для банка, и переводы занимают свою крепкую долю в структуре непроцентного дохода», — в этом уверена директор департамента розничного бизнеса ВУЗ-банка (ФГ «Лайф») Надежда Падурина. Происходит это благодаря «мотивационным программам для клиентов и постоянным акциям, которые проводят системы денежных переводов», пояснила она.

Начать дискуссию