ИТ-технологии давно уже перестали восприниматься банками как «вишенка на торте» – в последнее время все чаще можно услышать, что финансово-кредитная организация, пренеб- регающая развитием ИТ-ландшафта, обречена как минимум на стагнацию, а как максимум – на поражение в конкурентной борьбе. Каких подходов следует придерживаться при решении задачи совершенствования ИТ-инфраструктуры? По каким критериям следует выбирать поставщиков ИТ-решений? На эти и другие вопросы ответил в интервью NBJ директор ИТ-управления Белгородсоцбанка Сергей ПОДЛЕПИНСКИЙ.
NBJ: Белгородсоцбанк занимает лидирующее положение по ключевым показателям деятельности в Белгородской области. Надо полагать, что технологии играют в этом процессе не последнюю роль. С учетом этого интересно Ваше мнение, в каких направлениях Вы бы порекомендовали развивать ПО таким же банкам сегмента малого и среднего бизнеса и почему?
С. ПОДЛЕПИНСКИЙ: Для того чтобы выжить в бурном море конкуренции, да еще при штормовых ветрах, дующих со стороны регулятора, банкам этого сегмента, как ни банально это звучит, в первую очередь необходима АБС, способная оперативно и с высокой производительностью осуществлять все банковские операции. Подчеркну: именно все, будь то расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, прием вкладов и депозитов, операции с ценными бумагами и т.д. Не секрет, что во всех АБС давно реализован полный цикл автоматизации – от момента первого появления клиента (занесение данных о нем в АБС, автоматизированная печать всех необходимых документов) до удовлетворения его ежедневных потребностей (прием документов, предоставление выписок, справок и т.д.).
Но текущие требования ЦБ заставляют взглянуть на эти привычные действия по-новому. Все, начиная с проверки действительности документов, реальности бизнеса и вплоть до контроля
над уплатой налогов, возложено на банки. А это время и, как следствие, недовольство клиентов. На мой взгляд, своевременное отражение в АБС всех изменений законодательства с учетом сохранения удобства обслуживания для клиентов – вот основное направление развития на текущий момент, т.к. сохранение клиентской базы является залогом жизнеспособности банков, относящихся к категории малых и средних по размеру активов.
NBJ: Интересно, что вы начали говорить о технологиях с АБС, – сейчас чаще упоминают ДБО…
С. ПОДЛЕПИНСКИЙ: Однозначно, без внедрения решений для дистанционного банковского обслуживания сегодня никуда. Кстати, в развитии банка это тоже находит свое отражение. Тем не менее актуальность темы выполнения требований постоянно обновляющегося законодательства очень высока, и, как следствие, растет потребность в соответствующей функциональности, включающей в себя, кроме многочисленных выборок и анализа клиентской базы, способы взаимодействия с различными органами государственной власти на предмет предоставления информации.
В психологии существует теория, в основу которой положена так называемая пирамида Маслоу. Суть ее в том, что человек, не удовлетворив полнос-тью потребности одного уровня, не переходит к удовлетворению потребностей другого, более высокого уровня. Я осмелюсь провести аналогию между пирамидой Маслоу и уровнями развития ИТ-инфраструктуры. Все информационные технологии в конечном счете направлены на обеспечение обработки данных. Если нет данных (не гарантирована их целостность и полнота) – нет необходимости совершенствовать механизмы их сортировки и выборки. Если не обеспечен необходимый уровень безопасности (защищенности данных) – не сильно задумываешься об удобстве интерфейса для пользователя. И так далее. Конечно, процесс прохождения уровней не разовый, под воздействиями различных факторов он осуществляется снова и снова, но смысл как раз в том, что происходит он последовательно: от одного к другому. Вот и сейчас, на мой взгляд, банкам необходимо сосредоточиться на выполнении требований регулятора, запастись терпением, пребывая на этом уровне, и не пытаться его перескочить.
NBJ: А какие планы по развитию ИТ-инфраструктуры у вашего банка?
С. ПОДЛЕПИНСКИЙ: Из ближайших пла-нов – и тут, кстати, мы возвращаемся к теме ДБО – повышение удобства и безопасности при работе с клиентами по каналам дистанционного обслуживания; применение CRM-систем; внедрение системы электронного документооборота; использование системы поддержки и принятия решений на заседаниях правления банка и кредитного комитета. На текущий момент мы также возлагаем большие надежды в технологическом плане на 31-ю сборку АБС RS-Bank V.6, переход на которую запланирован на 2016 год. Это будет шаг к следующему уровню развития системы. Как видите, все перечисленное направлено на улучшение оперативности работы всех служб и подразделений банка и в конечном счете на повышение уровня лояльности клиентов.
NBJ: Какие Вы бы выделили опорные точки, на которые опираетесь при планировании технологического развития?
С. ПОДЛЕПИНСКИЙ: Мы стараемся, чтобы в нашей концепции развития информационных технологий были обозначены основные направления развития ИТ-инфраструктуры банка не на один год. Причем в стратегию мы закладываем механизм ее корректировки в зависимости от внешних факторов.
Мы также считаем очень важным налаженное взаимодействие бизнеса и ИТ. На текущий момент без согласования с ИТ-подразделением в банке невозможна реализация большинства новых проектов. Как следствие, меняется роль и назначение ПО, к примеру, той же АБС. Речь идет о наличии гибкого механизма регулирования тарифов и комиссий или о возможности дополнить имеющуюся информацию в базе необходимым перечнем полей, настроить выборку и выгрузку требуемой информации в нужном формате, загрузить данные из внешних баз – перечень можно продолжать еще долго.
Не менее важен выбор поставщика ИТ-решений. Когда наши запросы выросли и прежняя версия установленной автоматизированной банковской системы стала не в полной мере им соответствовать, давние партнерские отношения с ИТ-компанией, поставщиком АБС, с одной стороны, позволили нивелировать большую часть вопросов, а с другой – помогли утвердиться в целесообразности перехода на новую тиражную версию системы, в которой многое из того, что нам необходимо, уже реализовано штатно.
Также важную роль играет внимание к актуальным технологическим трендам, которые оказывают влияние на поведение пользователей банковских услуг. Развитие высокоскоростного интернета является сейчас мощным стимулом для предложения клиентам широкого спектра услуг ДБО, причем как юридическим, так и физическим лицам. Предоставление дополнительных возможностей с помощью интернет-банкинга в совокупности с развитием эквайринговой сети платежных терминалов открывают новые горизонты и служат весомым аргументом при привлечении клиентов (в том числе и на зарплатные проекты). Эти факторы невозможно не учитывать.
NBJ: Вы упомянули решение одного из разработчиков и поставщиков ПО для вашего банка – компании R-Style Softlab. Расскажите, как Вы выбираете вендоров, на примере этой компании. Почему остановили свой выбор на этой организации и на программном обеспечении, которое она разрабатывает и предлагает? На какие аспекты Вы бы посоветовали другим банкам обратить внимание при выборе поставщиков решений?
С. ПОДЛЕПИНСКИЙ: Когда банк начинал поиск АБС, я и слова такого не знал – вендор. Мы выбирали программу и были довольны. Это был 1995 год. Из плюсов решения на тот момент мы выделили следующие: комплексный подход (присутствовала вся интересующая нас на тот момент функциональность), удобный интерфейс, приемлемая стоимость, ну и, конечно, наличие встроенного языка RSL – для меня, как для сотрудника ИТ, это перевешивало все остальное. С развитием нашего взаимодействия от вопросов технических и функциональных мы стали переходить к вопросам технологическим. Особенно этот процесс стал заметен при переходе на линейку RS-Bank V.6.
Несколько лет назад на семинаре, посвященном новым возможностям этой АБС, продолжая аллегорическую тему доклада одного из сотрудников ИТ-компании (а она звучала примерно так: «R-Style Softlab – Пигмалион банковского бизнеса»), я позволил себе сравнить RS-Bank V.6 с Галатеей, а нам, банкам – клиентам компании, отвел скромную роль тех мифических персонажей, которые должны были вдохнуть жизнь в бессмертное творение скульптора. Это, конечно, было сказано в шутку, но, на самом деле, я был близок к истине, и освоение новой версии ABC оказалось занятием интересным и перспективным. Недаром банк является клиентом R-Style Softlab не один десяток лет. Да и, точнее сказать, уже не клиентом, – это не совсем точный термин на текущий момент – а партнером. Я бы слукавил, сказав, что не было в наших отношениях моментов, когда мы «поглядывали на сторону». Но после пристального изучения условий конкурентов мы возвращались к сотрудничеству с проверенным партнером. Все-таки способность АБС реализовывать технологические требования банка или подстраиваться под них оказалась самым важным аргументом при принятии решения о выборе вендора.
NBJ: Универсальных рецептов по развитию технологий не бывает, и все же напоследок – один главный совет для банков.
С. ПОДЛЕПИНСКИЙ: Мой главный совет коллегам по цеху – развивайте технологии последовательно: от уровня к уровню. И у вас все получится.
Начать дискуссию