Банки

«Пирамида Маслоу» для рынка банковских ИТ

С. ПОДЛЕПИНСКИЙ: «Мой главный совет коллегам по цеху – развивайте технологии последовательно, от уровня к уровню».

ИТ-технологии давно уже перестали восприниматься банками как «вишенка на торте» – в последнее время все чаще можно услышать, что финансово-кредитная организация, пренеб- регающая развитием ИТ-ландшафта, обречена как минимум на стагнацию, а как максимум – на поражение в конкурентной борьбе. Каких подходов следует придерживаться при решении задачи совершенствования ИТ-инфраструктуры? По каким критериям следует выбирать поставщиков ИТ-решений? На эти и другие вопросы ответил в интервью NBJ директор ИТ-управления Белгородсоцбанка Сергей ПОДЛЕПИНСКИЙ.

NBJ: Белгородсоцбанк занимает лидирующее положение по ключевым показателям деятельности в Белгородской области. Надо полагать, что технологии играют в этом процессе не последнюю роль. С учетом этого интересно Ваше мнение, в каких направлениях Вы бы порекомендовали развивать ПО таким же банкам сегмента малого и среднего бизнеса и почему?

С. ПОДЛЕПИНСКИЙ: Для того чтобы выжить в бурном море конкуренции, да еще при штормовых ветрах, дующих со стороны регулятора, банкам этого сегмента, как ни банально это звучит, в первую очередь необходима АБС, способная оперативно и с высокой производительностью осуществлять все банковские операции. Подчеркну: именно все, будь то расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, прием вкладов и депозитов, операции с ценными бумагами и т.д. Не секрет, что во всех АБС давно реализован полный цикл автоматизации – от момента первого появления клиента (занесение данных о нем в АБС, автоматизированная печать всех необходимых документов) до удовлетворения его ежедневных потребностей (прием документов, предоставление выписок, справок и т.д.). 

Но текущие требования ЦБ заставляют взглянуть на эти привычные действия по-новому. Все, начиная с проверки действительности документов, реальности бизнеса и вплоть до контроля 
над уплатой налогов, возложено на банки. А это время и, как следствие, недовольство клиентов. На мой взгляд, своевременное отражение в АБС всех изменений законодательства с учетом сохранения удобства обслуживания для клиентов – вот основное направление развития на текущий момент, т.к. сохранение клиентской базы является залогом жизнеспособности банков, относящихся к категории малых и средних по размеру активов. 

NBJ: Интересно, что вы начали говорить о технологиях с АБС, – сейчас чаще упоминают ДБО…

С. ПОДЛЕПИНСКИЙ: Однозначно, без внедрения решений для дистанционного банковского обслуживания сегодня никуда. Кстати, в развитии банка это тоже находит свое отражение. Тем не менее актуальность темы выполнения требований постоянно обновляющегося законодательства очень высока, и, как следствие, растет потребность в соответствующей функциональности, включающей в себя, кроме многочисленных выборок и анализа клиентской базы, способы взаимодействия с различными органами государственной власти на предмет предоставления информации. 

В психологии существует теория, в основу которой положена так называемая пирамида Маслоу. Суть ее в том, что человек, не удовлетворив полнос-тью потребности одного уровня, не переходит к удовлетворению потребностей другого, более высокого уровня. Я осмелюсь провести аналогию между пирамидой Маслоу и уровнями развития ИТ-инфраструктуры. Все информационные технологии в конечном счете направлены на обеспечение обработки данных. Если нет данных (не гарантирована их целостность и полнота) – нет необходимости совершенствовать механизмы их сортировки и выборки. Если не обеспечен необходимый уровень безопасности (защищенности данных) – не сильно задумываешься об удобстве интерфейса для пользователя. И так далее. Конечно, процесс прохождения уровней не разовый, под воздействиями различных факторов он осуществляется снова и снова, но смысл как раз в том, что происходит он последовательно: от одного к другому. Вот и сейчас, на мой взгляд, банкам необходимо сосредоточиться на выполнении требований регулятора, запастись терпением, пребывая на этом уровне, и не пытаться его перескочить.

NBJ: А какие планы по развитию ИТ-инфраструктуры у вашего банка?

С. ПОДЛЕПИНСКИЙ: Из ближайших пла-нов – и тут, кстати, мы возвращаемся к теме ДБО – повышение удобства и безопасности при работе с клиентами по каналам дистанционного обслуживания; применение CRM-систем; внедрение системы электронного документооборота; использование системы поддержки и принятия решений на заседаниях правления банка и кредитного комитета. На текущий момент мы также возлагаем большие надежды в технологическом плане на 31-ю сборку АБС RS-Bank V.6, переход на которую запланирован на 2016 год. Это будет шаг к следующему уровню развития системы. Как видите, все перечисленное направлено на улучшение оперативности работы всех служб и подразделений банка и в конечном счете на повышение уровня лояльности клиентов.

NBJ: Какие Вы бы выделили опорные точки, на которые опираетесь при планировании технологического развития? 

С. ПОДЛЕПИНСКИЙ: Мы стараемся, чтобы в нашей концепции развития информационных технологий были обозначены основные направления развития ИТ-инфраструктуры банка не на один год. Причем в стратегию мы закладываем механизм ее корректировки в зависимости от внешних факторов.

Мы также считаем очень важным налаженное взаимодействие бизнеса и ИТ. На текущий момент без согласования с ИТ-подразделением в банке невозможна реализация большинства новых проектов. Как следствие, меняется роль и назначение ПО, к примеру, той же АБС. Речь идет о наличии гибкого механизма регулирования тарифов и комиссий или о возможности дополнить имеющуюся информацию в базе необходимым перечнем полей, настроить выборку и выгрузку требуемой информации в нужном формате, загрузить данные из внешних баз – перечень можно продолжать еще долго.

Не менее важен выбор поставщика ИТ-решений. Когда наши запросы выросли и прежняя версия установленной автоматизированной банковской системы стала не в полной мере им соответствовать, давние партнерские отношения с ИТ-компанией, поставщиком АБС, с одной стороны, позволили нивелировать большую часть вопросов, а с другой – помогли утвердиться в целесообразности перехода на новую тиражную версию системы, в которой многое из того, что нам необходимо, уже реализовано штатно.

Также важную роль играет внимание к актуальным технологическим трендам, которые оказывают влияние на поведение пользователей банковских услуг. Развитие высокоскоростного интернета является сейчас мощным стимулом для предложения клиентам широкого спектра услуг ДБО, причем как юридическим, так и физическим лицам. Предоставление дополнительных возможностей с помощью интернет-банкинга в совокупности с развитием эквайринговой сети платежных терминалов открывают новые горизонты и служат весомым аргументом при привлечении клиентов (в том числе и на зарплатные проекты). Эти факторы невозможно не учитывать.

NBJ: Вы упомянули решение одного из разработчиков и поставщиков ПО для вашего банка – компании R-Style Softlab. Расскажите, как Вы выбираете вендоров, на примере этой компании. Почему остановили свой выбор на этой организации и на программном обеспечении, которое она разрабатывает и предлагает? На какие аспекты Вы бы посоветовали другим банкам обратить внимание при выборе поставщиков решений?

С. ПОДЛЕПИНСКИЙ: Когда банк начинал поиск АБС, я и слова такого не знал – вендор. Мы выбирали программу и были довольны. Это был 1995 год. Из плюсов решения на тот момент мы выделили следующие: комплексный подход (присутствовала вся интересующая нас на тот момент функциональность), удобный интерфейс, приемлемая стоимость, ну и, конечно, наличие встроенного языка RSL – для меня, как для сотрудника ИТ, это перевешивало все остальное. С развитием нашего взаимодействия от вопросов технических и функциональных мы стали переходить к вопросам технологическим. Особенно этот процесс стал заметен при переходе на линейку RS-Bank V.6. 

Несколько лет назад на семинаре, посвященном новым возможностям этой АБС, продолжая аллегорическую тему доклада одного из сотрудников ИТ-компании (а она звучала примерно так: «R-Style Softlab – Пигмалион банковского бизнеса»), я позволил себе сравнить RS-Bank V.6 с Галатеей, а нам, банкам – клиентам компании, отвел скромную роль тех мифических персонажей, которые должны были вдохнуть жизнь в бессмертное творение скульптора. Это, конечно, было сказано в шутку, но, на самом деле, я был близок к истине, и освоение новой версии ABC оказалось занятием интересным и перспективным. Недаром банк является клиентом R-Style Softlab не один десяток лет. Да и, точнее сказать, уже не клиентом, – это не совсем точный термин на текущий момент – а партнером. Я бы слукавил, сказав, что не было в наших отношениях моментов, когда мы «поглядывали на сторону». Но после пристального изучения условий конкурентов мы возвращались к сотрудничеству с проверенным партнером. Все-таки способность АБС реализовывать технологические требования банка или подстраиваться под них оказалась самым важным аргументом при принятии решения о выборе вендора. 

NBJ: Универсальных рецептов по развитию технологий не бывает, и все же напоследок – один главный совет для банков. 

С. ПОДЛЕПИНСКИЙ: Мой главный совет коллегам по цеху – развивайте технологии последовательно: от уровня к уровню. И у вас все получится. 

Начать дискуссию

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Если сотрудник в командировке работает в нормальном режиме, оплата рассчитывается по его среднему заработку. Но он может работать в выходные, сверхурочно и в ночное время. Разбираем, как оплачивать сверхнормативное время командированного сотрудника.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

С этими заблуждениями сталкивается каждый предприниматель: эксперт рассказал о завышенных ожиданиях в бизнесе

Какие заблуждения могут помешать начинающим бизнесменам добиться успеха, рассказывает Лиана Давидян — предприниматель, наставник по бизнесу.

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Интересные материалы

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.