Кредитование

Крупному бизнесу – большие кредиты

Положение корпоративных заемщиков сейчас трудно назвать безоблачным. Но банки стараются отвечать их запросам, понимая, что всегда, и особенно в кризисные периоды, потерять клиентов легче, чем найти.

Нестабильная экономическая обстановка болезненно сказалась на состоянии крупного бизнеса. Введенные санкции, ограничившие доступ к валютной ликвидности для рефинансирования существующих обязательств, и девальвация рубля – это факторы, которые, что называется, сразу бросаются в глаза. Но, как подчеркивают эксперты, более продолжительным и разрушительным обстоятельством является резкое падение платежеспособного спроса на производимую продукцию и, как результат, сокращение объемов этой продукции. Крупные предприятия замораживают производство и сокращают инвестиции в развитие и расширение своего бизнеса. Естественно, что все это ставит на повестку дня вопрос – как банки выстраивают отношение с крупным «корпоратом» в новых условиях и могут ли они помочь бизнесу преодолеть все вышеназванные трудности? 

Цепочка негатива

По статистике Банка России, рост в сегменте корпоративных кредитов с начала года был умеренно отрицательным. Эксперты связывают это с тем, что многие крупные компании откладывают реализацию новых инвестиционных проектов до лучших времен. Необходимо учесть данные Минэкономразвития, согласно которым в январе-мае 2015 года инвестиции в основной капитал снизились на 4,8% к соответствующему периоду 2014 года. В мае падение достигло 7,6%, что является пока минимальным снижением в текущем году.

На состоянии корпоративных клиентов достаточно сильно сказывается нестабильность на валютном рынке. Рост курса двух главных мировых резервных валют – доллара США и евро – по отношению к рублю способствует увеличению себестоимости продукции при использовании импортного сырья и комплектующих. Следовательно, растет и цена вопроса для конечных потребителей произведенных товаров, что по цепочке приводит к снижению спроса. 

Президент – председатель правления Санкт-Петербургского Индустриального Акционерного Банка (SIAB) Галина Ванчикова считает, что в условиях общего падения спроса во многих отраслях рост цены существенно подрывает конкурентные позиции компаний на рынке. Потребитель делает выбор в пользу более дешевых товаров-аналогов. В связи с этим падает объем реализации, выручка и т.д. «И это только одна сторона медали, но есть и другая. Компании, работающие с крупными контрагентами, не всегда имеют возможность изменять ценовые параметры в договоре. Например, в контрактах с крупными федеральными сетями может быть предусмотрена возможность однократного изменения цены в течение срока действия договора и не более чем на 10%. Тогда такая торговля при росте курса становится убыточной», – отметила Галина Ванчикова (SIAB).

Не всем предприятиям удается сохранить прибыльность и в силу воздействия на показатели их деятельности другого негативного фактора – резкого повышения стоимости кредитных ресурсов в начале 2015 года. Между тем, как уже говорилось выше, многие контракты между компаниями-производителями и компаниями-покупателями заключались за год до резкого взлета ключевой ставки и предусматривали всю ту же фиксацию цен. «Особенно остро стоит этот вопрос в работе с госзаказчиками и предприятиями с государственным участием, работающими по федеральным законам № 44-ФЗ, № 223-ФЗ. На текущий момент темпы роста прибыли большинства компаний замедлились, что в конечном итоге сказывается как на платежной дисциплине в целом по рынку, так и на качестве активов каждого предприятия», – признается генеральный директор – председатель правления ПАО «Энергомашбанк» Геннадий Ветров.

Снижение спроса на продукцию отражается негативным фактором на состоянии корпоративных клиентов. В результате этого падает выручка компаний, возникает необходимость сокращения штата, урезания расходов. «Многие пытаются освоить какие-то дополнительные направления, найти новые рынки. Но если речь идет об узкоспециализированной отрасли, сделать это весьма сложно», – комментирует ситуацию Галина Ванчикова (Банк SIAB). 

Справедливости ради, следует отметить и еще один «фактор минус» – зависимость многих компаний от зарубежного фондирования. В докризисный период привлечение финансовых ресурсов на внешних рынках капитала для развития бизнеса было для российского крупного «корпората» обычным делом. Конечно, под официальные санкции, введенные против России Евросоюзом и США, подпал лишь узкий круг компаний, но так или иначе последствия разразившейся санкционной войны ощутили на себе все российские игроки. Внешние заимствования для них стали фактически недоступными из-за взлетевших ставок, а получить адекватное по сроку и стоимости рублевое кредитование оказалось тоже совсем непростой задачей.

«Следовательно, произошло вымы-вание этих средств из оборотного капитала. А это снижение объемов, вынужденный отказ от части контрактов, отсутствие перспективы роста. Наличие длинных недорогих рублевых кредитов – локомотив экономического роста, и поэтому предприятия всеми силами пытаются найти такие кредиты», – уточнила Галина Ванчикова (Банк SIAB). 

По мнению директора по продажам корпоративным клиентам Промсвязьбанка Ольги Чебаевской, многие корпоративные клиенты переключаются на финансирование в российских банках. «В свою очередь, для российских банков это является фактором роста. Промсвязьбанк продолжает работать с международными банками, что дает нашим клиентам дополнительные возможности финансирования», – считает Ольга Чебаевская (Промсвязьбанк).  

Дороги кредиты к нужному дню

Все было бы совсем печально, если бы еще и государственные меры не поддерживали экономику. Это отчасти помогает крупным предприятиям все же реализовывать инвестиционные проекты. Данная динамика положительно отражается на кредитовании. В июне 2015 года Альфа-Банк зафиксировал рост корпоративного кредитного портфеля по сравнению с маем текущего года. «Тем не менее, по сравнению с прошлым годом темпы кредитования корпоративных заемщиков ожидаемо замедлились», – отмечает пресс-служба Альфа-Банка. 

Тем временем крупные компании пересмотрели свои краткосрочные инвестиционные программы и среднесрочные стратегии развития. «Нестабильность валютного курса переориентировала потребителей FMCG (быстро оборачиваемые потребительские товары) на внутренних производителей. Оживает рынок M&A, компании используют текущую ситуацию для укрепления позиций на рынке», – пояснила Ольга Чебаевская (Промсвязьбанк). 

Однако представители финансовых учреждений отмечают возможные проблемы при кредитовании крупных корпоративных клиентов. «При кредитовании бизнеса банки сейчас сталкиваются с двумя основными трудностями: как оценить риск кредитования того или иного предприятия и как предложить клиенту комфортную ставку в условиях удорожания совокупных пассивов. Под комфортной ставкой по кредиту мы подразумеваем ту стоимость денег, которая позволит предприятию, сохраняя рентабельность, не завышать отпускные цены, не терять своих клиентов и остаться на плаву в конечном итоге. В то же время банки формируют ставки по кредитам исходя из объективных факторов, а не по своему личному волеизъявлению», – поясняет Геннадий Ветров (Энергомашбанк). 

При этом цена кредита, как подчеркивают аналитики, – это только один из элементов себестоимости товаров и услуг компаний. Гораздо большей проблемой для бизнеса является инфляция, которая ведет к росту закупочных цен и себестоимости, а также провоцирует снижение спроса и потребления. В связи с этим, по мнению руководства Энергомашбанка, финансовая организация при выдаче кредита должна адекватно оценивать текущее состояние клиента и перспективы его деятельности.   

Между тем Галина Ванчикова (SIAB) отмечает, что риски кредитования крупного бизнеса существуют всегда, вне зависимости от экономической обстановки. «Можно перечислить целый ряд рисков. Крупные компании, как правило, имеют высокую долговую нагрузку, а в условиях падения объемов продаж их продукции возникают сложности с обслуживанием этих долгов. Для компаний, которые задействованы в инфраструктурных проектах, возникают риски, связанные с остановкой финансирования этих проектов со стороны инвесторов: переносы сроков, ужесточение требований и т.д.», – указывает Галина Ванчикова (SIAB).

 

Дружба дружбой… а рисками надо управлять

В свою очередь, крупный бизнес отмечает ужесточение политики банков при выдаче кредитов. С одной стороны, это, конечно, воспринимается компаниями-заемщиками без восторга, а с другой, опытные бизнесмены понимают, что финансово-кредитные организации действуют в данном случае исходя из стремления уберечь себя от чрезмерных рисков. 

«В период кризиса в условиях возрастающего кредитного риска банкам приходится более внимательно и требовательно подходить к обеспечению ссуд, которое при возможном дефолте сможет стать дополнительным, а в отдельных случаях и единственным источником погашения просроченного обязательства. Кредитные организации уже менее охотно выдают бланковые (необеспеченные) кредиты и стремятся получить в обеспечение имущественный залог», – комментирует ситуацию вице-президент по финансам компании «Эльдорадо» Анна Поздновская. 

Геннадий Ветров (Энергомашбанк) считает, что банки вынуждены ужесточать риск-политику и требования к обеспечению кредитования. Любая финансовая организация заинтересована минимизировать рост просроченной задолженности и стремится поддержать ее уровень в комфортном диапазоне. Что же касается предприятий – так всегда есть отрасли, в первую очередь страдающие во время экономических спадов, констатирует специалист. В их числе грузоперевозки, строительство и металлопереработка. Кроме того, с введением определенных эмбарго на импортные продукты пострадали компании, специализировавшиеся на поставках товаров из стран, попавших в российские «черные списки». «Но в то же время в каждой отрасли всегда есть и свои лидеры – компании, которые могут быстро адаптироваться в новых условиях», – подчеркивает Геннадий Ветров (Энергомашбанк).  

«Тем не менее, в краткосрочной перспективе замедление роста объемов рынка корпоративного кредитования продолжится. И даже возможное дальнейшее снижение ключевой ставки скорее будет носить опосредованное воздействие, поскольку не сможет быстро повлиять на ситуацию на рынке», – прогнозирует специалист.  

Оттока нет

В то же время все существующие проблемы на рынке кредитования бизнеса не привели к оттоку корпоративных клиентов. «Тенденции по сокращению количества корпоративных клиентов в банке мы не наблюдаем. Клиентская база стабильна. Колебание количества активных клиентов по сравнению с аналогичным периодом 2014 года – менее 1%», – заявила Ольга Чебаевская (Промсвязьбанк). Ввиду этого финансовому учреждению не пришлось существенно менять программы кредитования крупного бизнеса. «Банк всегда взвешенно относился к оценкам кредитных рисков, поэтому значительных изменений в программы кредитования мы не вносили. Из изменений – мы более внимательно стали оценивать отраслевые риски при принятии решений по новым заемщикам, усилили мониторинг финансового состояния существующих заемщиков», – внесла ясность Ольга Чебаевская (Промсвязьбанк).   

Положительную тенденцию в сфере кредитования корпоративных клиентов отметила Галина Ванчикова (SIAB): «Каких-либо знаковых примеров ухода клиентов привести не могу». Однако банку пришлось изменить линейку кредитования, которая коснулась не только крупного бизнеса. «Программа предполагает четкий подход к сумме, ставке, обеспечению. Так, например, при кредитовании свыше 30 млн рублей в обеспечение кредита должна входить недвижимость. При кредитовании под залог ТМЦ (товарно-материальных ценностей) срок обязательств не может превышать одного года», – комментирует позицию банка Галина Ванчикова (SIAB).

«Проблема с обслуживанием крупным бизнесом своих долговых обязательств, разумеется, относится к числу актуальных. Наверняка все слышали тривиальное суждение о том, что, когда ты должен банку 100 рублей – это твоя проблема, а когда 100 млн рублей, то это проблема банка. В этом есть доля правды. Целый ряд клиентов с приходом кризиса начал испытывать трудности в обслуживании кредита. Не стану скрывать, среди клиентов банка есть те, кто испытал временные трудности», – рассказала Галина Ванчикова (SIAB).   

Но какими бы ни были вызовы, а жизнь продолжается, и это понимают и компании, выступающие в роли заемщиков, и компании, выступающие в роли кредиторов. Несмотря на риски, банки продолжают кредитовать крупный бизнес, наращивая кредитный портфель в том числе за счет новых заемщиков. Бизнес, со своей стороны, старается вносить коррективы в действующие стратегии развития и соответствовать требованиям банков к залогам, поручительствам и т.д. Все отдают себе отчет, что кризисы приходят и уходят, а сотрудничество остается, и чем более лояльным и взаимовыгодным оно будет, тем лучше будет всем участникам процесса.    

Начать дискуссию