Банки

Обмен информацией и опытом

Вьетнам и Россия заинтересованы и в том, и в другом в рамках совершенствования деятельности своих банковских систем.

Банковский надзор во Вьетнаме имеет свои особенности, что исходит из самой организационной структуры ЦБ Вьетнама, который не является независимым органом, как в Российской Федерации, а подчиняется премьер-министру и правительству. С учетом этого представляется интересным проанализировать деятельность Госбанка Вьетнама с точки зрения регулирования и надзора за деятельностью финансово-кредитных организаций.

Мягкий надзор, но твердые правила

Следует сразу отметить, что во Вьетнаме существует специальное агентство по банковской инспекции и надзору, которое осуществляет контролирующие функции и препятствует отмыванию денег. Данное агентство напрямую подчиняется Цент-ральному банку. В его задачи входят защита законных прав, интересов и денег вкладчиков и клиентов кредитных организаций, поддержка и повышение доверия населения к системе финансовых учреждений, обеспечение соблюдения денежно-кредитной и банковской политики и законов. Инспекция также, в соответствии с законом о ЦБ Вьетнама, вносит свой вклад в повышение эффективности и результативности государственного управления в денежной и банковской сферах. 

Основаниями для проведения инспекции являются:

  • плановые проверки;
  • просьба управляющего Государственного банка;
  • обнаружение признаков нарушения закона;
  • наступление рисков для безопасности деятельности кредитных организаций.

Если же говорить о нашей стране, то главными целями банковского регулирования и надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Об этом говорят и международные стандарты ФАТФ и Базельского комитета. Российская Федерация активно имплементирует данные требования в собственное законодательство. 

Характерной особенностью ЦБ Вьетнама является забота о доверии клиентов к банковской системе в целом. Согласно закону Вьетнама о Государственном банке, лицензия коммерческим банкам выдается на 99 лет и отзывается крайне редко. За всю историю существования банковской системы во Вьетнаме не было отозвано ни одной лицензии у местного банка. Подобные меры надзорного характера предпринимались несколько раз по отношению к филиалам иностранных кредитных организаций. 

Наиболее яркий пример – 4 апреля 2015 года была отозвана лицензия у филиала французского банка Societe Generale. Почему так произошло? На самом деле данный игрок сам проявил инициативу и «попросил» отозвать лицензию, так как в главном офисе Societe Generale происходит реструктуризация и устраняются ненужные филиалы. Поэтому можно сказать, что отзыв лицензии произошел на добровольной основе.

В связи с мягкой политикой ЦБ Вьетнама возникает вопрос: каким образом ликвидируются некачественно работающие кредитные учреждения? Здесь у наших вьетнамских коллег особый подход. Составляется рейтинг банков, в рамках которого финансово-кредитные организации делятся на три категории: надежные, средние и слабые. Потом идет процесс слияния и поглощения. Крупные банки «впитывают» в себя более мелкие. Таким образом, депозиты и вклады людей остаются, рабочие места не теряются и, следовательно, доверие клиентов сохраняется. Существует много примеров таких слияний и поглощений.

Самыми надежными банками во Вьетнаме являются государственные, так как данная страна является социалистической. Но фактически здесь  капитализм, есть частная собственность и явная социальная стратификация. С 2010 года началась реструктуризация банковской системы в целом. Текущий год является завершающим. Как ожидается, произойдет несколько слияний и поглощений, и система освободится от слабых игроков.

Направления сотрудничества 

Очевидно, что взаимодействие между регуляторами вьетнамского и российского банковских рынков носит многосторонний характер. В рамках заключенного соглашения между ЦБ РФ и Государственным банком Вьетнама мы видим:

  • достижение целей в обеспечении и повышении эффективности и результативности надзора за материнскими кредитными организациями и их трансграничными учреждениями;
  • органы банковского надзора выражают намерение сотрудничать и обмениваться информацией в областях лицензирования, принятия решения о согласовании приобретения акций (долей) кредитной организации, надзора за текущей деятельностью трансграничных учреждений, проведения инспекций, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Сотрудничество в области надзора за текущей деятельностью трансгранич-ных учреждений кредитных организаций даст глобальный результат, который способствует улучшению банковской системы как в России, так и во Вьетнаме. 

В соответствии с соглашением между ЦБ РФ и ЦБ Вьетнама выполняются все необходимые действия с обеих сторон, которые направлены на мониторинг и поддержку существующих кредитных учреждений России, осуществляющих деятельность на территории Вьетнама и наоборот.

Одним из важных пунктов заключенного соглашения является пункт об обмене информацией о состоянии и развитии банковских секторов, о требованиях национального законодательства в области банковского надзора, а также об их изменениях. 

Здесь необходимо пояснить, что в Российской Федерации обмен информацией с органами банковского надзора иностранных государств регулируется федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В соответствии со статьей 51 данного закона, Банк России вправе запросить у центрального банка и органа банковского надзора иностранного государства информацию или документы, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций. Также ЦБ РФ вправе предоставить органу банковского надзора иностранного государства указанную информацию или документы, которые не содержат сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов. В отношении информации и документов, которые получены от центральных банков и органов банковского надзора иностранных государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Российской Федерации, с учетом требований, установленных законодательствами иностранных государств.

Начать дискуссию