Отзыв лицензии у Пробизнесбанка поверг сообщество в состояние шока: секач регулятора добрался до флагманов, до «неприкасаемых». При этом эксперты авторитетно утверждают, что это далеко не последняя жертва такого масштаба. Воистину кризис ведет к радикальной смене банковского ландшафта, и количественно и качественно. И не только на олимпе системы. В пользу кого изменится расстановка сил — ни для кого, конечно же, не секрет. В пользу крупнейших банков, в основном — с государственным участием.
Изменение количественных параметров измерить легче всего. Это статистика исключительно потерь. Только за первое полугодие рынок покинули 37 банков. А с начала 2014 года систему проредили на 126 единиц (жертвы декабрьской 2013 года чистки в эту статистику не вошли), или более чем на 10%: из 923 действовавших «штыков» осталось 797. Личные характеристики «покойников» были, конечно, очень разными, кого-то действительно пора было «похоронить». Но мы пока о количестве.
Сократилось и количество филиалов. За полтора года местные банки свернули свое присутствие в «родных» регионах на 131 единицу, «сторонние» банки в «чужих» регионах — на 338 единиц. Банки, понятно,оптимизируют сети в рамках режима экономии. Впрочем, в связи с бурным развитием интернет-сервисов по поводу доступности финансовых услуг для населения и предприятий можно не переживать.
Существенно ухудшились финансовые показатели банковской системы. Объем прибыли упал более чем в 10 раз: с почти 590 миллиардов рублей на начало января до около 51,5 миллиарда в середине года. С начала года количество прибыльных кредитных организаций сократилось на 119 единиц (с 707 до 588),убыточных — увеличилось на 83 (со 126 до 209). То есть более четверти действующих банков подсчитывают убытки. Собственно, откуда взяться прибыли, если активы на полгода сжались на 5,9%. В том числе кредитынефинансовому сектору с января сократились на 0,5%, физическим лицам — на 5,3%.
Капитал банковской системы за первое полугодие формально прирос — на 3%. Но этот бухгалтерский плюс ровно ни о чем не говорит. Практически во всех случаях отзыва лицензии выяснялось, что капитал у банка не просто нулевой, а отрицательный: разрыв между активами и пассивами составлял порой до 40%. Правда, эксперты указывают, что «дыра» в капитале нередко возникала именно вследствие отзыва лицензии: крупные заемщики банка, видя такой расклад, переставали обслуживать кредиты.
Но объективно проблема потери капитала — реальна. Еще в январе правительство, осознав масштаб беды, включило в антикризисный план меры по докапитализации банковской системы в размере триллиона рублей, с использованием инструмента ОФЗ. Поддержка предназначалась, как водится, самым крупным: требованиям, предъявляемым к реципиентам, соответствовали 27 «олимпийцев». По состоянию на 7 августа, сообщает АСВ, облигационная поддержка в размере 580,1 миллиарда рублей была оказана десяти банкам.
В мае спохватились: региональныето банки! К середине июня были утверждены требования к потенциальным получателям госпомощи: не более одного пакета «в одни руки» каждого региона и тоже только в адрес крупнейших местных банков (требования по капиталу — не ниже 5 миллиардов рублей по состоянию на 1 мая). Всего на эти цели предназначено 8,5 миллиарда рублей. Эксперты насчитали десяток возможных счастливчиков.
Самостоятельно решить проблему капитала банки могут, в том числе и путем консолидации — добровольной либо в рамках санации. О современных тенденциях создания банковских альянсов и групп профессионально рассказал аналитик агентства RusRating Евгений СЛАВНОВ.
…Морально-политическое состояние банков — чего уж там! —подавленное. Особенно усугубил депрессию вывод с рынка Пробизнесбанка. Прежние отзывы лицензий затронули не столь статусные институты: пошатнувшихся статусных отдавали «в хорошие руки» на санацию. Да и после «зверств» регулятора в декабре 2013 — начале 2014-го и вкладчики, и вменяемые клиенты слегка успокоились: с рынка удаляют действительно в основном «стремные» банки. Теперь выяснилось, что «стремным» может оказаться любой банк, хоть и из Топ-50. Сигнал для клиентов однозначен: бегом в госбанк. Сигнал для владельцев крупных частных банков: бегом за билетами в Сингапур, попутно прихватив из своего банка все, что еще можно прихватить.
В условиях сокращения всего и вся (растут только убытки и проблемы) стало очевидно, что многие прежние бизнес-модели, на которых, казалось, еще долго можно «ехать», себя исчерпали.
Самый яркий пример «схода на нет» — потребительское кредитование. Специалисты чуть не с 2010 года предупреждали банки: заигрываетесь с огнем, идете по скользкой дорожке. Но еще в 2012-м потребкредиты раздавались в «бумовом» угаре. Теперь остается только расхлебывать. О том, чтобы еще раз прокатиться на этой лошадке, и речи нет — заемщик больно не тот пошел. В перспективе «после того как все устаканится» эксперты единодушно предсказывают в сфере розницы преимущественное развитие «добропорядочной» ипотеки.
Корпоративный заемщик тоже не тот стал. Но и под его новые обстоятельства можно подстроить модель, утверждают эксперты. Главное — вычислить этого заемщика.
Слово для обсуждения потенциально рабочих бизнес-моделей и точек роста передаем авторитетным экспертам.
Начать дискуссию