Поддержание здоровья банковской системы обходится все дороже: расходы на докапитализацию, дополнительные вливания в систему страхования вкладов, в перспективе— создание специализированных оздоровительных институтов. Впрочем, на здоровье, как известно, экономить не принято. Особенно когда с профилактикой опоздали.
Агентство по страхованию вкладов вынуждено было в июне обратиться к Банку России с просьбой о предоставлении кредита до 110 миллиардов рублей. Выплаты вкладчикам банков с отозванными лицензиями (в числе которых и жертвы массовых зачисток образца 2013 года, и потерпевшие от последующих кризисных банкротств) практически опустошили фонд страхования вкладов: с середины 2013 года к концу I квартала 2015-го он уменьшился практически втрое — с почти 240 миллиардов рублей до 85 миллиардов.
Изменившийся с 1 июля 2015-го порядок начисления взносов в фонд страхования, включивший поправку на размер депозитной ставки, при сохранении существующей скорости выбывания банков с рынка кардинально ситуацию в ССВ не поправит (так, в начале весны первый зампред ЦБ Алексей СИМАНОВСКИЙ сообщил, что, по замерам регулятора, около 300 банков не соблюдают норматив концентрации риска). Разговоры о применении франшизы при компенсации вкладчикам пока поддержки не получают: это замах на слишком важную социальную гарантию, тем более — в условиях стагнации депозитной базы.
Всего с момента существования института гарантирования депозитов, по данным АСВ, размер страховоговозмещения вкладчикам составил на 1 июля 483,9 миллиарда рублей.
Практически вдвое дороже — 820,8 миллиарда рублей — обходится, по официальной оценке, санация банков. На фонд страхования вкладов, правда, мероприятия по оздоровлению особо не покушаются: оттуда использовали всего 6,35 миллиарда. Но вот средства имущественного взноса РФ практически на исходе: из выделенных 200 миллиардов рублей истрачено уже 134,2 миллиарда. Санация банков в основном финансируется за счет средств Банка России (680,2 миллиарда рублей), что по сути означает дополнительную эмиссию.
На начало второго полугодия финансовое оздоровление осуществлялось в 17 банках, из них 16 — с привлечением частных инвесторов из числа кредитных организаций. Опыт санаций прошлого кризиса подтвердил эффективность участия в санации представителей своего же цеха, понимающих нюансы бизнеса. Инвесторы в свою очередь, кроме почета и уважения, получали на цели санации очень льготные кредиты, а также бизнес своего подопечного — региональную сеть, клиентскую базу.
А в последнее время все с большей конкретикой идут разговоры о создании специализированного институтасанатора на базе дочерней структуры АСВ — банка «Российский капитал». Чем специализированная «дочка» будет лучше «матери», не поясняют. Будет ли она столь же активно привлекать к санации частных инвесторов — неизвестно. Наиболее распространенная версия создания такого мегасанатора — подготовка к банкротству крупнейших игроков банковского сектора, оздоровление которых частным инвесторам не потянуть. По оценкам, на докапитализацию «Российского капитала» для выполнения чрезвычайно специфических функций потребуется не менее 100 миллиардов рублей.
Институт санации теоретически — гуманный и нужный. Изначально он задумывался для спасения банков, которые пошатнулись в силу обстоятельств (подразумевалось — спровоцированных кризисом), но теоретически сохранили некое здоровое бизнес-ядро и которые слишком важны для экономики (страны в целом или отдельного региона), чтобы пускать их под нож банкротства. На практике же обычно выясняется, что проблемы у санируемых банков накапливались безотносительно кризиса, кризис лишь перекрывал возможность и дальше их замухлевывать: так было и в 2008–2009 годах, тенденцию подтверждает и волна банкротств новейшей истории. И вновь актуализируется вопрос об эффективности банковского надзора.
Начать дискуссию