Кредитование

Банки и государство демонстрируют заинтересованность в развитии МСБ. Но денег нет

О том, что малый и средний бизнес — основа здоровой национальной экономики, знают все. С высоких трибун периодически сулят всемерную поддержку, требуют «перестать кошмарить» и даже выделяют какие-то бюджетные средства.

О том, что малый и средний бизнес — основа здоровой национальной экономики, знают все. С высоких трибун периодически сулят всемерную поддержку, требуют «перестать кошмарить» и даже выделяют какие-то бюджетные средства.

Создаются различные общественные и правительственные структуры поддержки малого бизнеса, большей частью симулирующие деятельность, но все же приносящие свою толику пользы. Реорганизованная в этом году Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, по сути, будет продолжать дело своего предшественника — работать как гарантийное агентство. Что, впрочем, тоже невредно — до конца года планируется выдать гарантий более чем на 50 млрд рублей.

А гарантии бизнесменам понадобятся. Скакнувшие ставки по кредитам приемлемы разве что для мегарентабельных бизнесов (каких, интересно?) или авантюристов. Впрочем, денег все равно нет — многие банки еще в конце 2014 года прекратили финансирование малого бизнеса. Неумолимо растет просрочка — по данным исследования компании «Секвойя Кредит Консолидейшн» доля просроченной задолженности уже превысила 12% объема кредитования — на треть больше, чем в прошлом году.

Сами предприниматели крепятся и надеются на улучшение ситуации в экономике и открывающиеся в связи с кризисом новые возможности — об этом говорят результаты исследования Альфа-Банка «Пульс малого бизнеса» (кстати, в индексе настроений малого бизнеса компании IT-сферы демонстрируют самый оптимистичный настрой). Правда, наметившееся было улучшение настроений бизнеса было зафиксировано еще до очередных пертурбаций валютных курсов.

Просматривается концепция, в которой банк становится если не единым, то основным и самым светлым окном в мир для предпринимателя

Что до банков — они не убирают руку с пульса малого бизнеса, стремясь сохранить эту категорию клиентов в расчете на увеличение непроцентных доходов. По аналогии с потребительским рынком можно образно сказать, что банки предлагают компаниям различные гаджеты, в том числе «фитнес-трекеры»: продвинутые ДБО-сервисы, облачные IT-сервисы, а также клубные и образовательные программы и т.п. (читайте в этом номере обзор некоторых банковских экосистем для МСБ).

С одной стороны, в ситуации, когда отчаянно требуется реальное финансирование, предложение сервисных фич может разве что вызвать раздражение у предпринимателя. С другой — повышение общего уровня бизнес-культуры, взаимопонимания и доверия между банками и клиентами в перспективе может сыграть системно оздоравливающую роль. Явно не озвучена, но просматривается концепция, в которой банк становится если не единым, то основным и самым светлым окном в мир для предпринимателя. Помогает ему в общении с госорганами — как по формальным поводам, так и по вопросам получения поддержки. И даже способствует в коммерческой деятельности — не только в плане финансовых услуг, но и в участии в тендерах и госзаказе, поиске партнеров и клиентов. Любопытен в этом отношении эксперимент Сбербанка с электронной торговой площадкой на базе портала «Деловая среда».

Вероятно, когда-нибудь банк и предприниматель станут частью единой экосистемы — не столько технологической, сколько социальной. И, хотя бизнес есть бизнес, быть может, в такой системе отношений банк почувствует особую ответственность за тех, кого приручил, и уже не откажет в столь нужном кредитовании своим «питомцам».

Начать дискуссию